Проповедь о Таинстве смерти (№124)
Проповедь о Таинстве смерти (№124)

Проповедь о Таинстве смерти (№124)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Человек не знает когда придет его смертный час. Большинство из нас испытывает страх, даже мимолетно задумавшись на эту важную тему, но человека служащего Богу все эти переживания обходят стороной. Живущим праведно, Бог, по Своей милости, может открыть даже те сокровенные тайны о том, где и в какую минуту угодники Его покинут этот мир. Итак, будем рабами Божиими верными и мудрыми. Верными – храня и соблюдая православную веру, мудрыми – удаляясь от греха и исполняя всякую правду. Конечно, не каждый готов с чистой совестью предстать перед судом Божиим, поэтому нужно возложить свое упование на Господа, что Он Своим Промыслом все в нашей жизни устроит к нашему спасению. Для тех, кто хочет научиться упованию на Бога должны знать, что дается оно опытностью, терпением и скорбями. И главное нельзя забывать, что надежду дает Бог кающимся, т.е. желающим своего исправления, а не беспечным презирателям Его закона. Те, кто встали на путь исправления, не должны предаваться унынию о большом количестве своих грехов, но всегда помнить о том, что ни одно согрешение не может победить человеколюбие Божие. 

О бессмертии души

О бессмертии души сказано как в Ветхом, так и в Новом Завете. В Новом так вообще человек рассматривается как житель грядущего века, нежели настоящего. Все обещанные блага Божии за служение Господу уготовляются для человека в будущем. Жизнь самой души распространяется за пределы гроба и все склонности, правила и образ мыслей остаются при ней, которые она имела при временной жизни. Священное Писание говорит о том, что душа является духом и для поддержания своей жизни не требует тела. Но и как было Богом обещано, человеческие души не будут пребывать бесплотными во век, но получат более совершенные во второе пришествие Христово. Откровение раскрывает нам и том, что душа после смерти тела мыслит и рассуждает, ясно осознавая все происходящее. Из притчи Господа о богаче и Лазаре, где последний терпя временные скорби наследовал рай, а первый приняв все греховные радости земной жизни сошел во ад, видно, что состояние отошедших душ до всеобщего воскресения не будет бессознательным. Из Священного писания, жития Святых и от благочестивых очевидцев можем узнать, что большое количество раз души умерших не только Святых, но и грешных являлись в различных образах живым людям. Приведем сюда несколько примеров. Одной юной отроковице Музе во сне явилась Божия Матерь, окруженная множеством юных дев. Это видение произвело на неё приятное впечатление и ей захотелось быть в числе тех молодых девушек, которые в мире и любви находятся под защитой Богородицы. Пречистая одобрила её желание и сказала, что через тридцать дней к ней придет, а та в свою очередь должна воздерживаться от детских забав, смеха и всего дурного. Рассказав все произошедшее своим родителям, вся семья стала ждать наступления этого дня, когда придет Божия Матерь и что в этот день произойдет. За несколько дней Муза заболела и на тридцатый, когда все собрались, больная, лежа на кровати в комнате, обратилась к невидимой для других Посетительнице и со словами «Се гряду Госпоже, се гряду» завершила свой жизненный путь. Преподобный Феодосий основатель монашеского общежития, зная, что память о смертном часе оказывает плодотворное влияние на желающих спастись, решил дать указание своим ученикам выкопать могилу, чтобы глядя на неё братия не потеряла память смертную. Преподобный Феодосий придя к могиле со своими учениками, спросил кто бы хотел обновить могилу. Один монах из братии по имени Василий встал на колени и стал умолять Святого о том, чтобы выбор пал на него. Получив на это благословение от Святого, через некоторое время он умер и спустя несколько дней, Феодосий увидел душу монаха в Храме, поющего с остальной братией. По молитвам Преподобного, умерший стал видимым и после наставления братии во спасении сделался невидимым. Другой пример, однажды ночью Преподобный Симеон Сербский явился Преподобному Савве, т.е. своему сыну. При появлении, он был украшен венцом и прочими почестями Славы Божьей. Святому Савве было поведано о блаженствах в Царствии Божьем и о том, что ему предстоит еще в этой земной жизни послужить Господу, проповедуя Евангелие, за что ему обещана Богом награда в будущем веке. Приведем еще одну историю, перед смертью, во время ночной молитвы, Иоанну Златоустному явились два апостола Петр и Иоанн, которые сообщили ему о том, что он победил искушения лукавого и в скором времени отойдет к Богу, а гонящая его царица Евдоксия будет сильно наказана. Апостолов, явившихся Святителю Иоанну, видели и слышали два пресвитера и диакон, шедшие вместе с ним в изгнание. После смерти этого великого Святого, в городе Кукузе епископ Аравийский Адельфий со слезами молился Богу, что в таком изгнании умер Иоанн и в каком ликостоянии он находится со Святыми. И вот как-то однажды находясь в молитве Богу, ангел Божий ввел его в место Святых, где показал ему лик Святых церковных учителей, но не найдя в нем Святителя сильно опечалившись начал выходить из врат, как один из стоявших при дверях взял его за руку и спросил о причине его печали. Адельфий объяснив о причине своей скорби, получил ответ, что Святитель Иоанн Златоуст находится перед престолом Божиим, который окружают Серафимы и Херувимы и человек в теле находиться там не может. Другой пример явления умерших живым из записок протоиерея Соколова. Один Священник по окончанию курса семинарии остался работать в уездном училище, а его товарищ и автор этой истории по окончанию академии поступил священником в Херсон. В одно время последнему приснился сон, в котором, он понял, что его знакомого нет в живых. Решив удостовериться в правдивости своего сновидения, он написал письмо его отцу и тот спустя некоторое время ответил, что действительно сын умер именно в то время, в которое умерший приходил к нему во сновидении. Один военный ветеринар также поведал о том, как в жизни его знакомых произошло спасительное уведомление о существовании загробной жизни. Во времена Российской Империи, два молодых человека служили в одном полку. Один из них был лютеранского, а другой православного вероисповедания. Как-то раз они договорились о том, что кто первый умрет, тот должен явиться оставшемуся в живых и рассказать о предстоящих событиях для человеческой души. И вот спустя несколько лет один из них умер, явился своему другу наяву и рассказал все об испытаниях души после разлучения с телом. Ужаснувшись от рассказанного, его еще живой друг переменил свой образ жизни, продал все богатства и начал вести строгую православную, подвижническую жизнь. 

О состоянии душ за гробом

После смерти, человеческой душе предстоит частный суд, на котором в отличии, от великого и торжественного перед Господом, будет определена участь не на целую вечность, как суд последний, а только на время до второго пришествия Христова. Души умерших не будут там иметь до всеобщего Воскресения полной самостоятельности и не смогут переменить себя другими чем до того какими были при жизни, а может только раскрываться начатое здесь. В загробном мире покаяние невозможно, об этом нас учит Священное Писание. «Есть же аще сеет человек тожде и пожнет, яко сеяв плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяв дух, от духа получит живот вечный» (Послание к Галатам 6:7,8). 

Учение о мытарствах

Частный суд совершается над христианскими душами, как святыми ангелами, так и злыми. Первые отмечают все добрые дела, а вторые все злые. Когда душа христианина начнет восходить к небу, руководимая Святыми Ангелами, тогда темные духи предоставляют ей грехи, совершенные ей при жизни неизглаженные покаянием. По слоям поднебесной от земли до самого неба стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведывает особым видом греха и все души, которые через них проходят, подвергаются спросу за каждый мельчайший грех. Подробные описания мытарств можно найти в сказаниях Блаженной Феодоры. Одному из учеников преподобного Григорию захотелось узнать спаслась ли послушница Феодора и в каком Богом отведенном для неё месте она находится. Преподобный Василий не хотел огорчать своего духовного сына и помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры. И вот как-то раз Григорию во сне явилась послушница преподобного и рассказала, что происходило с её душой при разлучении ее от тела и после. Когда настал смертный час, вокруг появилось множество злобных эфиопов. Испытав сильный трепет, душа не находила упокоение и в этот момент явились два светлых ангела, даровав душе успокоение и радость. Через некоторое время пришла и сама смерть в облике скелета и ужасающим образом для человеческих глаз начала извлечение души блаженной послушницы из тела. После выхода души из тела, к ней приступили темные духи с требованием отчета за грехи, совершенные при земной жизни. Но Святые Ангелы противопоставив им всеми добрыми делами, совершенными Феодорой с Божьей помощью, воспрепятствовали темным силам забрать душу. В этот самый момент явился преподобный Василий, вынул из-за пазухи золотой мешочек и отдал его святым Ангелам, сказав, что многими трудами при помощи Божьей скопил себе мзду на Небе и готов отдать их душе служившей ему в виде мешочка с золотом. Во время прохождения воздушных мытарств, это помогло спасти от посягательств на душу Феодоры лукавых духов. 

Мытарство 1-е

Итак, когда пришло время подниматься от земли на высоту небесную, первыми их встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. К этому роду грехов относится все сказанное человеком необдуманного, срамного, смехотворного, бесстыдного и праздного. Так как при своей земной жизни Феодора нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом, то неисповеданных грехов её оказалось немало и Святым Ангелам пришлось покрыть грехи её, указав на некоторые добрые дела Феодоры, а чего не доставало, добавили из добродетелей преподобного Василия. 

Мытарство 2-е

Мытарство лжи. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи. Уличив в двух нераскаянных грехах, злые духи хотели было отвести душу во ад, но Святые Ангелы как и ранее защитили её указаниями на сделанные добрые дела при земной жизни Феодоры и заслугами преподобного Василия. 

Мытарство 3-е

Мытарство осуждения и клеветы. На нем истязаются те, кто осуждает или клевещет на своего ближнего, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Как и на предыдущих мытарствах, так и на этом душа Феодоры могла стать похищенной в ад, но заступничеством Святых Ангелов и преподобного Василия была спасена от лап врага рода человеческого. Во время передвижения по мытарствам, душа послушницы поинтересовалась у Ангелов Божиих о том, что представляют ли люди об ожидающих их мытарствах. На что был дан ими ответ о губительном неверии людей Священному Писанию и проповедям угодников Божиих, в которых про все что случается с человеком после смерти немало говорится. Также Святые Ангелы восхвалили делающих милостыню, так как они получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства. 

Мытарство 4-е

Новое мытарство, которое они встретили, препятствует путь к Небу всем тем, кто был подвержен каким либо грехом чревоугодия. К этому виду грехов относится пьянство, употребление пищи сверх надобности или без молитвы, или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом. С Божьей помощью душа послушницы была оправдана на этом посту и они проследовали далее.

Мытарство 5-е

Злые духи этого мытарства с особой злобой встречает людей, проводивших дни и часы в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть.