Проповедь о покаянии и исповеди
Проповедь о покаянии и исповеди

Проповедь о покаянии и исповеди

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Соотношение и соответствие между творением мира и возрождением человека

Начала возрождения каждому из нас даны. Каждому христианину необходимо развиваться по этим началам и постепенно становиться мужем совершенным, чтобы образовать из себя новую тварь, – совершенного Божия человека. Со стороны благодати Божией, возрождение наше сделано было над нами тогда, когда мы ничего еще не понимали, – в первом младенческом возрасте нашем; а родители и воспитатели наши, к величайшему нашему несчастию, не сказали нам, что с нами было сделано, – не выяснили нам всей силы и значения нашего возрождения и не указали нам правил, руководствуясь которыми мы постепенно сделались бы новою тварию. И вот мы, в совершенном неведении, жили сами по себе, да только то и делали, что грешили, имея самые поверхностные понятия о христианстве, и нагрешили так много, что сиявшая прежде в душе нашей печать дара Духа Святого стала засыпанною в нас. Образовался хаос. Нужен Св. Дух, нужно Слово Божие для нашего воссоздания. Все это, по неизреченной милости Божией дается нам в новом возрождении, – втором крещении – в покаянии.

Поняв дух, силу, значение и требования христианства, чувствуем, что не так живем, как бы следовало христианам, чувствуем это и сознаем, что пора нам измениться.

Войдем же в себя и займемся этим, как следует. Исповедание грехов не представит больших затруднений, когда человек успеет совладеть с собою и положит намерение оставить грехи. Но он не совладеет с собою пока не раскается. Не раскается – пока не осудит себя. Не осудит – пока не познает грехов своих и значения их. Итак, исходное дело в покаянии – познание грехов своих, за которым последует сокрушение о них с намерением больше не грешить, а исповедь завершит это великое дело.

Познание греховности

Всякий должен войти в себя самого и заняться рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было неисправного. Наша греховность представляется нам в виде смутном и неопределенном. Истинное покаяние и должная исповедь требует определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере - узнать свои грехи ясно и раздельно. Для этого вот что советуют сделать: поставь, с одной стороны, закон Божий, а с другой - собственную жизнь и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны. Чтобы ничего не опустить в этом важном деле самоиспытания, хорошо держаться в нем какого-либо порядка. Например: вообразить себе, как можно яснее, все обязанности свои в отношении к Богу, ближним и самому себе и потом, как можно точнее и подробнее, просмотри свою жизнь по всем этим отношениям. Вследствие такого пересмотра жизни, откроется - в числе наших дел, слов, чувствований, помышлений, желаний - множество или прямо противоположных закону. Соберется всего этого многое множество, и, может быть, вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых. Внешнее в покаянии сделано. Но на этом не должно останавливаться. Надобно идти далее по пути познания своей греховности или входить глубже в греховное сердце. Под делами и словами, под частными мыслями, желаниями и чувствованиями лежат постоянные расположения сердца, служащие для них источником. Какая в особенности страсть господствует во мне, препятствуя моему покаянию и удерживая в оковах греха? Это можно узнать по следующим признакам: все, с чем труднее всего нам расстаться, все это очевидно господствует над нами и держит нас в плену. Против сего-то именно недуга душевного и должно направить все усилия и всю духовную бдительность.

Суд совести

Начнем суд совести, т.е. будем задавать ей вопросы, а она пусть отвечает нам честно.

По отношению к Богу

Приобретаю ли я верное и четкое познание о Боге и предметах святой веры?
Люблю ли я Бога всем сердцем и всей душой, больше всего?
Не преступал ли я часто любовь мою к Богу, не нарушал ли моего благоговения помыслами неверия или маловерия?
Не прогневлял ли я Бога невниманием к путям Промысла Божия?
Не огорчал ли я Господа малодушным ропотом якобы на неправедные судьбы Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния?

По отношению к ближним

Люблю ли я ближних моих, как самого себя, по заповеди Христовой? Уважаю ли в них достоинство людей ? Ценю ли в них высокое звание христиан? Не смотрел ли на ближних как на орудие удовлетворения нечистых страстей? Не оскорблял ли их необоснованным подозрением или недоверием? Не присваивал ли чужой собственности хищничеством или обманом ? Не нанес ли какого то вреда ближним?

По отношению к самому себе

Храню ли чистоту своей души и тела? Дорожу ли я своим достоинством человеческим и христианским? Верен ли я обетам, данным Богу? Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим? Употреблял ли богатство, честь и другие дары и преимущества свои с пользой и достойно славы Божией?

Такие и подобные размышления приведут нас к познанию греховности, произведут истинную печаль по Богу и сделают покаяние наше искренним, без чего покаяние и исповедь наши бесплодны и после покаяния мы опять остаемся в грехах своих.