Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 5
Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 5

Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 5

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Смотрите также

О предопределении

Некоторые люди ошибочно предполагают, что каждому человеку уже задолго до начала его жизни предопределено место пребывания после смерти: для одних это Царство Небесное, а для других вечные муки. В этой проповеди Епископ Илья (Минятий) даёт подробный ответ на этот вопрос и как на загробную участь может повлиять сам человек. В этой беседе поясняется, что Бог желает всем спастись, но для того, чтобы спасение осуществилось необходимо и желание самого человека. Да, человеколюбец Господь желает, чтобы мы все спаслись, однако Творец также хочет, чтобы все исполняли Его Заповеди, которые Он нам дал. Какую же награду ожидают себе люди за исполнение Божественного закона? – Спасение и Царство Небесное. Почему спасение без желания человека невозможно? Бог создал человека свободным и не хочет производить никакого давления на его свободу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Благодать, хотя она и благодать, но спасет лишь желающих». Спасение, по словам Богослова, должно быть делом нашим и Божиим. Некоторые места из Священного Писания вызывают у людей недоумения, как например где Бог еще, прежде чем Исав и Иаков сделали что-нибудь доброе или худое, прежде чем они родились, Иакова возлюбил, а Исава возненавидел. На это проповедник отвечает, что Господь возлюбил Иакова, потому что предуведовал в нём богоугодное настроение и добрый нрав, а Исава возненавидел, ибо наперед знал злой характер его. Одного Он делает сосудом благословения, как Павла, а другого сосудом бесчестия, как фараона, ибо предвидит, что он действительно есть сосуд гнева, обреченный на погибель. Святитель в этой беседе приводит ещё пример того, как что молитва может изменить участь человека. Заболел царь Езекия, Бог определил его к смерти и послал к нему пророка Исайю сказать: заповеждь дому твоему, умреши бо ты и не будеши жив (4 Ц. 20, 1). Несчастный Езекия взмолился и его определение изменилось! Бог сжалился над слезами царя и продлил его жизнь.

О зависти

В день Своего возвращения в Капернаум, Господь наш Иисус Христос совершил великие благодеяния. Народ, который был свидетелем чудес удивлялся и прославлял Бога, а книжники, блюстители закона, осуждали Иисуса, как хулителя. Какая же причина заставила их с такой страстью говорить против чудодействующего Владыки? Это зависть. Она борется со всем хорошим, порицает слова и чудеса воплотившегося Бога. Зависть это первоначальное семя всякого зла. Первый, согрешивший на небесах гордостью, был денница, первый, согрешивший в раю преслушанием, был Адам, первый, по изгнании согрешивший завистью, был Каин. Но первой причиной всех тех грехов денницы, Адама и Каина была все-таки зависть. Именно она омрачила денницу и он не вынес того, что его не почитают за Бога, от зависти праотцы преступили заповедь, были удалены из рая, от зависти брат неправедно возненавидел брата и бесчеловечно убил его. Все это произошло от зависти. Она явилась начальницей богоборства, учительницей преслушания, матерью братоубийства, причиной смерти, в ней – корень всего зла. Существуют смертные грехи: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, обжорство, беззаботность, блудодеяние, гнев, зависть. И хотя все эти грехи умерщвляют душу, зависть действует губительнее всех. Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь собственную выгоду или наслаждение, но зависть ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого – убогим, счастливого – несчастным. Эта страсть не только не приносит тому, кого она обуяла, никакого наслаждения, никакой радости, а наоборот – печаль, и печаль неодолимую. Она одновременно и вина, и наказание для того, кто ее имеет. Справедливо говорит богослов: «Зависть из всех страстей наиболее несправедлива и вместе справедлива. Несправедлива потому, что преследует всех хороших, и справедлива потому, что распаляет имеющих ее. За всю историю жизни людей накопилось много примеров, когда зависть разрушает счастье тех, кому завидуют и тому, кто этой страстью одержим. В городе Афинах жил некий философ знатного рода по имени Леонтий. При своей смерти он все свое имение отдал сыну, а дочь оставил без всего. И когда его спросили, почему он не оставил ей ничего в приданое, Леонтий на это ответил: «Довольно будет для нее своего счастья». Однако, дочь философа, начала судиться с братом, чтобы взять себе надлежащую часть имения. Выехав из Афин, она отправилась в Константинополь, чтобы там искать правосудия у царя. Когда Афинаида представлялась царю, её заметила и возлюбила царская сестра, обратив её в христианство, она выдала ее замуж за своего брата царя Феодосия Младшего. Так исполнились внешне неосновательные слова ее отца: «довольно будет для нее своего счастья. Так из простой афинской язычницы она стала христианкой с именем Евдокия и царицей Константинополя. Однако же, нашлись те, кто позавидовали Евдокии, оклеветали ее неправедно перед царем и ее мужем, будто она ему неверна и испытывает любовь к одному ученому мужу. План завистников удался, ученому отсекли голову, а с Евдокией царь развелся и отправил ее в ссылку в Иерусалим. Из-за зависти был убит неповинный, разлучена царица с мужем, поругана добродетель верной жены, нарушена радость многих. И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия.

