Проповедь об умной молитве
Проповедь об умной молитве

Проповедь об умной молитве

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Некоторые монашествующие современники Паисия Величковского дерзнули хулить Иисусову Молитву. В чем старец обличил их и подробно объяснял сие делание во всех аспектах. Священная умная молитва была непрестанным делом древних Богоносных отцов наших во многих пустынных местах и в общежительных монастырях. Многие, подвигшись тайным Божественным, написали книги своих учений об этой молитве. И это было по особенному Промыслу Божию, чтобы в последние времена это Божественное дело не пришло в забвение. На умное делание никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с крайним благоговением. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол видя, что наиболее через это делание монашеский чин преуспевает в совершенстве Божественных заповедей, и через то делается светом и просвещением миру, — начал таять завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли.

Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания
По писанию святых отцов наших, есть две умные молитвы: деяние и видение. Та — начало, а эта — конец, т.к. деянием является восхождение видения. Весь монашеский подвиг, кротость, смирение, терпение, пост, бдение, поклоны и прочие утомления тела весь такой подвиг называется деянием: но никак не видением. Когда человек Божиею помощью очистит душу свою и сердце от всякой скверны душевных страстей и телесных: тогда благодать Божия взяв ум, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням в духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это называется истинным духовным видением или по святому Исааку чистая молитва. Но войти в эти видения не может никто своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатию Своею введет в них. Этот молитвенный дар, по словам Нила Синайского, Самим Богом дана первозданному человеку. Из свидетельств Святых Отцов следует, что Бог, создав человека по образу Своему, ввел его в рай делать сады, то есть, мысли Божественные, чистейшие и совершенные, по святому Григорию Богослову. Адам, как чистый душою и сердцем, пребывал в благодатной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и хранил ее, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась.

Святые Отцы называют эту молитву художеством, потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искусного художника: так и этому мысленному деланию молитвы, без искусного наставника, невозможно научиться.

Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание
Эта Божественная молитва больше всякого другого монашеского подвига, которая, по святым отцам, есть верх всех исправлений, источник добродетелей, едва постижимые для человеческого. Поэтому, желающий обучаться этому Божественному деланию, должен, по святому Симеону Новому Богослову, предать себя душою и телом в послушание, согласное с Священным Писанием: то есть: предать себя в полное отсечение своей воли и своего рассуждения опытному старцу, боящемуся Бога, усердному хранителю Его Божественных заповедей и могущему показать путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце. Это необходимо для того, чтобы истинным послушанием в разуме, он мог стать свободным от попечений и пристрастий этого мира. Если же кто не сможет найти в своем наставнике опытного старца, то пусть не расстраивается, нужно возложить всю надежду на Бога. И пусть наставник, вместо истинного преподавателя, разбирается в учениях преподобных отцов наших и отсюда заимствует наставления об этой молитве. Во всяком случае, благодать Божия, молитвами святых отцов, вразумит, как научиться этому Божественному делу.

О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию
Святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва это общение и соединение человека с Богом, примирение с Богом, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней и т.д. Так выражает свое мнение об этом молитвенном делании Святой Григорий Синаит: «Благодать Божия, премудрость Божия, или лучше — начало самопремудрости». Блаженный Макарий Великий говорит: «Кто всегда понуждает себя претерпевать в молитве, тот духовною любовью возгорается в Божественное рачение и в пламенное желание к Богу, и приемлет, в известной мере, благодать духовного освятительного совершенства». Много ещё святых отцов хвалят умную молитву и отмечают огромное количество полезных свойств для человека.

Каждый может заметить, как эта священнейшая молитва приводит человека к небесному сокровищу различных добродетелей, но не всем удается освободить своё сердце от мирских соблазнов и встать на путь обучения этим деланием.

О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы
В древние времена делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальными, и входить умом в страны сердечные, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву.

Обратимся к словам об обучении этой молитве преподобного Никифора Постника. Прежде всего, жизнь свою надо строить безмолвно, беспопечительно и со всеми мирно. Для молитвы необходимо найти отдельную комнату, затвориться, и сесть в каком-нибудь углу. Собрать свой ум, понудить себя войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, те ощущения, которые за этим последуют, принесут определенный дискомфорт. Поэтому, надо приучить ум не скоро выходить оттуда, потому что сначала он очень скучает от внутреннего затвора и тесноты. Когда же привыкнет, то уже не терпит скитаться во вне, потому, что царствие небесное находится внутри нас: его-то, когда рассматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать.