Проповедь о Рождестве Пресвятой Богородицы (Сборник 2)
Проповедь о Рождестве Пресвятой Богородицы (Сборник 2)

Проповедь о Рождестве Пресвятой Богородицы (Сборник 2)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы Святого Андрея Архиепископа Критского

Первые люди совершили грех преслушания и за это были изгнаны из рая. Не оставалось никакой надежды на спасение, кроме помощи свыше. Пламенные обращения пророков к народу не смогли уврачевать природу человеческую и никто не знал посредством чего можно было бы возвести её к первому достоинству, доколе не благоволил Сам Бог открыть нам другой стройный и новосоставленный мир, уничтожив язву греха, породившего смерть. Но как бы нам открылось это великое благо, если бы Бог не явился нам во плоти, не подвергся законам природы и не благоволил пожить с нами образом ведомым ему, а как все это могло прийти во исполнение, если бы таинству не послужила Пречистая Дева, которая вместила Невместимого. Пресвятая Богородица зачала без семени и родила нетленно. Кто же Эта Дева и от каких произошла родителей!? Божия Матерь родилась от племени Давидова, от Святых Анны и Иоакима. Её родители были Боголюбивыми, кроткими, благочестивыми и воспитаны в Законе Божием, но по Божьему Промыслу долгое время у них не мог родиться ребёнок. Это их расстраивало, но искра надежды ещё не погасла, оба воссылали молитвы о даровании им чада, пока не получили желаемого. Действительно, просимое исполнилось и от бесплодных родителей родилась Непорочная Дева. В первом цвете возраста Богородицы, Иоаким и Анна привели Её во Храм и посвятили Богу. В нем Дева Мария подвизалась до обручения с Иосифом.

Слово второе на Рождество Пресвятой Богородицы Святого Андрея Архиепископа Критского

Все сказанное в законах пророков, сбылось во Христе Спасителе, когда Он высочайший Бог облекшись в человеческую плоть в последние дни пребывал с нами на этой земле и подлинно желая осуществить совет предназначенный прежде всех век по неизреченной благости Отца и сродного Духа Он воссиял от Иуды, пришел плотски от Девы и из рода Давидова. Что относится ко Христу, то должно было бы быть образом Церкви, в которой мы все соделовавшись сынами Божиими непрестанно поклоняемся Ему с Которым мы сблизились в Таинстве Возрождения, так как мы названы братьями Его по Причастию Благодати и богатства милосердия Его к нам. Конечно, принимая всё, что принадлежит Ему, мы входим в теснейшее общение с Ним, если только соблюдаем Его Заповеди, которые делают нас праведными.

Слово третье на Рождество Пресвятой Богородицы Святого Андрея Архиепископа Критского

Некоторые иудеи лжесвидетельствуют на Пречистую, будто бы Она является не от корня Давидова. Рассмотрим родословную Иосифа по Святым Апостолам Луке и Матфею, чтобы замкнуть уста, излагающие клевету. Некоторые кто внимательно изучал Священное Писание могут сказать, что в книгах этих двух Апостолов есть написанные вещи противоречащие друг другу, но это не так. Один составлял повествование в обратном порядке пропустил естественных отцов, поминув лишь отцов по закону, а другой сделал напоминание об отцах естественных. Итак, в древности существовал закон Моисея, который запрещал брать себе жену не из своего колена, но со временем люди стали уклоняться от этой заповеди и подверглись наказанию Божьему. Когда народ оказался в плену, тогда уже не могло быть попечения, чтобы разбираться в родах и многие из них между собой перемешались, однако род тот не перемешался с другими и не потерял достоинства, так как его значение было очень высоким для остальных. У считающих роды от Давида через Соломона третьим от конца считается Матфан, родивший Иакова отца Иосифа. От Нафана сына Давидова по Евангелисту Луки, третьим от конца оказывается Мелхий, так как центр нашего внимания Иосиф, то необходимо показать как тот и другой по писанию был его отцом, то есть Иаков, который вел род от Соломона и Илий, который от Нафана. Матфей и Мелхий, взявшие по очереди одну жену произвели единоутробных братьев, так как закон не воспрещал жене потерявшей мужа, снова выходить замуж. Есть предание, что Матфан ведшего от Соломона родил Иакова, а когда Матфан умер, то Мелхий, ведший свое происхождение от Нафана взял вдову из того же колена, хотя и с другой фамилией и получил от неё сына Илия, поэтому Иаков и Илий были единоутробными братьями из двух разных фамилий. Из них один Иаков, когда брат его Илий умер бездетным взял в замужество его жену и принял от него третьим Иосифа по естеству своего сына по закону же сына Илиива. По этой причине Матфей передавая родословие говорит: «Иаков родил Иосифа», а Лука в обратном порядке указывает, что сый яко мним сын Иосифа Илиив Мелхием и при таком деторождении он замолчивает слово «роди» восходя до Адамов и Божий. Таким образом Иосиф был сыном обоих Иакова и Илия ,если так передается родословная Иосифа, то явно то Сама Божия Матерь из одного с ним колена, так как по закону Моисееву из одного колена не дозволялось смешиваться с другим.

Слово четвертое на Рождество Пресвятой Богородицы Святого Андрея Архиепископа Критского

Пресвятая Богородица обильно восхваляется всем ангельским миром, пророками, мучениками, святыми и прочими угодниками Божиими. Она является Той, через Которую была прогнана тьма и введен Свет, то есть через Неё воплотился Сам Спаситель, Даровавший спасение роду человеческому и примирение с Богом. Пресвятая Дева Мария явилась неиссякаемым сосудом всех добродетелей и небесной лествицей через Которую Вышний сошел есть. Никогда не хватит вместительности человеческих слов, чтобы выразить Её величие.

Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы Преподобного Иоанна Дамаскина

Да прославит весь род человеческий день рождения Богородицы. Если и язычники проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, жизнь которых нередко была порочна, то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, через Неё вочеловечился Творец, приведший всю тварь в лучшее состояние и соединившись с естеством человеческим через Пречистую Матерь Свою. Почему Пречистая родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем и где природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Все создание обязано благодарностью Иакиму и Анне, так как только Их Дочь Дева Мария явилась достойной Творца.

Слово второе на Рождество Пресвятой Богородицы Преподобного Иоанна Дамаскина

Какие же дары мы можем принести Пресвятой Богородице!? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов — воздержание, у богатых — щедрость, у бедных — благодарность, у начальников — кротость, у царей — правосудие, у священников — преподобие, у всех — справедливость во всем. Бог восхотел привести человека из небытия в бытие, создал землю и утвердил на ней рай и туда поместил человека для упражнения его в добродетели. И если бы люди не преступили заповеди, то не были бы изгнаны из места удобного к продолжению жизни. Милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для воссоздания рода человеческого и это — блаженная и преславная Дева. Ее настолько возлюбил Бог, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею и родился от Неё совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии святителя Георгия Никомидийского

Какие многочисленные и великие благодеяния получила природа человеческая от Бога. Но она никогда не была почтена таким великим даром какого сподобилась ныне. Какое можно найти сравнение тому, что от рода человеческого произошла Матерь Божия и что чрез Неё доставлено нам примирение наше с Творцом. Бог для этого избрал Иоакима и Анну для возобновления обветшавшего мира, от них Он приемлет матерь, чрез которую соизволил воплотиться. Какие же преимущества имеют Иоаким и Анна перед прочими праведниками, почему Бог и выбрал именно их? Иоаким происходил от предков царской линии и был очень богат. Прекрасное финансовое положение не помешало ему исполнять заповеди Божии. Он приносил Господу самое лучшее что имел, а себе оставлял на жизнь только самое необходимое. «Избыток мой пусть будет всему народу, а что в прощение меня, то пусть будет Господу Богу моему» - говорил Иоаким. Когда Он в какой-то славный праздник приносил, по обычаю, дары, то был укорен одним соплеменником за безчадие. Иоаким не вступил в прение, но обеспокоился, не согрешил ли он в чем. Для молитвы он удаляется в пустыню, как удобнейшее для собеседования с Богом место. Сказание передает, что он провел в посте сорок дней и сорок ночей, питаясь только молитвою и надеждою на Бога. А как велики и чудны деяния супруги его и одинаковой с ним по качествам Анны! Ей надлежало выдержать сугубый подвиг терпения. С одной стороны, ей неизвестно было отбытие супруга, а с другой – ее осаждала обида по поводу неимения детей. Анна не поддалась унынию и при помощи веры и надежды вышла победительницею. Как она молилась! Анна не удовольствовалась словами и смыслом молитвы, но, проливая слезы, с глубоким смирением исповедовала свое убожество, ставила себя ниже всех тварей. Таковы преимущества и рассказанные подвиги праведных Иоакима и Анны.