О будущем Суде

На страшном суде Господь будет судить каждого человека. Однако люди продолжают проводить время в грехах и не проявляют усердие к покаянию. Когда в мире должно произойти страшное явление, Бог обыкновенно задолго дает некоторые знамения. Например, Иосиф Флавий повествует, что прежде чем римские войска вторглись в Иудею, чтобы разрушить Иерусалим и истребить народ иудейский, явились знамения: комета в виде меча, стоявшая над Палестиной, телица, родившая на пути ягненка, когда вели ее на жертву. Далее, отворились сами медные восточные ворота, которые с трудом могли отворить двадцать человек. На небе виден был как бы строй вооруженных сражавшихся людей. А в течение многих дней из внутренних частей храма слышался жалобный голос, говоривший: «Убежим отсюда, убежим отсюда!» Все это — страшные предзнаменования уничтожения богоубийственного народа. Несравненно более страшные знамения и чудеса явит Бог перед вторым пришествием. Подобное изображает и Иисус Христос в Евангелии от Матфея. Солнце без лучей превратится в холодное, темное тело, луна без сияния — в темно–красный кровавый круг. Знамения на земли: войны людей и зверей между собой и друг против друга, так что лицо земли покроется кровью и реки станут багряными. Кого война не убила, погубит голод, а кто переживет голод, погибнет от моровой язвы. Таково будет последнее состояние этого суетного мира. Когда послышится трубный звук, воскреснут все мертвые, родившиеся от Адама и до сих пор, все восстанут в одном возрасте и состоянии, с одним только различием — в собственных делах. Все получат одеяние прежнего тела, все будут призваны на Страшный Суд. Во второе Свое пришествие Господь явится во всей Своей Славе, это будет страшное явление, перед которым каждая грешная душа будет испытывать страх и трепет. Те, кто не загладил свои грехи покаянием, те предстанут с грехами перед Богом Отцом, чтобы принять суд. Страх грешников перед Богом невозможно описать, потому что раз Бог Отец не пожалел Сына Своего Единородного на смерть ради нашего спасения, то попробуем представить какой у Него будет спрос с грешников. Всё, в чем мы согрешили, делом, словом или помышлением будет раскрыто. С каждого будет спрошено зло, сделанное другими по нашей причине, это может быть соблазнение девицы ради блуда, развращение нравственного человека словами и тому подобное. Хорошее, которого мы не сделали, например, Бог дал много даров — естественных, вещественных и духовных, можно было стать образцом добродетели и мудрости — и получилось уклонение в погибель. Было богатство можно было оказать вдовам и сиротам столько добра — но это не допустило сребролюбие. Было возможным сделаться светочем в Церкви — плоть, мир или дьявол победили, тогда как добродетель и святость не были недостижимыми. И ещё с нас спросят за то хорошее, которое мы другим не дали сделать. Один хотел пойти в церковь на проповедь или исповедь, сделать что–нибудь полезное для своей души, но наша злоба этого не допустила. Другой хотел сделать какое–нибудь общее благо, принести пользу многим, но этому воспрепятствовала наша зависть. Итак, там виновник не имеет оправдания. Здесь он получает прощение. Кто здесь будет судим духовником, получит прощение, итак кто здесь кается, там оправдывается.

О вечном мучении

Кто ведет порочный образ жизни, тот непременно впадет в бездну погибели. Злые дела всегда влекут за собой несчастья, и вообще порочный образ жизни заканчивается ужасным бедствием. Так, к примеру, нечестивый сын Давида Авессалом решил восстать против своего отца и захватить его трон. Однажды, он неосторожно проезжал на осле под деревом, длинные волосы запутались в ветвях дерева и он повис в воздухе. В то же время, к этому месту подъехал верный военачальник Давида Иоав и, схватив три копья, вонзил их в его сердце. Какое плачевное зрелище! Три смертоносные копья пронзили ему грудь, и несмотря на зияющие раны его измученная душа все же не исходит. Эта печальная картина из Священного Писания является прообразом состояния грешника в аду. Иоав вонзил в сердце сына Давида, еще живого, три копья, а Божия правда поражает душу обреченного на муки грешника тоже тремя стрелами, но гораздо мучительными. Первая стрела есть горькое, но бесполезное раскаяние: оно уязвляет память воспоминанием прошедшей жизни. Другая есть чрезмерная и неисцелимая боль: она поражает ум сознанием его настоящего состояния. Третья есть крайнее, но безнадежное желание: оно поражает волю лишением будущей блаженной жизни. Авессалом со своей раной остался жив, чтоб испытать еще большее мучение. Так и грешник, мучимый всеми тремя стрелами, не получает конечной смерти, дабы испытывать вечную смерть. В этом-то более всего и состоит то мучение. Муки в аду усугубляются ещё тем, что все сходящие в ад, лишенные всех сверхъестественных даров Божественной благодати, сохраняют все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание и три силы душевные: ум, волю и память. Мало того, телесные чувства и душевные силы еще более становятся восприимчивы, чтобы грешники и страдали сильнее и глубже сознавали свое страдание. Но особенное мучение заключается в желании Бога без надежды на Бога. Почему же грешник не может надеяться? Потому что он отделился от Бога, а разделение вечно. Вот такая расплата ожидает человека за его нераскаянную грешную жизнь и стоит ли идти таким путём? Каждый этот выбор делает сам. Что же с вечным блаженством? Какую радость получают те, кто шёл за Христом? Ученые богословы говорят, что она совершенное наслаждение для полной бесконечной жизни в одном мгновении. «Мгновенное и совершенное» значит, что праведник в каждый нераздельный миг вечной жизни радуется той радостью, которою ему надлежит наслаждаться в течение всей той блаженной бесконечной вечной жизни.

О покаянии

С древних времен и до сегодняшнего дня между православными и еретиками идет спор, чем оправдывается и спасается человек: только ли благодатью Божией или волей человеческой вместе с благодатью? Одни еретики утверждали то, что для спасения души человека достаточно только воли человеческой без благодати Божией, другие, что спасение души человека совершается одной благодатью Божией помимо воли человеческой. Православное же учение состоит в том, что ни воля человеческая отдельно, ни благодать Божия отдельно, а воля и благодать вместе оправдывают и спасают человека. Если человек долгое время без покаяния живёт в грехе, эти два крыла - воля и благодать - с течением времени слабеют и перестают действовать. Ослабевает воля от долгого терпения. Человек не хочет покаяться в грехах, так как уже не может отстать от привычки. Вероятно, время, когда он захочет исправиться, но не сможет, не наступит по двум причинам: его оставит, во–первых, воля, а во–вторых - благодать. Начнем с первой. Человеческая воля по природе склонна больше к злу, чем к добру. Она трудно возвышается от добра и легко впадает в зло. Бог восхотел спасти от погибели праведного Лота с его семейством. Видишь ли ту гору? - говорит ему ангел. - Беги к ней, чтобы спастись и берегись озираться назад! Жена Лота не последовала Божию указанию - остановилась, обернулась назад и как только повернулась, окаменела, превратилась в соляной столб (Быт. 19:17). Это событие имеет свой смысл. Иносказательный смысл же таков: вся земля объята и горит от греха. Бог хочет спасти нас и велит бежать от мирского растления, взлететь как можно выше от земных страстей, бежать спасаться на гору христианской добродетели и евангельского совершенства. Но воля человеческая не слушается, не идет прямо по пути божественных заповедей, пребывает в нерадении и оборачивается ко злу. И как только воля обратится к нему, зло захватывает ее и она остается в нем. В наших повседневных делах большое значение имеет привычка, однако когда это привыкание ко греху, оно становится тираном, которое подавляет законы нашей свободы. Как много раз мы делаем что–нибудь не потому, что так хотим, а потому, что так привыкли. Каким же образом можно разрубить греховные узы? Мечом твердого решения!

О Святом Причастии

Божественная Евхаристия есть величайшее чудо, какое измыслила сила Божия. Все чудеса равны, поскольку одинаково превышают законы природы, однако одни из них превышают большее число законов, другие – меньшее. Среди всех чудес силы Божией это чудо Божественной Евхаристии превышает все законы природы. Все Тело Христово – во всем святом хлебе, и то же все Тело – в каждой частице святого хлеба, подобно тому, как и все солнце видно во всем зеркале, и если разбить зеркало на много кусков, в каждом из них опять-таки будет видно все солнце. Мы видим цвет хлеба и вина, но мы вкушаем и пьем Тело и Кровь Христа. Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но и чудотворит духовно, вкушается устами, но питает душу, касается чувства, но освящает и дух. Все чудеса, которые творятся Господом таинственны, мы не понимаем, каким образом Он Вечный Бог рождается во времени и от Девы, но понимаем, что Он рождается. Мы не осознаем, как в Его вольной страсти и смерти страдает и умирает бесстрастный и бессмертный Бог, но понимаем, что Он страдает и умирает. Таинство Божественной Евхаристии во всех отношениях для нас сокровенное. Оно является особенным знаком Божественной любви. В святом хлебе Господь переносит такие страдания, каких не испытывал на кресте, по замечанию Златоуста. На кресте не было преломления Его членов – не пребиша Ему голений (Ин. 19, 33) по пророчеству: кости не сокрушите от Него (Исх. 12, 46), а во святом хлебе Он присутствует во многих частицах, чтобы исполнить Собой многих. «Чего не претерпел на кресте, то терпит в приношении и выносит в преломлении, чтобы исполнить всех». Он весь есть любовь, которой до конца возлюбил нас. Для того, чтобы причаститься во спасение, а не в осуждение, необходимо правильно подготовиться. Для начала необходимо исповедоваться, принести покаяние, со всеми примириться, ни на кого не иметь зла и с благословения священника приступить ко Причастию. Каждому после Причастия необходимо беречь, как бы не потерять приобретенное и не впадать в прежние грехи. Никакая звезда на небе так не светится, как во время причащения сияет душа причастника Божественной благодатью. Причина в том, что Божественное причащение есть, по словам Симеона Солунского, не иное что, как «наше обожение и общение с Богом». Когда причащаемся, свидетельствует Григорий Богослов, мы получаем участие в благодати, которой обладает Христос, как Бог и как человек. «Через бескровную жертву мы причащаемся Христу и делаемся участниками Его страданий и Божества». И с этой благодатью мы восходим на такую высоту святости, что, если бы мы в тот миг умерли, наша душа обрела бы себе место в ликах мучеников, девственников и подвижников, мы в одно мгновение достигли бы того, чего они удостоились в столько времени и с такой борьбой.

О спасительном страдании

Каким Бог создал человека и чем воздал человек Богу! Господь почтил его Своим образом, увенчал славой и честью, сделал самодержавным царем над всеми созданиями на земле! И как Своего Творца отблагодарили люди!? Человек на Голгофе поступил с Господом так, что Он стал без вида, бездыханным, весь – в крови, весь – в язвах, пригвожденным ко кресту. Среди этих многочисленных страданий Иисуса Христа есть одно горчайшее всех – видеть виновником Своих страстей и смерти человека, Своё создание! Господь принял все эти страдания, в том числе и смерть ради нашего спасения. В раю люди нарушили Заповедь Божью, за что были осуждены на смерть. Выкуп за нас не смогли бы принести никто из пророков, ни тысячи ангелов. Бог, как праведный Судия, хочет сохранить закон Свой и в то же время, как человеколюбивый Творец, желает спасти Свое создание. Как же Он поступает? Бесконечная премудрость Его нашла средство сохранить закон и спасти Свое создание. Необходимы два естества: Божеское и человеческое: от человечества— смертная плоть, а от Бога – Божие Слово. От соединения двух естеств произойдет одно Лицо – Богочеловек: совершенный человек и совершенный Бог. Он умрет, как человек, и пролитая кровь Его явится возмездием за грех, но так как умирающий человек будет вместе с тем и Бог, то это возмездие явится бесконечной цены. Но неужели не было другого какого-либо средства спасти род человеческий? Было!! Но как в таком случае мы могли бы узнать о беспредельном всемогуществе Божием, Его любви и о бесконечном снисхождении? Для освобождения евреев от египетского рабства Бог послал человека – Моисея, а для освобождения нас от владычества ада пришел Сам. Ради нашего спасения Господь претерпел многочисленные жесточайшие побои, унижения, оскорбления и саму смерть. Все муки, испытанные мучениками, взятые вместе, не могут сравниться даже с одним из тех мучений, которые испытал Христос. Сверх того, при страданиях мучеников невидимо присутствовал Он Сам и укреплял их Своей благодатью. Потому-то они часто ликовали среди пламени, радовались при убиении – как бы вовсе не чувствуя страданий или забывая о них. Однако, Бог лишил Сам Себя облегчения и все муки причинили Ему невыразимую боль. Творец мог совершить наше спасение каким-либо иным способом – в этом беспредельное снисхождение! Умереть смертью самой позорной и мучительнейшей, когда Он мог умереть без позора и без страданий, – в этом Его бесконечное долготерпение. Но ради кого Он проявил беспредельное снисхождение и неизреченное долготерпение? Ради человека, бывшего Ему врагом, а в этом – бесконечная любовь! И в воздание за Свою жизнь Он вовсе не требует наших жизней, Он требует от нас только нашей любви! Однако, люди остаются неблагодарными, продолжают грешить и распинать Господа своими грехами, они не хотят прийти к Богу и стать Его друзьями.

