Проповедь: Крест и Воскресение (проповедь №117)
Проповедь: Крест и Воскресение (проповедь №117)

Проповедь: Крест и Воскресение (проповедь №117)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

О судьбах России.

Многие старцы предсказывали о том, что Россию ждет нелегкий путь. Путь России – это путь Голгофы. И расстрел Царской семьи, кровавые убийства за веру во Христа – это еще не конец, а только начало той череды трагических событий, которые ждут нашу страну. И мы уже сейчас видим исполнение предсказаний и русских, и афонских старцев: наша страна стала разменной монетой, для тех, кто стоит у власти и делает вид, что радеет за благополучие нашей Родины. Развален Советский Союз, разворованы богатства, растлевается нация посредством СМИ и пропаганды безнравственного образа жизни. Старцы также предсказывали о наступлении Третьей мировой войны. Почему же такие беды обрушиваются на Русь, которая издавна называлась Святой? Всему виной нераскаянные грехи, аборты и порок, который уже воспринимается как норма. И выход один – покаяние.

Крест и Воскресение в нашей жизни.

Господь дал нам обещание, что, когда мы увидим Его лицом к Лицу, мы не спросим Его ни о чем. Все, что было в нашей жизни, приобретет ясный смысл того, что так было нужно. Все встречи и расставания, скорби и радости были даны нам не просто так, и ни один вздох нашего сердца не оказался случайным или забытым Богом. Не надо бояться боли и страданий, надо бояться оказаться в них маловерными. Ведь Христос уже прошел наш путь до конца, через Голгофу, к Воскресению. Он проторил нам дорогу, и нам остается только пройти по Его следам. Воскресение Христово придало смысл нашей жизни, нашим, казалось бы, безутешным скорбям.

Противостояние страсти.

Необходимо противостать страсти, положить всю решимость своего сердца на борьбу с грехом. Ведь первое, что причиняет страдание и терзает нас – это грех. Мы онтологически заражены грехом после грехопадения Адама и Евы, и лишь Христос может разорвать цепи рабства диаволу, соединив нас с Собой в Таинстве Евхаристии. Мы - воины Христовы, а воины должны всегда быть готовы вступить в борьбу с грехом, призывая имя Спасителя. Итог греха – смерть. Смерть души и тела. Господь наш Иисус Христос противостал тому, что никто и никогда не мог победить. Сын Божий противостал смерти и…победил ее навсегда. В воскресном тропаре поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Единственный путь для того, чтобы не вкусить духовной смерти, – это умертвить свои страсти. И уже то благо для человека, когда он может сказать о себе: «Могу не грешить», и лишь святые могут искренне воскликнуть: «Не могу грешить». Большинство же из нас живет в состоянии «не могу не грешить».

Сошествие Христа во ад.

Чтобы спасти нас от вечной смерти, Господь становится во всем послушным Отцу, исполняя Его волю. Он терпит муки на кресте, и Крест открывает Ему Воскресение. Он нисходит во ад, чтобы вывести из этой темницы души праведников, которые с великой надеждой ждали Его пришествия. Не может быть Воскресения без Креста, и дело нашего спасения не могло совершиться без жертвы. В этой схватке со смертью Христос обыграл диавола, и в видимом для фарисеев поражении, позорной казни, Он явил непобедимую Победу. И тот, кто со смирением сердца последует за Господом на страшную Голгофу, тому будет и дана радость Воскресения.

Господь Иисус Христос.

Единственный Человек, явивший собой абсолютную чистоту и праведность со святостью – это Иисус Христос. «Един свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь», - поется в песнопении за Божественной литургией. Вот он – замысел Божий о человеке. Каким был призван стать человек, и не стал, поддавшись соблазну греха. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом.

Человеческие весы.

