Проповедь о Православной Духовности ч.2
Проповедь о Православной Духовности ч.2

Проповедь о Православной Духовности ч.2

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

1. Книга «Православная Духовность»

По наставлениям Аввы Дорофея, есть три побуждения по которым человек творит добро. Первое это когда мы делаем из страха осуждения и находимся в рабской зависимости, второе, чтобы получить награду, как наёмник, а третье ради самого добра и тогда пребываем в состоянии сынов, где дети исполняют волю своего отца не из страха и не желая получить от него награду, но хотят почтить и успокоить его. Просвещение ума достигается умной молитвой. Умная молитва это молитва, которая творится в сердце человека. Чтобы молиться умом, присутствие Святого Духа необязательно. Но только Духом Святым делается возможным человеку творить Иисусову Молитву, как говорит Апостол Павел. Умная молитва творится в сердце, когда человек во Святом Духе обрел усыновление, т.е. стал сыном Божиим по благодати. Как в словах Христа, так и в словах Апостолов ясно прослеживаются три этапа духовной жизни, ступени духовного совершенствования человека: очищение сердца, просвещение ума и обожение. Это и есть истинный путь чело века к обожению. Адам в Раю пребывал в состоянии просвещения и созерцания Бога. Однако он потерял ту славу, которую имел, в результате совершенного им греха. На деле грех и есть потеря славы Божией. Апостол Павел говорит: «...потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе...» (Рим.3:23—24). С Вочеловечением Христа, у человека появляется возможность достичь обожения.

2. ДЕЛАНИЕ И СОЗЕРЦАНИЕ

В учении святых отцов три этапа духовной жизни характеризуются с помощью терминов «делание» (практис) и «созерцание» (теориа). В этом разделе уделим специальное внимание что такое покаяние и очищение сердца и насколько неверно истолковываются в наше время термины «делание» и «созерцание». Многие неправильно понимают эти значения. Для них созерцание — это умозрение, теоретическое познание истины, основанное на логических построениях, тогда как делание — усвоение и применение теоретических представлений. Другие же объясняют созерцание как размышление о божественных предметах, а делание — как миссионерское служение, претворение в жизнь этих разумных мыслей. Святитель Григорий Богослов говорит, что созерцание возвышает ум человека над земными вещами, направляет его во Святая Святых и восстанавливает его в изначальной природе. Очевидно, что созерцание — это видение Бога, обращение ума к Богу, а делание — это то, что ведет к этой любви. Из всего святоотеческого предания становится понятным, что делание — это очищение сердца от страстей, а созерцание — это просвещение ума и видение нетварной славы Божией. Очищение сердца — это первый этап духовной жизни, который мы должны пройти, чтобы достичь спасения. Очищение —это избавление сердца от различных помыслов, которые в нем находятся. Когда сердце очищается, тогда человек становится более общительным и уравновешенным и среди людей ведет себя подобающим образом, т.к. из человека эгоцентричного он становится боголюбивым и человеколюбивым. Таков путь исцеления человека. И этот путь — очищение сердца, просвещение ума и обожение, иначе называемые деланием и созерцанием.

3. ТАИНСТВА И ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Человек спасается через Богочеловека Христа, живя в лоне Церкви. Приобщение к нетварной благодати Божией совершается посредством Таинств, совершаемых в Цекрви и аскезу. Через Таинства в наше сердце приходит нетварная благодать, через подвижническую жизнь мы готовим почву для того, чтобы благодать Божия действовала в сердце спасительно, а с другой — сохраняем Божественную благодать, которую получили в Таинствах. Крещение делает его личностью во Христе. Миропомазание содействует духовному росту и развитию. Божественная Евхаристия соединяет нас в единое тело со Христом. Значение Таинств, через которые мы получаем Божественную благодать, поистине велико. Святитель Григорий Палама говорит, что Таинства потому так и называются, что их нельзя просто увидеть, ибо они духовны. Поэтому когда человек приступает к Таинствам, он должен иметь в виду не только то, что видно нашим зрением, но и то, что не видимо и является духовным. Некоторые еретики, жившие в одно время с этим святителем, утверждали, что Таинства Церкви не очень важны для спасения человека и отдавали предпочтение подвигу безмолвия. Святитель Григорий Палама боролся с этими воззрениями и говорил, что для нашего спасения необходимо соединение в нашей жизни Церковных Таинств с подвижнической жизнью.

4. БОГОСЛОВИЕ ОТЦОВ-ИСИХАСТОВ И ОТЦОВ-ПАСТЫРЕЙ

Богословие это слово о Боге. Призвание богословия — это исцеление человека. Оно врачует человека и освобождает его ум от власти рассудка, окружающих страстей. А достигается это в трезвении и молитве. Христос сказал Своим ученикам: «Бодрствуйте и молитесь» (Мф.26:41). Согласно святым отцам, трезвение — это стояние ума у врат сердца, дабы в него не вошел никакой помысел. Трезвение это общественное делание. Например, Божия Матерь не несла, подобно Апостолам, пастырского служения, но Сама пребывала в молчании и молитве. Тем не менее тем самым Она осуществила великое пастырское дело. Когда ум занят Богом, мы пребываем в здравом состоянии. Если же поддаемся страстям, тогда ум отвлекает нас от любви к Богу и к ближним. А удаление человека от Бога имеют губительные последствия для общества в котором он живет и для него самого, т.к. человек в погоне, за осуществлением своих грешных желаний без трудностей приходит в раздражение и враждует с окружающими его людьми. Человек, являющийся настоящим христианином, не подчиняется тирании помыслов. Хорошо известно, что помыслы создают страшные психологические проблемы, доводя до безумия. Аскетическая, трезвенная жизнь помогает человеку восстановить природные силы своей души и выполнять свое естественное назначение. Преподобный Иоанн Лествичник хорошо поясняет это на нескольких примерах: «Например, мы имеем семя для чадородия, а используем его на сладострастие. По естеству в нас имеется гнев, но использовать его надо на грехи, а мы им вооружаемся против ближних. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам. Естественно гордиться и радоваться, но о Спасителе и о добрых делах ближних. По естеству хотим есть, но для того, чтобы поддерживать жизнь, а не для чревоугодия».

5. МОНАШЕСТВО И ЖИЗНЬ В БРАКЕ

Апостол Павел сказал, что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор.7:32—33), но при этом говорит: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:29). В апостольские времена, вступившие в брак жили в непрерывном подвиге. Обратим внимание на то, что все послания Апостола Павла были адресованы православным, состоявшим в браке. В этих посланиях Апостол Павел говорит об очищении сердца, просвещении души, об обретении умной молитвы, о Богосыновстве по благодати, о жизни во Святом Духе. Эти послания открывают, что первые христиане жили так, как живут сегодня монахи. С прекращением гонений на верующих, Православие стало официальной государственной религией, в Церковь проникло обмирщение, и последователей подвижничества становилось все меньше и меньше. Именно тогда монашество явилось своего рода продолжением апостольских времен и жизни первой Церкви. Каждый православный монах, живущий по таким правилам, является апостолом Христовым, мучеником и пророком. Христиане, вступившие в брак, также призваны жить по заповедям Божиим. Никто не освобождается от ответственности. Каждый должен пройти покаяние, преодолеть эгоизм и обрести любовь к Богу и ближнему. Под руководством опытного духовного отца все могут жить по Евангелию.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• Православная духовность отличается от «духовностей» Востока или Запада. Сущность православной духовности в том, что она исцеляет немощи человека и создает из него личность. • Говоря об исцелении, в первую очередь имеется в виду врачевание сердца. Речь идет не о лечении физических признаков болезни, а о внутреннем совершенствовании. Православная Церковь указывает на способы достижения мсцеления. Существует три этапа духовного становления — очищение сердца, просвещение ума и обожение. Исцеление всего человека — главная цель православной духовности — совершается через церковные Таинства и подвижническую жизнь. • В православной духовности не существует разделения на богословие исихастов и богословие пастырей Церкви; • В православной традиции не существует разделения между монахами и мирянами — каждый христианин должен следовать заповедям Христовым.