Сочинения протоиерея Николая Восторгова
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Обращение, о котором будет идти речь, было произнесено протоиереем Николаем Восторговым от 20-го августа 1889-го года к прихожанам Храма поселка Керпильского Кубанской области. Отец Николай с большой ответственностью и переживанием относился к своему пастырскому служению. На его долю выпало нелегкое испытание, так как сам он был молодым священником, а среди прихожан находились люди, которые являлись значительно старше священника. Конечно, результат духовной работы сильно зависел от возможности паствы со всем вниманием и серьезностью внимать евангельским поучениям молодого настоятеля Храма. В своей речи на первой службе, отец Николай объяснил всем присутствующим, в церкви, что священник дан Промыслом Божиим им для поучения в Вере Христовой, для примера пасомым, исполнения Таинств Церковных, помощи в решении трудных жизненных вопросов и других духовных вещах. С их стороны требовалось послушание, вера, самодисциплина, чистота сердца и другие спасительные качества, соответствующие благочестивой пастве.
Спустя определенное время закончилось служение отца Николая и в последнем обращении к своей пастве, настоятель подвел итоги своей работы и подал последние наставления. За время его служения была проделана большая работа, сопряженная скорбями. Была создана воскресная школа, некоторые закоренелые грешники приведены к покаянию, часть старообрядцев перешла в Православие, а также были совершены другие важные Богоугодные дела. Отец Николай с отеческой любовью заповедовал прихожанам: любить Господа всей душой, почитать Божью Матерь, угодников Божиих, крепко держаться Православной веры, не упиваться вином, не объедаться, не быть гордыми, льстивыми, человекоугодливыми, не брать взяток, ходить в Церковь, слушать Слово Божье, исполнять Заповеди Божии, заботиться о Святом Храме, построить новый, не щадить жертв на его украшение, соблюдать посты, не клясться Именем Божиим, почитать родителей, никого не обижать и быть совершенными.
После нагорной проповеди, Спаситель сошел с горы, к Нему хлынула толпа народа: один желал послушать Его учение, другой – искал исцеление от недуга. Врачуя болезни тела, Господь видел в душах людей страшную болезнь – невежество, предрассудки. Bсе эти люди более или менее веровали в Него, как Мессию, но видели в этом Мессии царя земного, который устроит на земле царство, в которое войдут только потомки Авраама – евреи. Спасителю предстояло объяснить, что царство Его – действительно царство, но не похожее на царство земное; что в него имеют право входа не одни потомки Авраама по плоти, но все те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама. А для того чтобы войти в Царство Небесное, человек должен исправить свою душу, осознать себя бедным добрыми делами, т.е. нищим по душе, иметь сокрушение о своих грехах, стать кротким, жаждать правды, а правда есть Бог, быть милостивым, обладать чистотой сердца, стать миротворцем. Он не легок – этот путь, зато велика в конце его награда. Он начинается нищетой духа и с необходимостью требует и других перечисленных качеств: не будешь нищим духом, не станешь плакать о грехах, потому что не будешь сознавать их, не будешь, далее, кротким, ищущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем. Эти качества логически между собою связаны, развитие одного влечет за собою развитие и другого, потеря одного заграждает путь и к другим.
В этот день небесный вестник Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии, благовествует о совершении всех пророчеств и обетований,— о рождении от Неё Спасителя мира. Если с момента грехопадения Адама, весь человеческий род жил только мечтаниями о Царствии Небесном. Пришедший в наш мир Спаситель смертью дает всем людям возможность родиться свыше (Иоанн 3:3-7). Но добиться этого могут лишь те, кто исполняют Заповеди Божии, побеждают мир весь со всеми его прелестями, со всеми его ужасами, и все делают единственно для славы Божией.
Без Христа мы жили бы в постоянных мучениях и в здешней жизни и загробной, но единственно чрез Него мы будем жить блаженно во веки. Господь не оставляет нас и в ежедневных трудностях наших и готов оказать Свою помощь нам только бы мы с верою и упованием обратились к Нему. Если настигла злоба человеческая, против этого заповедано нам Христом поистине Божественное средство: молитва за врагов и ненавидящих нас и в сердце войдет благодать, которая упокоит наши чувства. Скорбь или беда – спеши под материнский кров Св. Церкви и Она не только в лице своих служителей помолится за тебя, но подвигнет на молитву с собою весь собор святых Божиих и Саму Царицу Небесную. Утомится ли дух заботами и попеченьями житейскими, приди к Церкви: она облегчит тяжесть души твоей, богоносными ученьями наставит тебя. А когда изможденное тело твое будет уже лежать на смертном одре, – приди ко Христу: и Его служитель словом утешений и обетований евангельских облегчит тебя, таинственным покаянием очистит, молитвою окрылит твою душу и поможет ей благонадежно совершить горний полет от земли к небу.
Для человека неверующего все добродетели христианские являются в большей части пустой тратой времени. Он не видит смысла в том, чтобы делиться своим благом, уделять часть своего благосостояния, заботиться о своем ближнем. Для него жизнь заканчивается с наступлением смерти и в его представлении нужно как можно комфортнее прожить этот временной отрезок от рождения до гроба. Но человек верующий знает, что все те дела любви, которые он совершил в земной жизни, никуда не исчезают. В сознании человека верующего любовь не умирает, мы перенесем ее в жизнь загробную, мы знаем, что любовь – условие совершенства, что любовь отворит нам двери заключенного рая, приведет нас в общение с Богом, Который есть сама Любовь, значит, доставит нам счастье. И в смертный свой час, когда бы час этот ни последовал, он со спокойным сердцем обратится к Творцу своему, к Которому стремилась душа его.