Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№112)
Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№112)

Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№112)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

«Почему с добродетелью сопряжен труд ?»

Нередко ради людей мы готовы долго усердствовать, выполняя тяжкие работы, хотя часто теряем и самую надежду на награду. А ради Спасителя нашего, от которого, без сомнения, можем получить награды гораздо больше самых трудов («надежда не постыжает» – говорит Писание (Рим.5:5)), мы не стараемся показать надлежащее усердие. Делать добрые дела, стяжать добродетель, скажем мы, трудное дело. А какое из добрых дел, не трудно? Да в том-то, скажем мы, что с пороком сопряжено удовольствие, а с добродетелью — труд. Какая же тому причина? Вначале Бог даровал нам жизнь свободную от заботы. Мы же не воспользовались как должно этим даром и лишились рая. Человеческая жизнь стала многотрудной, когда же и труды не обуздали нас, Он дал Закон, содержащий в себе заповеди, чтобы удержать порывы. Вот почему наша жизнь сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Да для чего же со злом сопряжено великое удовольствие, а с добродетелью — великий труд и тягость? Но какая же была бы благодарность, или за что получили бы награду, если бы это было дело не трудное? Удовольствия порока кратковременны, а скорбь постоянна; от добродетели же, напротив, радость нескончаемая, а труд — только временный. Добродетель, еще прежде получения венцов, утешает своего труженика, питая его надеждами, а порок, еще прежде наказания, казнит своего последователя, терзая и устрашая его совесть и заставляя на всё смотреть с подозрением.

О кротости и гневе и чтобы из любви к Богу надо жить добродетельно.

Люди не столько привлекаются благодеяниями, сколько вразумляются страхом. Но дивные и великие мужи и друзья Божии ни в чем этом не нуждаются. Таков, например, был Павел: он не говорил ни о царстве, ни о геенне. Вот это значит любить Христа; это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу. Люди, одержимые безумною страстью к деньгам, кого бы ни встретили, если только надеются получить чрез них деньги, — решаются на все, и льстят, и услуживают, и становятся рабами. А царство не имеет того значения у нас, какое имеют деньги и обещано оно не каким-нибудь обыкновенным лицом, а Самим Богом. Даже если бы Господь не уготовлял нам царства, а лукавый — геенны, — самого свойства их заповедей не довольно ли было бы для того, чтобы побудить нас быть в союзе с первым? Впрочем, что заповеди Божии доставляют и удовольствие, это ясно из следующего. Каково состояние человека раздражительного, и человека незлобивого и кроткого? Не правда ли, что душа последнего похожа на некоторое уединенное место, где царствует великая тишина, а душа первого — на шумную площадь, где страшный крик.

О целомудрии

Правая вера, при порочной жизни, не приносит никакой пользы, это показывают и Христос, и Павел. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21). В самом деле, люди невнимательные к себе сами легко впадают в пороки, хотя имеют правую веру. Павел в своем послании к Евреям говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Святостью он называет целомудрие, по которому каждый должен довольствоваться своею женою, и не падать с другою. А кто не довольствуется, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. Блуднику невозможно войти в царство небесное; а тут уже не блуд, но гораздо более — прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой или такая не наследует царства, но будет ввержен или ввержена в геенну.

О утрате имущества

Потеряли имущество? Но представим тех, которые не имеют даже насущного хлеба, и сразу получим утешение. И при каждом бедствии не будем печалиться о том, что случилось, а благодарить за то, чего не случилось. Не будем плакать о потере, а станем благодарить за то время, которое пользовались им. Абсолютно здоровы? А сколько людей живут в абсолютной нищете. Пострадало и здоровье ? И это не край бедствий человеческих, многие при бедности и телесном расстройстве бывают еще одержимы бесом и скитаются в пустынях. Богатство имеет только наружность светлую, внутри же исполнено мрака; а бедность напротив. Если бы открылась совесть каждого, то в душе бедного можно увидеть великое спокойствие и безопасность, а в душе богатого смятение, смущение, волнение. Итак, когда видим богатого, то представим и того, кто богаче его, и увидим, что он в таком же положении, как и мы. Затем представим того, кто беднее нас, и сколько людей засыпают голодными, теряют отцовские имения, живут в темнице и каждый день желают смерти. Ни бедность не рожает печали, ни богатство — удовольствия; но то и другое зависит обыкновенно от нашего рассуждения.

Человек всегда скорбит что не имеет большего, если доставишь ему достаток в необходимых предметах, он опять станет скорбеть о том, что не имеет более чем необходимо. Если доставишь ему больше, он опять захочет иметь вдвое и потому будет печалиться не менее прежнего; если дашь ему вдвое или втрое, он вновь будет скорбеть, и будет это продолжать бесконечно. Благоразумный человек, хотя бы ты низверг его с высоты вниз, не предастся скорби и печали. Низведи мысленно человека, который занимает высокую должность, он нисколько не будет скорбеть, потому что будет представлять не то, чего лишился, а то, что еще остается у него.