Слово на Пасху

Когда заключились врата рая, из которого был изгнан человек, тотчас отверзлись врата ада, которыми вошла в мир смерть, вошла вместе с проклятием и тлением. Так как первым согрешил Адам, то он первым и должен был умереть, однако первым умер его сын – Авель от руки брата Каина. Справедливость необходимый фундамент для устойчивого царства. Если царит справедливость, и начало царства твердо, и пребывание его вечно. Наоборот, царство не прочно, если оно несправедливо, и очень кратковременно, если оно живёт насилием. Если оно начинается несправедливостью, его начало шатко, и если держится насилием — близок конец его. Конечно, несправедливое непрочно и насильственное неустойчиво. Бог попустил и первым умер Авель, тем самым начало правления смерти на земле началось с несправедливости и насилия, поэтому стало близко к концу. Наконец Господь низложил тирана, умертвил смерть, разрушил её царство, трёхдневным воскресением из мертвых. Теперь мы спасены и больше уже не пленники смерти.

О Вере

Кто обратит внимание на царство природы, то есть на все небесное и земное, тот признает, что это мог совершить только Бог. И это по трем причинам. Во–первых, ввиду его чудесного начала: все это образовалось из ничего, никакая материя этому не предшествовала. Во–вторых, ввиду огромного разнообразия всего сущего: множество растений, животных, птиц и прочей живности. В–третьих, ввиду устойчивого равновесия: все это соблюдается и сохраняется с непрерывной преемственностью, в неуклонном движении, все утверждено на твердом порядке. А это все мог сотворить только Бог. Кто посмотрит на Церковь Христову и веру христианскую, тот откроет здесь такую высоту богословия, таинств, откровений, столько истины в учении, святости в законе, столько подвигов у апостолов, столько доблестей у мучеников, столько чудес святых, тот не может не исповедать, что все это мог сотворить только один Бог. До проповеди Евангелия мир жил в нечистоте и идолопоклонстве. Миру, одряхлевшему в грехе, предстояло обновиться в святости и изменить веру и жизнь. И действительно мир изменился. Делом чьей десницы могла быть эта чудесная перемена? Конечно, только десницы Божией. На земле, не появился ни мужественный полководец, ни какой–либо богач, который бы или принудил силой своего оружия, или убедил искусным своим красноречием, или, наконец, множеством богатств привлек людей к новой вере. Совершенно наоборот, рыбаки по занятию, люди бедные и непросвещенные и всего числом двенадцать. Вот их–то Бог и избрал и послал проповедовать Евангелие по всему миру. Они, укрепляемые Спасителем, проповедовали всему миру Евангелие и обратили целые страны к Истинному Богу. Вера христианская— закон святой, заповедующий бедность, девство, пост, воздержание, смиренномудрие и любовь такую совершенную, которая бы простиралась даже и на врагов. Это–закон, требующий, чтобы человек был во плоти духовным. И тем не менее это учение, столь тяжелое для воли, укрепилось и распространилось по всем странам земли, среди людей всех сословий. Но как? Может быть, при помощи какой–либо человеческой силы? Нет. Наоборот, вся человеческая сила, споспешествуемая силой демонской, оказала ему воинственное сопротивление. Десница Вышнего устроила так, что единая проповедь апостолов была слышна различным народам, что от рук апостолов падали языческие храмы, сокрушались идолы, а их поклонники обращались к вере. Множество чудес и знамений совершили Апостолы. Все эти чудеса, которыми, Бог укрепил христианскую веру, или действительно были, или совсем не были. Если они были, значит — это истинная вера Божия, ради которой Бог и совершил столько чудес. А если их совсем не было, то как же такая вера, столь тяжелая для воли, распространилась по всей земле без чудес? Так или иначе, это — чудо и, значит, дело Божие. Как не вооружался лукавый против Церкви Христовой, ничего у него не вышло: ни зависть иудеев, которой он преследовал первых христиан, ни тиранами Рима, которые жестоко мучали за веру, ни различные ереси не смогли нанести вред чистоте Православия. Все вражии стрелы были отражены по Словам Спасителя: «Врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18).

Вера есть правило жизни. Мы должны жить по вере, иначе, если жизнь не согласуется с верой, такая вера мертва и совершенно бесполезна. В изъяснение слов Христовых: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего» (Мф.7:21), — Златоуст говорит: «Господь хочет здесь указать, что вера совершенно бессильна без дел». А какова жизнь современных христиан? Степень любви христиан к Богу и следованию Его Заповедей можно увидеть в идоле, которого царь Навуходоносор видел во сне. Голова идола была сделана из чистого золота. И жизнь первых христиан была по святости чистое золото. Затем следует серебряная грудь: ценность понизилась. Дорого и серебро, но не так, как чистое золото. С течением времени остыл тот пыл веры, уменьшилась добродетель. Далее идет медное чрево. Стало еще хуже. Настала жизнь ниже и первой, и второй, распространились нравы жестокие и суровые. В конце концов, в эти несчастные времена, мы достигли низших частей идола, ног, того жалкого состояния, ниже и хуже которого не можем ничего отыскать. Однако, если наша жизнь не будет так же добра и свята, как истинна и свята твоя вера, то спасение нам не обрести.

