Проповедь о покаянии (№120)
Проповедь о покаянии (№120)

Проповедь о покаянии (№120)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

1. Беседа на покаяние

Каждому христианину нужно скорбеть о своих грехах, но без отчаяния. Примером покаяния для нас может послужить Святой Ефрем Сирин, который своими слезами за грехи испросил прощение у Господа и своим стремлением к Нему, получил Святость. Или, например, жена грешница, которая проливала слезы перед ногами Христа, приняла от Него отпущение грехов. Сокрушение является средством лечения души и благодаря ему получаем очищение от грехов и примирение с Богом. Слезы, проливаемые ради Спасителя, всегда очищают душу от беззаконий и дают дерзновение перед Господом. Скверные помыслы никогда не приближаются к душе, которая всегда сокрушается ради Христа.

Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). Кто стремится к Богу, но не живет по Его Заповедям, тот не наследует спасение. Кто сокрушается о грехах и просит Бога о прощении их, но не исправляет свою жизнь, не полагает твердого намерения воздерживаться от грехов, тот является лицемером. Истинное покаяние состоит в изменении своих желаний и действий сообразно учению Спасителя. Ефрем Сирин наставляет всех православных христиан, которые получили отпущения грехов, вести внимательную духовную жизнь и не впадать в прежние беззакония снова. И если вдруг в жизни произошло падение, необходимо как можно быстро принести покаяние.

Вспомним, как наставлял в покаянии людей Иоанн Предтеча Господень. Когда Его спрашивали что следует делать, то он каждому званию повелевал исправить именно то в чем оно грешит. Простым людям, которые помрачились корыстолюбием, заповедает помогать бедным, матырям, грешившими лишними поборами ограничиваться собиранием налогов определенных законом, а войнам, притеснявшим жителей, довольствоваться своим жалованием.

Итак, получив примирение с Господом на исповеди, будем стараться не впадать снова в недавно отпущенных грехах и займемся изменением нашей жизни и приобретением добродетелей.

2. Беседа на покаяние

Истинное исправление жизни возникает у нас совершенною верою в Господа и любовью к ближним. Кто любит Спасителя для того все мирские радости и удовольствия не являются чем-то ценным. Как не любить Бога, который за нас умер, даровал нам жизнь, вселил веру, облек бессмертием и постоянно о нас заботится.

За любовь к Нему, Господь прощает все грехи, как тяжелы бы они не были. Первым проявлением любви к Богу является любовь к ближнему. При вопросе книжника о самой главной заповеди, Господь ответил ему так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Приятна Спасителю наша любовь к ближнему.

Любовь к ближним не должна чем-то ограничиваться, «этому человеку помогу, а этому нет» такое не допустимо. Расположение наше должно быть одинаковым ко всем, как к врагам, так и к друзьям. Отсутствие такой любви указывает на нелюбовь к Богу. Кто не любит ближних и находится с ними в состоянии вражды, принося покаяние, тот трудится напрасно. Оставляются долги тем, кто прощает сам. Кроме этого, когда мы молимся Господу о чем либо, мы должны позаботиться о том, чтобы язык которым мы обращаемся к Нему был чист от сквернословия. Когда просим у Него о наших потребностях, даем ли мы тем, кто просит что-то у нас.

3. Беседа на покаяние

Для исцеления от грехов недостаточно чтобы мы каялись в них самим себе и сокрушались, но следует их сказать Врачу Небесному, откровенно исповедуясь. Если человек удерживает грехи внутри себя, то терпит в себе тягость. Когда человек кается и обвиняет себя, то беззакония очищаются. Таким образом, необходимым условием для покаяния является исповедь. Святые Отцы особенно подчеркивают, что без неё невозможно получить прощение от Бога. Она вселяет покой и радость в душу человека, т.к. примеряет её с Богом и избавляет от будущих наказаний, изглаждая все грехи.

Исповедуясь, мы должны чистосердечно признаться во всем, всякое укрывательство от греха будет святотатством, увеличивающие наши прегрешения. Для тех, кто стыдится рассказывать свои грехи на исповеди, Святой Ефрем Сирин советует стыдиться грешить, а не исповедоваться. В этом нет никакого стыда, напротив, в этом заключается добродетель.

Для человека ничего нет лучше как заниматься делом спасения своей души и это является делом самым важным и главным, т.к. если мы спасем свою душу, то будем вечно блаженствовать душою и телом. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Но если мы не спасем свою душу, то потеряем Царство Небесное и Бога и будем вечно мучиться. Дело спасения должно являться самым главным и непрерывным занятием каждого человека. Кто еще думает, что покаяние можно отложить, тот грешит против главной своей обязанности. И кроме того питает себя такой надеждою, которая обманула и свела в ад бесчисленное множество людей. Кто может гарантировать, что человеку будет дана возможность покаяться попозже !? Если грешник, несмотря на долготерпение Господа остается жестокосердным и носит в себе непокаянное сердце, тот собирает себе гнев Божий. Так что в день праведного суда Божьего неизбежно падет на его душу невыразимая скорбь и теснота. Христиане, которые думают, что можно посвятить себя Богу и миру обольщаются. Свет с тьмой не будут едины никогда. Спасение души дело нелегкое и как сказал Преподобный иеросхимонах Леонид Оптинский: «"Душу спасти – не лапоть сплести". Дело это совершается Благодатью Божьей и верностью и покорностью ей. С нашей же стороны необходимо совершать непрестанные христианские подвиги. Как сказал Апостол Лука: «Многими скорбями предстоит нам войти в Царство Небесное». Пока мы ещё живы, возьмемся за спасение нашей души и будем усердно над ним трудиться. Но эта возможность недолго продержится, т.к. самая длинная наша жизнь очень коротка.

4. Воззвание Архиепископа Никона Вологодского и Тотемского к покаянию народ русский

В своем письме Архиепископ Никон обращается к русскому православному народу и наставляет его к покаянию. Написано оно в двадцатом столетии и по его мнению, мы, народ русский, обременен грехами. Несмотря на то, что обращение было написано достаточно давно, актуально оно и сегодня. Как древнему Израилю, народу Божию вверено было слово Божие, для того, чтобы он передал это сокровище всем земным народам, так и нам Господь вверил Православную веру для того, чтобы мы сохранили это сокровище во веки веков. Изменил Богу народ еврейский, а храним ли мы Им нам вверенную Православную Веру ? Многие не хотят знать учения своей Церкви и, слыша хулы на Неё, заражаются ересями, потому что не знают святой истины православия во всей чистоте. А не зная учения своей веры, такие православные не могут защитить ее и легко поддаются искушениям отпадения от веры. И вот какой-нибудь сектант, приходит и говорит: "Смотрите, в каких пороках живут православные в пьянстве, распутстве, во лжи, приходите к нам" Разве наша святая вера учит порокам!? Св. Церковь всех людей зовет: "Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас!" Вера без дел - мертва! Что говорит Господь: "Не всяк глаголяй Мне: Господи, Господи, внидет в царство небесное", а только тот, "кто творит волю Отца Моего небесного"... Церковь учит, что надо исполнять все заповеди Божий, что одно наружное показное благочестие не спасет нас.

Никогда не было такого отступничества от святой веры православной, как в наши дни. Отбить у соседа жену, прогнать свою, - да этому уж никто не удивляется. Убить, развратить, загубить душу - да об этом мы читаем каждый день. Полная распущенность нравов, люди уподобились скотам. Господь ждет нашего покаяния. Услышим, что говорит Он устами пророка: "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Поспешим принести пред Господом покаяние во всех грехах наших! Но не на словах только должно быть наше покаяние, а главное на делах. Простим от всего сердца всем, кто согрешил против нас. Начнем жить по православному. Будем послушными святой Церкви, и она помолится за нас, Господу. И тогда услышит Он молитвы наши и отвратит гнев Свой праведный от нас.