Проповедь о Таинстве смерти (№125)
Проповедь о Таинстве смерти (№125)

Проповедь о Таинстве смерти (№125)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Мытарство 6-е

Далее следует мытарство кражи, на котором останавливаются души тех, кто занимался воровством.

Мытарство 7-е

Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь подвергаются спросу все те, кто заботится о приобретении имений.

Мытарство 8-е

Мытарство лихоимства, испытываются, отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения.

Мытарство 9-е

Мытарство, через которое проходил путь к вратам Царствия Небесного, называлось мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязуются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но, по благодати Божией, бесприпятственно миновали это мытарство.

Мытарство 10-е

Мытарство зависти. Помимо этого греха, ведется спрос за нелюбовь, братоненавидение, вражду и ненависть.

Мытарство 11-е

Мытарство гордости, где злые духи готовы утащить в ад всех тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается. Особенно же тщательно здесь несут ответ души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям.

Мытарство 12-е

Мытарство гнева и ярости.

Мытарство 13-е

На этом мытарстве истязуются те, кто в сердце своем питал зло на ближнего и воздавал злом за зло. Но на этом мытарстве душу послушницы ни в чем не смогли уличить тёмные духи и она последовала далее. На пути она спросила водивших её святых Ангелов о том, откуда воздушные власти знают все злые дела всех людей. И от них последовал ответ, в котором было сказано, что каждый христианин от Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его жизнь, наставляет на всякое добро и все эти добрые дела, записывает, чтобы он мог получить за них милость от Господа. Так и князь тьмы, приставляет к каждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вслед за человеком и собирает все, что он сделал дурного. Затем он относит на мытарства все эти грехи. Когда душа разлучится от тела, тогда лукавые духи препятствуют ей, показывая списки ее грехов и если душа имеет добрых дел более, чем грехов, то они не могут ее удержать. Когда грехов более, чем добрых дел, то они мучают её до тех пор, пока душа, по молитвам Церкви и родных получит свободу. Если же душа настолько грешна и недостойна перед Богом, что теряется всякая надежда на ее спасение, то ей грозит вечная гибель. Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде.

Мытарство 14-е

Пока продолжалась беседа, душа Феодоры со Святыми Ангелами вошли в мытарство, называемое мытарством убийства. Здесь требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего.

Мытарство 15-е

Здесь следует спрос за чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Когда стали подниматься выше, Феодора спросила у Ангелов о том, все ли христиане проходят мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха. Защитники Божии ответили ей, что каждой христианской душе предстоит это испытание и только подробная и искренняя исповедь своему духовнику может стереть грехи, записанные в книгах темных духов, по милосердию Божьему. И спасает пока её от адских мучений то, что она давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводит добродетельную жизнь, а главным образом помогают ей молитвы святого Василия, которому она усердно служила на земле.

Мытарство 16-е

На этом мытарстве человек отвечает за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения.

Мытарство 17-е

Мытарство прелюбодеяния, где много спрашивается за грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе. Истязуются здесь также и те, кто грешен в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет.

Мытарство 18-е

Мытарство содомских грехов. К их числу относятся однополые браки, совокупление с бесами и животными, кровосмешения и тому подобное.

Мытарство 19-е

После блудных мытарств душа Феодоры и сопровождающие её Ангелы пришли к мытарству ересей, где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнений в вере, кощунство и тому подобное.

Мытарство 20-е

На последнем мытарстве находятся злые духи немилосердия и жестокосердия. Если кто либо при своей земной жизни вел строгую подвижническую жизнь, но был немилосердным, то душа этого человека заключается в адской бездне и не получает прощения вовеки.

После мытарств

После прохождения всех мытарств душа Феодора вошла в Царство Небесное. Словами тяжело ей было передать все то, что она увидела своими собственными глазами. Поклонившись Богу и осмотрев райские селения Святых, её душу низвели в преисподнюю, где послушнице были показаны ужасные муки грешных людей. Затем Святые Ангелы вернули душу Феодоры в Царство Небесное, где поселили в обитель преподобного Василия. Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия. Показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу и вообще все духовное веселие праведных.