В Евангельском повествовании мы видим, как несправедливо склонена чаша весов. С одной стороны – Праведник, невинный Страдалец. А с другой – Варрава, жестокий разбойник. И в чью же пользу склоняются эти весы? Невероятно, но человеческая справедливость способна лишь на то, чтобы признать убийцу достойным жизни, а святого Человека приговорить к смерти. Но неужели мы думаем, что эти Евангельские строки не касаются нас никаким образом? Все события, которые встречаются нам на страницах этой книги, напрямую касаются нас. И только наше сердце, если оно не лжет самому себе, может отозваться на них либо равнодушием, либо принятием, либо отвержением. Так, кто мы? Народ, который в остервенении кричал «Распни Его!», Понтий Пилат, который «умыл руки», оставаясь как будто в стороне, а на деле оказался таким же убийцей, подписав смертный приговор Судии Праведному, или Симон Киринейский, который действенно участвовал в последних мгновениях жизни Иисуса, помогая Ему нести крест? Что на нашей чаше весов перевешивает: любовь к Богу или любовь ко греху? Если чаша склонилась на сторону греховных дел и помыслов, то мы соучаствуем в распятии Господа нашего, вбивая снова и снова гвозди в Его Пречистое Тело.

Божественные весы.

Иные же весы Божественные. В них действует любовь Божия. Ведь Божественная справедливость отличается от человеческой. Старец Паисий Святогорец приводил в пример сливы. У человека пять слив. По человеческой справедливости он разделит их поровну, еще и утаив одну для ровного счета. А по Божественной справедливости, человек должен был бы отдать все сливы своему ближнему, зная, что тот их очень любит. Бог, видя, что чаша весов с беззакониями человеческими переполнена, на другую сторону положил каплю Своей Честной Крови. И эта единственная Капля перевесила всю мировую тяжесть греха.

Ангелы Великой Пятницы.

В скорбный день Великой Пятницы, когда Тело Иисусово пригвоздили ко кресту, на Голгофу с небес спускаются два белокрылых Ангела с сосудами. Один собирает капельки Крови Спасителя, а другой – слезы кающихся грешников. На небе больше радости об одном плачущем грешнике, чем о сотне праведников. Так и мы должны пролить слезы о своих согрешениях и наполнить сосуд второго Ангела, который когда-то наполнили и апостол Петр, и разбойник, распятый по правую сторону от Христа, и сотник, исповедовавший в минуту просветления, что Сей Человек «воистину Божий Сын бе». Наших слез никогда не будет достаточно, и святые угодники Божии особенно остро это чувствовали, сокрушаясь, что еще не положили и начало покаяния. Но стоит нам сделать один шажок, пусть еще робкий и неуверенный, и тогда Милосердный Господь сделает нам на встречу тысячу шагов.

Кустодия.

Господь был одинок среди людей. Все оставили Его. Казалось, что даже Бог оставил Христа. И это предельное одиночество и Богооставленность Человек-Иисус выразил в сердечном вопле к небу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил?». Здесь вся тоска человечества по потерянному Раю…Но кто оказался рядом с Господом в последние дни его жизни? Кустодия – стража. Они были повсюду. Они преследовали Его, окружая плотным кольцом ненависти и зависти. Книжники, фарисеи, первосвященники, воины, сама стража, соревнующаяся в лидерстве за самый метко вбитый гвоздь в Пречистое Тело Спасителя, считали, что Христос – их личный враг. Да, пусть политический, пусть, по их мнению, хулитель Закона, но, прежде всего, личный враг. Личный, потому что мешал им жить так, как хочется, обличал их дела и призывал к покаянию. Гордыня не давала им увидеть в Его словах и действиях главное – Любовь.

Быть ближним Богу.

Если мы разделяем только радостные минуты в жизни ближнего, нельзя сказать, что мы хорошие друзья. Познать друга можно только в беде. Мало быть с Богом лишь на браке в Кане Галилейской, где торжествует жизнь, где ликует, пусть настоящая, но земная любовь. Другое дело быть со Христом там, в Гефсиманском Саду, когда так страшно и хочется заснуть и не помнить себя. Быть с Ним у Креста и видеть, как содрогается в муках Его Пречистое Тело, видеть, как умирает человек, и в эти страшные мгновения торжества несправедливости и людской злобы верить, что Он воскреснет. «Вера твоя спасе тя», - твердо и ласково говорит нам Господь. Спасла она Петра, когда он понял, что отступил от Бога. Эта вера помогла ему пережить и правильно оценить свой поступок, не дала ему отчаяться, как Иуде. Эта вера придавала сил Симону Киринейскому, Никодиму, сотнику, женам-мироносицам. Их Господь может назвать друзьями Своими, потому что они были с ним до конца, превозмогая боль, усталость и страх смерти. Он и нас назовет Своими возлюбленными друзьями, если наше сердце не будет двоиться, не будет служить двум господам, но в слезах будет припадать к Богу и к Нему лишь одному.