О грехе

Грешнику ежечасно грозит опасность вечных мучений – это величайшее страдание для человеческой души и он может освободиться от этой опасности –прийти на исповедь и получить прощение грехов от священника. Никто, кроме Бога, не может прощать грехи, однако Он даровал эту власть в лице апостолов священникам Своей Церкви, дал им неограниченное право разрешать, прощать всякого рода грех, когда сказал: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22); елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси (Мф. 18, 18). Господь мог бы потребовать с нас мученической смерти за свои грехи или установить ещё какие либо другие подвиги. И даже если бы даже такие тяжелые правила были установлены Господом для очищения от грехов, нам нужно было бы быть благодарными Ему, так как временные мучения в неограниченное раз лучше вечных мук. Однако, Господь не требует и этого с нас, а позволяет получить прощение грехов лёгким путём - прийти на исповедь, покаяться в своих грехах священнику или духовнику и получить прощение грехов. Ничто не совершается так легко и не понимается так трудно, как грех. Поэтому-то мы легко согрешаем и трудно раскаиваемся. Грех – беспредельное зло, почти поношение Бога.

О душе

Люди ценят только то, что видят, а чего не видят, того и не ценят. Видят они мир и ценят его больше, чем это следует, а душу не видят и совершенно не ценят ее, как нужно. Много царей, богачей, известных людей наслаждались благами этого мира, однако умерли и мир умер для них. Погубив душу ради мира, потеряли все: небо, рай, вечную жизнь, Бога. Итак, что пользы человеку, если он приобретет мир, кончающийся для него вместе с жизнью, и погубит свою душу, бессмертную? Никакой пользы, наоборот — великая потеря. Однако ради чего человек так трудится ради мира, разве он не знает, что такое мир? Знает очень хорошо, ибо воочию видит непостоянство мира. Видит, как его блага труднодостижимы, горьки в наслаждении, близки к концу. Видит, сколько забот, страхов, зависти, разорений потрясают, ослабляют, делают горькими или даже разрушают все мирское благополучие. Но душа драгоценное существо, которое не может пойти в обмен на что-либо другое. Сила Божия явила три особенности при создании человека: во первых, при создании всего небесного и земного Бог создал это одним словом, а создание человека было с особым Промыслом и задействован Совет всей Пресвятой Троицы, во вторых, для того чтобы появились прочие твари, Бог говорил только: «Да будет» больше ничего не делал. Для создания же человека Он и говорил, и действовал. Чтобы создать тело, Он слепил прах, чтобы создать душу, Он вдохнул в него дыхание дыхание жизни. Наконец главное, ни одно творение не создано по образу Божию, кроме человека.

Об исповеди

Что нас может оберечь от греха? Это страх перед судом Божиим и наказанием за наши грехи. Однако, если мы согрешили, то от грехов надо очищаться, а оставить грехи мы не можем иначе, как при помощи святой исповеди. Благодать таинства изгоняет того нечистого духа, который не дает нам исповедать нашу страсть, дабы мы не получили исцеления. Для того, чтобы состоялось истинное и совершенное покаяние, необходимо перестать совершать грехи, перестать желать их повторения и возненавидеть их. Затем, взять десять заповедей Божиих и посмотреть, какая нарушена, какие из семи смертных грехов были совершены, испытать хорошо свою совесть, в чем провинились умом, словом или делом, в чем согрешили перед Богом, перед ближним и самим собой. Если есть вражда к кому–нибудь, нужно простить от всей души, если есть чужая вещь, возвратить ее, если затронули чью–нибудь честь, исправить зло и тому подобное. Затем, если плохая память, то записать на бумаге, решить более не совершать грехи и идти к духовнику на исповедь. И ко всему этому, нужно обвинять себя. Став перед духовником, нужно особенно заботиться о том, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. И вот получили от духовника прощение, получили его молитву и уходим. Теперь что же еще остается сделать? Остается самое необходимое. Во–первых, выполнить епитимию, возложенную духовником, во–вторых, исправить свою жизнь. Иначе то, что сделали есть не исповедь, а суесловие. Нужно особенно отличать три главных пункта. Во–первых, в ссоре ли с кем–нибудь? Все, что худого кто либо нам сделал, то мы должны простить ему от всего сердца, ибо если мы его не простим, то и сами не получим прощения. Так говорит Христос: «Аще… отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли… не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш» [Небесный] «отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–5). Если согрешили, то на исповедь нужно приходить как можно скорее, ведь мы не знаем, как скоро нам придётся предстать перед Господом. Бывает такое, что мы молимся, но Господь на нашу молитву не отвечает. Такое случается из-за того, что мы не слушаем Бога и грешим, а когда перестаём грешить и исполняем Божии Заповеди, то просимое, если оно благое и спасительное, то получаем.

О чем должно молиться

В молитве к Богу, нам православным христианам нужно просить, то, что угодно Богу. Люди переменчивы в своих желаниях, не знают сами чего хотят, а нередко желаемое может принести только вред и духовный и физический. Так, например, история из Ветхого Завета показывает нам, что бывает то, чего у нас нету, служит нам во благо. Рахиль, жена Иакова, была неплодна и не имела детей. Она вдвойне скорбела, ибо видела, что у нее нет детей, а у сестры ее — очень много и от ревности захотела умереть. Бог услышал ее молитву и исполнил ее желание. Однако, при родах от сильной боли она скончалась. Сын желаний стал сыном скорби! Итак, если желание человеческое так ошибочно и только воля Божия неуклонна, что же остается делать, как не подчинить свою волю воле Божией? Желать того только, что хочет Бог, и говорить в своих молитвах: «Отче Мой… не якоже Аз хошу, но якоже Ты… буди воля Твоя» (Мф. 26:39–42). Также каждому христианину следует помнить, что к Богу нужно обращаться, не имея на себе грехов убийства и телесной нечистоты. А если таковые имеются, то необходимо прибегнуть к исповеди и покаянию. Ни в коем случае, нельзя обращаться к магии и волшебству, тем самым мы предаём Бога и обращаемся к злым силам, что является большим грехом.

О почитании страстей Христовых

Господь наш Иисус Христос входит в Иерусалим, Его радостно встречает множество народа с возгласом: «Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». Однако, они же через несколько дней будут кричать: «Да распят будет»(Мф. 27, 22). Что претерпел тогда Христос от евреев, то же самое теперь Он испытывает от христиан, которые в эти святые дни на словах поклоняются Ему, а делами распинают. На празднование страстей Христовых собирается множество народа, но как много среди собравшихся, которые не оставили греховный образ жизни. Видят Христа на кресте, но этот еще не порвал своей нечистой связи, тот не возвратил еще чужой вещи, иной не простил своего врага, не оставил своей дурной привычки, совсем и не имеет никакого намерения исправить свою жизнь. Иные, правда, покаялись, но временно: покаялись, что согрешили, но скоро раскаются, что покаялись. Иные намерены исповедаться, но, как только воскреснет Христос, тот же час распять Его. Таким образом, если Христос однажды был распят иудеями в ту Великую Пятницу, то каждую Великую Пятницу Христос снова распинается христианами. Тот, Кого мы в Великую Пятницу видим распятым на кресте, увенчанным тернием, обезображенным от заушений, окровавленным от ран, есть Царь славы, есть Царь наш, во имя Которого мы крестились, в Евангелие Которого веруем, Царства Которого ожидаем.

О спасительной страсти

Человечеству пришлось увидеть на земле два великих чуда: первое, это — Бога, сошедшего на землю, принявшего человеческое естество, второе— Богочеловека, перенёсшего ради нас многочисленные страдания и восшедшего на крест, чтобы на нем умереть. Страдания были так велики, каких еще никогда не выносило человеческое терпение, печаль так невыносима, какой еще не испытывало человеческое сердце. Ни на кого не было воздвигнуто столько козней человеческих, злобы, гнева, зависти, предательства и тому подобных дел зла. Однако, Господь всё вытерпел ради нашего спасения. От многотрудного подвига печальной Его души начали падать капли кровавого пота. Как в раю были написаны те два определения, одно осуждавшее Адама на пот, — «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3:19), а другое, осуждавшее Еву на болезнь, — «в болезнех родиши чада» (Быт. 3:16), так теперь в Гефсиманском саду Иисус подвизается до пота кровавого и болезнует, чтобы исполнить Евины болезни и, таким образом, освободить от древней клятвы самих праотцев. Находясь в Гефсиманском саду, Господь начинает печалиться, и та печаль почти причиняет Ему великую скорбь : «Прискорбна есть душа Моя до смерти!». Что же это такое, что могло так печалить Сына Божьего? Во–первых, предательство Иуды, проклятое сребролюбие — первая и главная причина, почему мы и веру свою продаем, и души свои отдаем на муки вечные! Во вторых, зависть фарисеев и неблагодарность народа, сколько великих чудес Господь совершил, исцелений, сколько тысяч народа Он накормил, сколько проповедей для спасения души произнёс и за всё это такая злоба. Наконец Пилат, перед всеми объявивший, что не находит в Иисусе никакой вины, ради мирской корысти и из суетного страха, чтобы не лишиться ему дружбы кесаревой, закрыл свои глаза и уже не стал смотреть ни на правду, ни на истину. Он знал, «яко зависти ради предаша Его», и тем не менее постарался удовлетворить этой зависти и, осудив Его на смерть, предал в руки евреям. Однако Спаситель все терпит и не повелевает всей вселенной, чтобы она упала и погребла тех пребеззаконных людей живыми, напротив, Он даже молится о них: «Отче, отпусти им; неведят бо что творят» (Лк 23:34). Однако, больше всего Господь скорбит потому, что Он предвидит, что большая часть людей погибнет, крест Его поруган многими неверными и нечестивыми, а православные христиане часто будут выбирать грех, нежели добродетель.

О смерти

Обычно, вера в духовные догматы появляется, как правило, от слуха, чем от видения, а вера в земные явления рождается скорее от зрения, чем от слуха. Но из всех явлений, в которые мы тем сильнее веруем, чем яснее их видим, есть одно, в которое мы трудно верим, хотя и часто его видим и это смерть. Мы видим её во всех возрастах – на юности, старости и даже самом преддверии жизни, видим ее на каждом месте – на суше, на море и в воздухе, в скромных домах бедняков и роскошных особняках богачей, в кругу своих родных и близких и среди незнакомцев. Мы каждый раз надеемся, что завтрашний день будет, такой же как сегодня. Настоящее уверяет в будущем. Жизненный путь кажется долгим и мы не видим его конца, Конечно, мы понимаем, что непреклонно смертный час ожидает, однако не хотим об этом думать и стараемся забыть. Причиной нежелания мыслить о смерти является наша сильная любовь к жизни и её временным благам. Однако, какими бы мы благами и богатствами не обладали, какие бы у нас красивые дома или украшения не были, всё равно войдем в могилу ни с чем. Родились, значит умрём. Это естественное бедствие неустранимо. Но если нас неизбежно ожидает смерть значит нужно позаботиться, чтобы умереть, исправившись с помощью Божией, тогда конец жизненного пути будет нестрашен. Проповедник приводит в пример, афинского оратора Демосфена, которому в начале своей карьеры мешали врожденные недостатки. Во время разговора он делал такие некрасивые движения, что вызывал смех у слушателей. Тогда он заперся в землянке, исправил свои недостатки и стал в своем деле успешен. И мы, если имеем плохой характер или привычки, которые влекут нас на путь погибели, можем исправить их: отбросим, если не можем все, то хоть половину излишних забот о жизни и каждый день в своей комнате один час или более будем молиться Богу и после молитвы вспоминать о смерти.

О совести и Божием правосудии

Господь придет судить живых и мертвых, об этом очень выразительно говорят пророки в Ветхом и евангелисты в Новом Завете, с великим трепетом – святые отцы Церкви в своих сочинениях. Мир полон несправедливости: нередко злые достигают счастья и славы, а добрые живут в скорбях и подвергаются лишениям. Но Бог праведен. Поэтому в будущей жизни произойдет праведный суд и воздаяние: злые подвергнутся должному наказанию, а добрые получат должную награду. Нет ничего безобразнее греха. Совершающий грех ,не может смотреть на свой же грех и по возможности старается скрыть. Женщина при рождении чувствует боль, но потом – радость. Совершенно наоборот душа, когда грешит, испытывает удовольствие, а впоследствии – боль, и эта боль есть не что иное, как укоры совести. В этой жизни у нас есть ещё время для покаяния, в будущей же жизни, грехи уже не могут быть заглажены покаянием, так как тогда уже не будет времени для покаяния. В день суда разгнутся книги. В них написано все, что мы сделали во всю нашу жизнь, доброе и злое. Сначала открывается та, в которой заключены наши грехи, с одной стороны там будут написаны наши злые дела и если мы исповедались, покаялись, загладили грехи молитвами, постом и милостынями по епитимий, наложенной на нас духовником, правда Божия не потребует с нас отчета. Вторая книга содержит все, что мы сделали доброго, – наши добродетели. Однако, знаем ли мы, что эти добрые дела мы сделали, как положено, без лукавства, обмана, а с любовью к Богу и ближним. Например, мы подали милостыню, но сколько? Очень немного. Да и то для чего? Скорее для того, чтобы удостоиться похвалы от людей, чем награды от Бога. Это ли доброе дело? Если у нас нет других добродетелей, кроме этих, которые нам такими кажутся, то горе нам во втором Христовом пришествии!