Учение о мытарствах подтверждается и Священным Писанием, которое называет воздух областью злых духов. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Конечно если даже в нашей повседневной жизни враги рода человеческого не жалеют своих усилий, чтобы подтолкнуть человека ко греху, то естественно они не могут оставить нас спокойными в самое удобное для них время, т.е. когда душа проходит через их собственную область к Богу. И не только Священное Писание сообщает нам о предстоящих после смерти мытарствах, но и всему православному христианскому миру известные Святые. Например, в своих проповедях Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, какую сильную нужду в помощи и заступлении Святых Ангелов имеет душа по разлучению с телом дабы пройти мимо злых духов. Это все подтверждает и Кирилл Александрийский, который пишет, что душа по разлучению с телом сопровождается ангелами во время прохождения постов темных духов, которые расположились под небом.

Состояние душ Святых

Блаженство Святых до всеобщего суда состоит из созерцания Иисуса Христа перед Его престолом, взаимного общения со Святыми Ангелами и другими угодниками Божиими. Кроме этого они не забывают и о нас грешных, находящихся на земле и нуждающихся в их заступничестве и помощи. Все ожидают решительной участи и полноты блаженства, которая откроется после Великого и страшного Суда Христова.   

Понятие о рае

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Кор. 2:9). Так передал слова об увиденном Апостол Павел, который был восхищен Богом до третьего Неба. Второй из Апостолов, который был удостоен лицезреть обетования Божии любящим Его это Иоанн Богослов. Оба они сказали о рае неясно и преткновенно, из чего можно сделать вывод, что ум человеческий не может его постигнуть. Сам Господь наш Иисус Христос называет рай жизнью бессмертною и радостью бесконечною. И каждому человеку дана возможность войти в него, но каждому нужно помнить, что тесен и скорбен этот путь ведущий в Царство Небесное. Любое наслаждение в нашей жизни проходит, как и сама наша жизнь и как бы в ней прекрасно мы не устроились всему этому придет конец. Всего того, чего боится человек в земной жизни того нет в Царствии Божьем, трудов, воздыханий, печали, смерти, но где есть Бог и радость нескончаемая.

Видение обителей Царства Небесного

Много Угодников Божиих были восхищены духом в рай. С особой подробностью описавшим рай был Андрей Христа ради юродивый, который пробыл там, в течение двух недель и удостоен посещения третьего Неба. Обо всем увиденном он поведал человеку по имени Никифор, которому он доверял. Итак, оказавшись в раю, Святой Андрей был облечен в прекрасные одеяния, в царский пояс, венец и вся его одежда была соткана словно из блистающей молнии. Находясь там, Его окружала неизреченная радость и прекрасные сады, в которых росло многочисленное количество деревьев, одни непрестанно цвели, другие украшены златовидными листьями, иные имели на себе несказанной красоты плоды. По всему саду слышно пение птиц, которых находилось бесчисленное множество. После этого он оказался в месте, где находился прекрасный и великий Крест, похожий на радугу и юноша, сопровождавший его, поцеловав Крест сам, повелел это же сделать Святому Андрею Христа ради юродивого. Миновав Крест, они возвысились над второй твердью и Святой увидел дивных мужей, их покои и великую радость, окружавшую их. Затем, им суждено было подняться еще выше и они оказались выше третьего Неба. Там предстояло много Небесных Сил, славословящих Бога. Оказавшись перед завесой, блиставшей как молния, около неё стояли страшные и великие юноши, подобные пламеню огненному. Сопровождающий Святого юноша, обратился к Андрею, сказав, что когда отодвинется завеса и он увидит Лик Христа, воздать Ему поклонение. И вот, завеса была снята и угодник Христов увидел Спасителя, который был облечен в багряную одежду, а Лицо Его сияло неизреченным светом. С любовью Господь обратил на него Свои Очи и произнес три слова, сокровенные для живущих на земле. В момент явления Сына Божьего, Святой был воспламенен любовью к Богу. Спустя некоторое время был возвращен в сады. Находясь снова там, он вспомнил, что не увидел Царицу Небесную, но как только об этом подумав, перед ним предстал юноша, который поведал, что Божья Матерь находится на земле и помогает людям. На этом ему было велено вернуться в свое земное место пребывания.  

О степени блаженства праведных душ

В Царствии Божьем все будут наслаждаться неизглаголанной радостью, но у каждого будет своя мера блаженства, зависящая от степени нравственного совершенства каждого праведника и от меры заслуг. Разная мера вознаграждения следует за разные дела. Обо всем этом говорится и в Священном Писании, например Апостол Павел сказал, что каждый получит по своему труду. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6). Каждый будет доволен своим жребием, так как самая низшая степень блаженства будет так высока, что будет превосходить всякие понятия и воображения, а зависти и стремления к большему, которая есть здесь среди людей, там не будет.

Состояние душ грешников

Грешников попавших в ад после частного суда ждет вечное мучение. Страдать они будут от угрызения совести и от злых духов, которые с большим наслаждением готовы вечно издеваться над душами нераскаявшихся людей.

Жизнь душ грешных до всеобщего суда

Существование душ грешников до всеобщего суда состоит во первых, в подробном осознании своих грехов, которыми они оскорбляли Бога и в угрызении совести, которая проявится там с полной силой. Во вторых, в неспособности там удовлетворить привязанности ко всему плотскому и земному, а желание и вкус к духовному у них не раскрыты и не смогут быть раскрыты. В третьих, в удалении от Бога и Святых Его, а вместо этого нахождение в сообществе с подобными грешниками, злыми духами и других действительных муках ада. Здесь Правосудие Божье будет уязвлять трема страшными стрелами Своего гнева – раскаянием без пользы, безмерною мукою без малейшей отрады и крайним желанием надежды, желание Бога без надежды на Бога.  

Свидетельства Святых Отцов Церкви о вечной муки грешников

Святой Иоанн Златоуст в своей беседе говорил, что нестерпимы мучения в геене и если даже представить тысячу геен, то это все не будет значить по сравнению с несчастьем лишится блаженной Славы. Лучше подвергнуться многочисленным ударам молний, чем увидеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся. 

Святой Ефрем Сирин в своей проповеди предостерегает каждого православного христианина от бесполезного и праздного времяпрепровождении. Какого бы человек положения в этой жизни не достиг, каких бы удовольствий не попробовал, все это преходящее и уходящее. Все внимание чающих Бога, должно составлять покаяние и следование Заповедям Божиим.

Все Святые Отцы, которым по Милости Божьей, было открыто, что будет с душами грешников, утвердительно произносили, что в аду покаяние никакой силы иметь не будет, а мучения нескончаемые и непереносимые.