Жены-мироносицы и современные женщины.

Превозмогая страх, у креста Господня остались благочестивые жены, которые оплакивали своего Божественного Учителя. Они не ушли домой, не стали заниматься домашними делами, а разделяли вместе с Божией Матерью Ее скорбь. Они просто не могли иначе. И вот возникает вопрос, а если бы миром правили женщины, распяли бы Христа или нет? Смотря на современных женщин, можно с уверенность сказать, что – да. Родные матери совершают тяжкий грех детоубийства. Иные проводят время впустую, занимаясь суетными делами и развлечениями, забывая о служении Богу и ближним делами любви, милосердия и сострадания. Если в Господа не верует мужчина, это можно оправдать каким-то образом преобладанием ума над чувствами. Но если женщина, обладая по своей женской природе более чутким сердцем, не верит в Него, это повергает в ужас. Женщины-христианки должны подражать женам-мироносицам и не оставлять своего Господа, быть в первую очередь Мариями, а только потом Марфами. Женщину украшает кротость, смирение, чистота помыслов, целомудрие и благочестие. И ничто не красит женщину так, как любовь к Богу и ближним.

Пресвятая Богородица.

У креста сердце Пресвятой Девы Марии пронзило оружие скорби. Она страдала так, как не страдал ни один человек на земле. Видя распятие Своего Божественного Сына, Она сердцем сраспиналась Ему. В этом сердце не было ненависти и обиды на весь людской род. Напротив, услышав о том, что Иисус просил Отца «простить им, ибо не ведают, что творят», Она простила убийцам их злодеяние. И даже наоборот, так возлюбила нас, что слышит все наши сердечные воздыхания, помогает в наших скорбях и печалях. Матерь Божия не издала ни единого возгласа, чтобы упросить Сына не идти на страдания. Душа ее была исполнена смирения и доверия Богу. Подобно тому, как Авраам повиновался повелению Божию принести в жертву Исаака, Пресвятая Богородица послушно отдала в жертву Своего Единственного Сына. А Христос, вися на древе крестном, явил Своей Матери неизреченную любовь и заботу, отдавая Ее на попечение любимого ученика, Иоанна.

Первая литургия.

Мрачное место – Голгофа. Но именно там совершилась первая в мире литургия, за которой была принесена страшная жертва – Сын Божий. Обычный деревянный крест стал оружием спасения и алтарем, на котором был заклан невинный Божественный Агнец. Он есть Приносяй и Приносимый, то есть Тот, Кто Сам Себя приносит в жертву за грехи человеческие. Жертва приносилась под пение двух хоров. Один хор на восемь гласов распевал хуления и кощунства, насмешки и укоры, злословие и ненависть. Другой же хор пел песнь любви. Песнь эта доносилась с креста. И в ней пелось о всепрощении и любви. Но вскоре в хоре хулителей Христовых наметился разлад. Ноты покаяния и прозвучали из уст разбойника, висевшего по правую сторону от Господа. Римский сотник также прозрел и увидел в Иисусе Сына Божия. Слова прощения, услышанные им с креста, привели его в покаянное чувство и он, не медля, исповедовал Христа Богом. И среди народа нашлись люди, которые ушли с Голгофы, бия себя в грудь и каясь в том, что не узнали в Иисусе из Назарета своего Творца. Мы также должны найти свое место в Голгофском хоре, выучив песни покаяния и исповедания.

Два древа.