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

В этот день Матерь Божия рождается от неплодной матери. Некоторые недоумевают: «Как же бесплодная родила!?». Конечно, здесь было проявлено действие Божественной Благодати. Что может заставить благодать подчиниться природе, для которой она всегда была госпожой? Движимый неизреченным изобилием человеколюбия, в начале Бог создал человека как творение Своих собственных рук и даровал ему носить образ Создателя. Даровав людям вкушать все и господствовать над всем, человеку была дана Богом одна заповедь, которая запрещала есть плоды с одного дерева. Но Адам и Ева не выдержали искушения лукавым и совершили грех, который повлек за собой ужасные последствия для них и всех их потомков. Человек был порабощен темными духами и жил в страстях. Милосердный Господь спасает род человеческий и для этого невозможно было стать Одним из сыновей человеческих без воплощения. Нужна была Та, которая имела чистое тело, чистую душу и чистые помышления. Таковой явилась Пресвятая Дева Мария, через Которую воплотился Спаситель.

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Святого Григория Паламы

Пресвятая Богородица даровала пленникам греха право быть оправданными верою в Господа и совечно жить с Нею, а начальника греха заключит узами и отдаст вечному огню. Господь призывает всех грешников покаяться, исправить свою жизнь и прийти к Нему.

Родители Пресвятой Богородицы были людьми святыми, но по закону израильтян были порицаемы, поскольку не имели детей. А так как у иудеев еще не было надежды на бессмертие, то преемство рода казалось им самой необходимой вещью. Иоаким и Анна с верою и упованием воссылали молитвы ко Господу и были услышаны. Через Богородицу родился Спаситель, который даровал нам вечность. Нам же необходимо выполнять Заповеди Божии и не только одной верою, но и делами стараться угодить Господу.

Поучения на Рождество Пресвятой Богородицы из древнего сборника (17 век) «Статир»

Через Пресвятую Богородицу рождается Тот, который освобождает Адама и Еву от ада и вводит их в Царство Небесное. Теперь их печали и скорби заканчиваются и они навсегда приселяются к Богу. Спаситель уже открывает двери Царства Небесного перед любящим Его. Будем молиться ко Пресвятой Богородице о даровании нам прощения грехов, о помощи в исполнении Заповедей Божиих и о спасении от козней темных духов в житие настоящем и будущем.

Поучения на Рождество Пресвятой Богородицы из Пролога

Господь не мог терпеть, смотря на нас порабощенными врагом. Он воспринял на Себя немощи наша, принял болезни и изволил стать нищим и поруганным дабы спасти нас. Бог возлюбил нас, возлюбим и мы братьев наших, находящихся в лишениях. Постараемся оказать им посильную помощь пищей и одеждой, ведь призирая их, призираем Самого Христа и лишаемся Царства Небесного.

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Святителя Димитрия Ростовского

Обширное селение Слова, Пречистая Дева, вмещает не только Бога Слова, как Царя, но и нас, притекающих рабов Божиих к Ней. Святой Апостол Павел, движимый любовью, говорил к своим возлюбленным чадам: «Сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (2Кор.6:11-12). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Матери Божией? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно.