Сочинения протоиерея Николая Восторгова
Сочинения протоиерея Николая Восторгова

Сочинения протоиерея Николая Восторгова

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Обращение, о котором будет идти речь, было произнесено протоиереем Николаем Восторговым от 20-го августа 1889-го года к прихожанам Храма поселка Керпильского Кубанской области. Отец Николай с большой ответственностью и переживанием относился к своему пастырскому служению. На его долю выпало нелегкое испытание, так как сам он был молодым священником, а среди прихожан находились люди, которые являлись значительно старше священника. Конечно, результат духовной работы сильно зависел от возможности паствы со всем вниманием и серьезностью внимать евангельским поучениям молодого настоятеля Храма. В своей речи на первой службе, отец Николай объяснил всем присутствующим, в церкви, что священник дан Промыслом Божиим им для поучения в Вере Христовой, для примера пасомым, исполнения Таинств Церковных, помощи в решении трудных жизненных вопросов и других духовных вещах. С их стороны требовалось послушание, вера, самодисциплина, чистота сердца и другие спасительные качества, соответствующие благочестивой пастве.

Прощание с паствой и пастырские заветы

Спустя определенное время закончилось служение отца Николая и в последнем обращении к своей пастве, настоятель подвел итоги своей работы и подал последние наставления. За время его служения была проделана большая работа, сопряженная скорбями. Была создана воскресная школа, некоторые закоренелые грешники приведены к покаянию, часть старообрядцев перешла в Православие, а также были совершены другие важные Богоугодные дела. Отец Николай с отеческой любовью заповедовал прихожанам: любить Господа всей душой, почитать Божью Матерь, угодников Божиих, крепко держаться Православной веры, не упиваться вином, не объедаться, не быть гордыми, льстивыми, человекоугодливыми, не брать взяток, ходить в Церковь, слушать Слово Божье, исполнять Заповеди Божии, заботиться о Святом Храме, построить новый, не щадить жертв на его украшение, соблюдать посты, не клясться Именем Божиим, почитать родителей, никого не обижать и быть совершенными.

Евангельские блаженства

После нагорной проповеди, Спаситель сошел с горы, к Нему хлынула толпа народа: один желал послушать Его учение, другой – искал исцеление от недуга. Врачуя болезни тела, Господь видел в душах людей страшную болезнь – невежество, предрассудки. Bсе эти люди более или менее веровали в Него, как Мессию, но видели в этом Мессии царя земного, который устроит на земле царство, в которое войдут только потомки Авраама – евреи. Спасителю предстояло объяснить, что царство Его – действительно царство, но не похожее на царство земное; что в него имеют право входа не одни потомки Авраама по плоти, но все те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама. А для того чтобы войти в Царство Небесное, человек должен исправить свою душу, осознать себя бедным добрыми делами, т.е. нищим по душе, иметь сокрушение о своих грехах, стать кротким, жаждать правды, а правда есть Бог, быть милостивым, обладать чистотой сердца, стать миротворцем. Он не легок – этот путь, зато велика в конце его награда. Он начинается нищетой духа и с необходимостью требует и других перечисленных качеств: не будешь нищим духом, не станешь плакать о грехах, потому что не будешь сознавать их, не будешь, далее, кротким, ищущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем. Эти качества логически между собою связаны, развитие одного влечет за собою развитие и другого, потеря одного заграждает путь и к другим.

Проповедь в праздник Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день небесный вестник Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии, благовествует о совершении всех пророчеств и обетований,— о рождении от Неё Спасителя мира. Если с момента грехопадения Адама, весь человеческий род жил только мечтаниями о Царствии Небесном. Пришедший в наш мир Спаситель смертью дает всем людям возможность родиться свыше (Иоанн 3:3-7). Но добиться этого могут лишь те, кто исполняют Заповеди Божии, побеждают мир весь со всеми его прелестями, со всеми его ужасами, и все делают единственно для славы Божией.

О помощи Божьей

Без Христа мы жили бы в постоянных мучениях и в здешней жизни и загробной, но единственно чрез Него мы будем жить блаженно во веки. Господь не оставляет нас и в ежедневных трудностях наших и готов оказать Свою помощь нам только бы мы с верою и упованием обратились к Нему. Если настигла злоба человеческая, против этого заповедано нам Христом поистине Божественное средство: молитва за врагов и ненавидящих нас и в сердце войдет благодать, которая упокоит наши чувства. Скорбь или беда – спеши под материнский кров Св. Церкви и Она не только в лице своих служителей помолится за тебя, но подвигнет на молитву с собою весь собор святых Божиих и Саму Царицу Небесную. Утомится ли дух заботами и попеченьями житейскими, приди к Церкви: она облегчит тяжесть души твоей, богоносными ученьями наставит тебя. А когда изможденное тело твое будет уже лежать на смертном одре, – приди ко Христу: и Его служитель словом утешений и обетований евангельских облегчит тебя, таинственным покаянием очистит, молитвою окрылит твою душу и поможет ей благонадежно совершить горний полет от земли к небу.

Бессмертие

Для человека неверующего все добродетели христианские являются в большей части пустой тратой времени. Он не видит смысла в том, чтобы делиться своим благом, уделять часть своего благосостояния, заботиться о своем ближнем. Для него жизнь заканчивается с наступлением смерти и в его представлении нужно как можно комфортнее прожить этот временной отрезок от рождения до гроба. Но человек верующий знает, что все те дела любви, которые он совершил в земной жизни, никуда не исчезают. В сознании человека верующего любовь не умирает, мы перенесем ее в жизнь загробную, мы знаем, что любовь – условие совершенства, что любовь отворит нам двери заключенного рая, приведет нас в общение с Богом, Который есть сама Любовь, значит, доставит нам счастье. И в смертный свой час, когда бы час этот ни последовал, он со спокойным сердцем обратится к Творцу своему, к Которому стремилась душа его.