Видение мук грешников

Господь, по Своему великому милосердию, открывает отчасти великие муки избранникам Своим для их спасения и преуспеяния. Так один благочестивый воин, быв при смерти и придя в себя, рассказывал, что видел темную реку, от которой исходил страшный смрад, а через неё мост и те, кто был праведен проходили по нему, а грешные спадали вниз. На противоположном берегу виднелись прекрасные сады с красивыми обителями. В этой страшной реке он увидел игумена, почившего несколько лет назад и мучившегося. Воин спросил за что тот переносит такие муки, на что узник ада ответил, что наказания, которые он должен был возлагать на провинившихся, увеличены были им во много раз по своему жестокосердию. Другой рассказ, один старец слышал о жившем постнике в одной горе что-то странное о его жизни. Придя к нему и прожив у него несколько дней, старец увидел, что ведет постник только на глазах людей аскетическую жизнь, когда сам втайне следует обратному. Опечалившись увиденным, подвижник молился Богу о загробной участи этого человека после смерти. В видении ему было показано, что сей «пустынник» будет наказан Богом за привязанность к миру и плотское мудрование. На иконе страшного суда, нарисован человек, привязанный к столбу, обращенный лицом к Царствию Небесному. Такое изображение не напрасно сделано и вот почему. В городе Константинополе в царствование Леона, жил один богатый человек, который любил нищих, но жил в блуде даже до старости. Итак, пришлось ему умереть нераскаявшись. Загробная участь этого человека вызвала много споров, с одной стороны были те, кто считали, что помогая малоимущим он спасся, а с другой утверждали о необходимости чистоты для попадания в Царствие Божие. На совместном собрании было решено начать молиться Богу об состоянии души умершего и вот одному молящемуся было видение, в котором было открыто, что этот человек за милосердие свое избавлен он адских мук, а за нечистоту лишился Царствия Божьего, но теперь он привязан к столбу и находится между раем и адом, рыдая о потери Царствия Божьего за свои грехи. Приведем еще один пример из священной повести, переданной Святогорцем. Два друга услышав Слово Божие, по разному отнеслись к Словам Святого Евангелия. Один из них ушел в монастырь, другой остался в миру и проводя время праздно, дошел до такой степени жестокосердия, что начал надсмехаться над Святым Евангелием. Спустя некоторое время он скончался, узнав об этом, его друг молился Богу, чтобы узнать об загробной участи умершего. И вот как-то раз приснился ему сон, в котором пришла душа умершего друга и рассказала о том, что находится в аду и страшно там мучается. Чтобы показать только часть своих мучений, пришедший с того света, показал монаху свою ногу, внутри которой неусыпно ползал червь и поедал плоть. После этого видения его комната наполнилась адским смрадом, который сильно распространился по всему монастырю, а так как этот ужасный запах было не затушить, монахам даже пришлось оставить монастырь. Многим и другим подвижникам, которым показывались адские мучения, не могли вспомнить их без страха. Так вспомним житие блаженного Исихия Хоривитского, во время тяжкой болезни, его душа вышла из тела на один час. Придя в себя, он ушел в уединение и безмолвие на двенадцать лет, когда ему надлежало отойти к Богу, он сказал пришедшей братии только несколько слов: «Простите меня, кто стяжал памятование смерти, тот не может согрешить». Подобному затворнику Исихию умирал и воскрес наш соотечественник киевских печер Афанасий. После продолжительной болезни он скончался, а когда братия вместе с игуменом пришла его погребать, то ужаснулись, когда увидели его сидящим и плачущим. На все вопросы о том, что он видел, когда был вне тела, он отвечал только одно: «Имейте послушание игумену и находитесь в постоянном покаянии». Весь остаток жизни своей подвижник провел в уединении, безмолвии, посте и покаянии.

Местонахождение ада по Священному Писанию и Святых Отцов Церкви

Если ад есть, то где-то он должен иметь свое местоположение. Посмотрим, что нам говорит об этом Священное Писание, книги Ветхого и Нового Завета. В Ветхом Завете мы можем найти несколько упоминаний Пророков о том, что преисподняя находится в центре Земли. Господь наш Иисус Христос Основатель Нового Завета, сказал, что Сыну человеческому должно быть в центре земли три дня и три ночи. Чем свидетельствует сошествие его во ад для того, чтобы вывести всех с верою ожидавших Его ветхозаветных праведников. О том, что ад находится во внутренности земли упоминается в творениях Святых Отцов. Дмитрий Ростовский писал, что во время Страшного Суда, когда грешники будут осуждены на муки вечные под ними разломится земля и все нечестивцы падут во ад, потом снова земная твердь сомкнётся, а пленники преисподней никогда оттуда не выйдут. В заключение, можно сказать что место ада с точностью не определено. Святой Иоанн Златоуст говорил, что ад вне мира сего, а Святой Августин учит, что нельзя знать где находится место страшных мучений.  

Местонахождение рая по учению Священного Писания и Святых Отцов Церкви

Место первоначального земного рая определяется Священным Писанием на Востоке. В таком же положении указывается рай по отношению к земли и Небесный. Все Святые, которым был открыт рай, видели его на востоке. Например, блаженная Феодора по своему разлучению с телом направлялась к востоку. Восток в христианской церкви имеет великое значение, храмы строятся алтарем на восток, покойники кладутся лицом к востоку, православные молятся на восток. Рай по учению церкви находится на небе, но природа и естество его соответствует природе его жителей – духов и соответственно рай недоступен для наших чувств, огрубевших после падения. Одному игумену Власию пришло на ум непреодолимое желание узнать в какое место вселяют души подвизавшихся монахов после земной жизни. Каждую ночь он молился Богу, чтобы узнать эту тайну. И вот как-то раз стоя на молитве в ночное время, старец был восхищен в рай Божий. Он оказался в прекрасном саду, где ему встретился монаха своего монастыря Ефросина, сидящего под деревом на золотом престоле. Монах поведал ему, что он поставлен Богом здесь стражем. