Проповедь о молитве: Четыре слова о молитве (Свят. Феофан)
Проповедь о молитве: Четыре слова о молитве (Свят. Феофан)

Проповедь о молитве: Четыре слова о молитве (Свят. Феофан)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

1. Слово первое

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении всей мирской человеческой жизни нашей верно присловие: век живи, век учись; то тем более оно приложимо к молитве, действие которой не имеет перерыва, и степени которой не существует предела. Мудрая традиция была у святых отцев, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, спрашивали в первую очередь не о здоровье, а о молитве, говоря: как идет молитва? Действием молитвы у них являлось признаком духовной жизни. Есть дыхание в теле, живет тело; прекратится дыхание, прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе.

Не каждое совершение молитвы есть молитва. Молитва это возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу, - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания и прочее. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, эти и подобныя им чувства наполняли нас и сердце не было пустым.

Не всегда у нас есть устремление сердца к Богу. Его надо возбудить и возбужденное укрепить. Первый к этому способ читательное или слушательное молитвословие. Необходимо, правильно совершать молитвословие, и непременно появится восхождение в сердце к Богу. Надо так совершать его, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание слов молитвы. Святитель Феофан указывает три самых простых приема: не приступать к молитвословию без предварительной подготовки, не молиться кое-как, а со вниманием и чувством, и сразу после окончания молитв переходить к мирским делам. Приступая к молитвословию сначала необходимо немного постоять, или посидеть. Затем помыслить, кто Тот, к Кому обращаемся в молитве, и кто есть мы.

В каждое слово нужно вникать, и мысль каждого доводить до сердца. Эти два действия - понимай и чувствуй, выполненные с точностью, дают плод. Для правильно выполнения этого дела, вот что нужно выполнить: 1) взять молитвенное правило у духовного отца; 2) прежде чем молиться, в свободное время необходимо вчитываться в молитвы, входящие в правило, понять и разобрать каждое слово; 3) сосредоточиться и быть внимательными к своим мыслям. Во время молитвы, мысль может сбиваться и не раз, нужно терпеливо каждый раз возвращать свое внимание на смысл молитвословий и в последующие разы возможно это не повторится или уже не в такой силе.

2. Слово второе

Есть три способа, как научиться умной молитве. Каждое утро посвящать несколько времени на богомыслие; любое дело совершать во славу Божию и часто обращаться к Господу краткими воззваниями. После совершения богомыслия, на весь день в нас остается помышление о Боге. Памятование о Нём наставит душу каждое свое действие обращать во славу Божию. А совершенное все вместе поставят душу в положение, что из нее будут исходить частые молитвенные воззвания к Богу. Эти три средства являются самыми эффективными орудиями достижения умной молитвы. Этот труд напоминает собой подъем на гору, чем мы находимся выше, тем свободнее дышится. Так и здесь, чем больше занимаемся этим упражнением, тем свободнее действует в ней молитва. Человеческая душа по своей природе обитательница горнего мира, но груз земных помышлений и пристрастий тяготит ее. Перечисленные наставления Святителя Феофана, усердно исполняемые человеком по не многу отрывают ее от земли и дарует ей возможность вступить в свою область, где сподобится пребывать пред лицем Господа в ликах ангелов и святых.

3. Слово третье

В предыдущих двух главах Святителем Феофаном были рассмотрены две степени молитвы, первая молитва Богу чужими словами и вторая, где молимся своими. Но есть третий вид, который заключает в себе настоящую молитву, и к которому два первые служат только подготовкой. А именно: непрестанное обращение ума и сердца к Богу, Это - цель, которую должен иметь каждый молитвенник, чтобы не бесполезен был его труд.

Припомним, как говорится о молитве в Евангелии: «Бдите и молитеся», говорит Господь (Матф, 26, 41)Всякою молитвою и молением молитеся на всяко время духом (Еф, 6, 18). Из сих заповедей можем увидеть, что молитва не однократное действие, а постоянное и непрерывное состояние духа.

Нельзя подумать, что это состояние является чем-то недосягаемым для людей. Нет. Оно достижимо для всех, но ради этого необходим тяжелый труд. Каждый молящийся человек, иногда чувствует во время молитвы прилив теплоты и усердия, именно это надо довести до постоянного состояния. Святитель обращает наше внимание на еще одну важную добродетель – на страх Божий. Страх Божий это восприятие чувством бесконечных Божиих действий. Когда каждое дело направлено во славу Божию рождается памятование о Боге, памятование о Боге это понимание того, любое действо происходит перед Его Очами. Наконец, из частых воззваний к Господу, родится постоянное теплое призывание имени Божия. Когда поселятся в душе: страх Божий, память Божия и это постоянное призывание сладчайшего имени Христова в сердце; - тогда возгорается в сердце огнь духовный и принесет с собою глубокий мир. Человек вступит тогда в то состояние, ожидающего всех в будущем.

Желающему знать, как усовершенствоваться в страхе Божием, памяти Божией и непрестанном призывании имени Божия – есть ответ от Святителя: начать искать и само дело научит, держаться только одного закона, все отстранять, что мешает, всему усердно прилежать, что благоприятно.

4. Слово четвертое

Ранее три раза было упомянуто Святителем Феофаном о разновидностях молитвы, когда читают молитвы со вниманием, о той, где сами возносятся к Богу умом и сердцем и непрестанно в горении духа предстоят Богу. Разные степени молитвы Господь указал нам, чтобы каждый по мере своих сил, мог быть участником этого молитвенного блага. Дело молитвы есть великое дело. Оно есть свидетельство жизни духовной. Почему и заботиться о совершенстве в ней надобно больше всего.

Невозможно успеть в молитве, если не будем заботиться о других добродетелях. Уподобим молитву ароматному составу, а душу сосуду для него, то понимаем, что как в дырявом сосуде не удержится аромат, так и в душе, чрез недостаток какой-либо добродетели не постоит и молитва. Апостол Павел снаряжает христианина к духовной брани и облекает его во все оружия Божия. Опоясание чресл - истина, броня - правда, обувь - благовестие мира, щит - вера, шлем - упование, меч - глагол Божий (Ефес. 6, 14-17). В другом месте тот же Апостол, как невесту Христову, брачными украшая душу одеждами, говорит: облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь, мир, умудрение словом Божиим.

Надо о всем вместе иметь заботу и ревность, - и молиться, и во всякой добродетели преуспевать. Правда, что успеть в добродетелях нельзя без молитвы; но трудиться в доброделании все же необходимо и при молитве, чтобы молитве было в чем оказать нам свое содействие. Ведь тут то же бывает, что в часах. Когда идут часы исправно и верно указывают время? Когда в них всякое колесо и всякая другая часть цела и стоит на своем месте и в своей связи. Так и во внутреннем, душевном нашем механизме: устремление духа, как стрелка, бывает верно, т.е., прямо обращено к Богу, когда все другие части души целы и в своем стоят чине, в свою обделаны добродетель.