Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№114)
Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№114)

Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№114)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

1. Наставление женам

Иоанн Златоуст в этой беседе говорит о важности пребывания женщин в любомудрии, особенно замужним, рассмотрим почему так. Господь повелевает нам избегать всякого рода шума и суеты, чтобы молиться в тишине в своем доме, потому что пребывание в уединении от общества злых людей приносит большую пользу. Поэтому женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к домашним занятиям. Потому и Иаков был не лукав, так как жил дома и был свободен от внешних обязанностей. Не без причины Писание заметило о нем: живущий в шатрах (Быт.25,27). И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы их беспокоил, так и жена, находясь дома, если она не работает, имеет возможность проводить время в тишине. Она может встречать растревоженного мужа, успокаивать его, а затем снова отпускать его из дома с добрым расположением. Если жена благочестива и разумна, она в силах повлиять на мужа и настроить его душу по своему желанию, потому что ни друзей, ни учителей, ни наставников он не послушает так, как свою жену, когда она увещевает его и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, поэтому он очень любит свою советчицу.

Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Она может научить мужчину всего лишь одними делами. А происходит это следующим образом, когда муж видит, что его жена не злонравна, не роскошна, не любит украшений, не требует излишних денежных доходов, но довольствуется тем, что есть в этом случае он непременно послушает её советов. Если она будет любомудрствовать на словах, а на деле поступает напротив, то он обвинит её в великом пустословии. А когда вместе со словами представляется наставление и делами, тогда он похвалит жену и скорее послушает.

Если жена хочет понравиться мужу, то ей необходимо украшать душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает.

2. «О богатом и Лазаре, и о том, что совесть обыкновенно припоминает нам прежние грехи, и об Иосифе»

Не будем же думать, что дела наши ограничиваются пределами настоящей жизни, но будем веровать, что непременно настанет суд и воздаяние за все, здесь нами сделанное. Очевидно это и для иудеев, язычников, и еретиков, и вообще для всех людей. Хотя не все мыслят, как должно, о воскресении, но что там будет воздаяние за здешние дела, в этом никто не сомневается, ибо, если бы этого не было, то для чего Бог создал великое небо, землю, море, если бы Он не хотел до конца иметь о людях попечение? Одни люди жили добродетельно претерпели многочисленные бедствия и отошли, не получив ничего доброго, а другие, жили нечестиво, грабили и притесняли вдов и сирот, наслаждались богатством и отошли, не потерпев ни малейшего бедствия. Глядя на это многие спросят: «Когда же первые получат награду за добродетель, а последние понесут наказание за нечестие?». Если Бог существует, как и действительно существует, то всякий скажет, что Он праведен, если же Он праведен, то несомненно и то, что и тем и другим Он воздаст по достоинству. Если же Бог имеет воздать тем и другим по достоинству, а здесь никто из них не получил то, очевидно, будет еще время, когда и тот и другой получат должное воздаяние. Иначе для чего Бог поставил в душе нашей этого непрерывно бодрствующего и неусыпного судию, т. е. совесть? Совесть это неусыпный и строгий судья. Она и деньгами не подкупается, и лестию не смягчается, и от страха не потворствует. Она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь. Она никогда не забывает сделанного и сильно обличает нас как при совершении греха, так и по совершении.

3. О смирении

Нельзя превозноситься своим смирением! Оно становится опасным для нашей души, когда оно осуществляется для того, чтобы показаться пред людьми, а не пред Богом, когда оно имеет в виду свое прославление и тщеславие. Например, пришел к Вам друг, Вы приняли его, омыли ему ноги, про себя подумали: «Я сделал то, чего не сделал никто другой», и тотчас же гордитесь этим.

Каким же образом можно стать смиренномудрым? Если будем помнить заповедь Христа, который говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лук.17:10). Кто убежден, что он не сделал ничего великого, что бы он ни сделал, только тот может быть смиренным. Многие от смирения впали в гордость. Если кто либо совершил дело смирения и не хочет его погубить, тому нужно не возноситься. Таков был фарисей, он стал превозноситься тем, что отдавал бедным десятину, и погубил все. Но не таков был мытарь. Посмотрим, что сказал Апостол Павел: «Ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1 Кор.4:4). Вот как он не превозносился, но всячески уничижал и смирял себя, и при том тогда, как достиг самой высоты добродетелей.

Господь сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину, с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», т. е. кто привык засматриваться на телесную красоту, тот уже любодействует. Он не сказал, что только любодей наказывается, но и за любострастный взор человек получает наказание. Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу. Так как благодать Духа Святого мы принимаем в сердце, то Спаситель прежде всего его и очищает. Человек если у него есть желание побороть эту страсть, то сможет, уповая на помощь Божию и прикладывая твердое намерение. Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на жен. Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти, и делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания. Почему же Спаситель и здесь не употребил ограничения? Он не просто сказал: кто пожелает, — потому что можно желать и сидя в горах, — но: «Кто посмотрит на женщину с вожделением», то есть, кто сам воспламеняет в себе пожелание, кто без всякого принуждения вводит этого зверя в спокойное свое сердце. Это уже происходит не от природы, но от нерадения.