В церковных песнопениях поется о двух древах. Одно из них - Эдемское древо познания добра и зла. Оно было насаждено Богом, чтобы испытать человека в послушании и любви, но Ветхий Адам не прошел это испытание, вкусив вместе с преслушанием смерть. Другое же древо – это древо Крестное. Его насадили любовь Божия, грех человеческий и нечестие убийц. Крест – это лекарство от греха, от смерти.

Исповедничество веры

. Время открытых гонений прошло. Сейчас любой человек может зайти в храм, поставить свечу или сказать людям о том, что он христианин. Но совсем недавние события истории нашей страны показали, что мы должны бодрствовать и быть готовыми к тому, что гонения и уничтожения тех, кто носит святое имя Христово, могут возобновиться. И тогда спросим себя, а выдержим ли мы страшные пытки и истязания за Господа нашего. Примерный ответ можно дать уже сейчас, правдиво всмотревшись в свою жизнь. Если мы не можем отказаться от греховных привычек, то вряд ли сможем открыто исповедовать Христа во время гонений на церковь. Потому что по слову Господа, неверный в малом неверен и во многом.

Истязания Господа Иисуса Христа.

Господь претерпел за нас страшные страдания, будучи избиваем, поносим и оплеван. Воины с особой звериной жестокостью бичевали Христа палками, веревками и прутьями, которые назывались «кошками». Когда эти металлические прутья касались тела, они с мясом выдирали человеческую плоть. Воины не только физически расправлялись со Христом, но унижали, хулили и оскорбляли Его Божественное достоинство, как будто Он лично сделал им что-то плохое. Они одели на Него терновый венец, и шипы, впивающиеся в голову Спасителя, причиняли Ему огромную боль, Он постоянно истекал кровью. На место Своей Казни Христос шел Сам, но и тут люди, словно дикие звери, накидывались на Него, стремясь разорвать и причинить еще большие муки. Интересно, что не только иудеи, движимые завистью, хотели уничтожить Спасителя, но и римские воины глумились и истязали Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что делали они это по наущению диавола. Враг рода человеческого возбудил ненависть против Сына Божия в сердцах множества людей, которые были в Иерусалиме.

Богословский смысл одеяния Христа во время казни.

В Евангелии мы читаем о том, что со Христа совлекли Его одежду и взамен дали Ему одежду поругания. Это одежда, омытая Честною Кровию Господней, заменила кожаные ризы Адама, в которые Господь одел человека после изгнания из Рая. Все это было предсказано в пророчестве Исаии. По своей великой любви Господь пожелал быть одетым в багряную одежду, чтобы убелить нас, словно снег, сделать чистыми от греха. Сколько сделал для нас Спаситель, и чем мы отплатили и продолжаем отплачивать Ему. Вновь и вновь снимают со Христа Его светлые одежды сектанты, богопротивники и все те, кто различными пороками намеренно уничтожает в себе образ Божий. Но и мы, христиане, соучаствуем в злодеяниях этих людей, если не укрываем нашего Господа в светлые ризы правды и добрых дел любви. Если мы подобно фарисеям исполняем только внешнее, забывая о том, что из сердца исходят злые и добрые помыслы. Если предпочитаем роскошь и развлечения уединению и молитве. Но, как только мы принесем плоды покаяния, Господь щедро одарит нас прекрасными одеждами нетленной красоты и убелит нашу душу.

За Голгофой - Воскресение.

Мы часто сетуем и обижаемся на людей, когда они причиняют нам боль своими словами и поступками. Но Господь никак не выразил своим обидчиками презрение или ненависть. Напротив, Он относился к ним с любовью, умоляя Отца простить согрешения людей, приведших Его на Голгофу. Будучи Богом, Христос не воспользовался возможностями Божества и не применил ни силы, ни чудес по отношению к Своим распинателям. Он смирил себя до крестной смерти, не принуждая людей насильно в Него поверить. Христос явил себя в уничижении, чтобы те, кто может принять Его в свое сердце, приняли бы Его именно таким. Это испытание веры и для тех, кто был с Ним тогда, на Голгофе, и для нас самих. Ведь нам предлагается путь скорби, лишений и плача. Но, если мы за этой своей голгофой увидим Спасительный Крест, то нам обязательно воссияет невечерний свет Воскресения Христова.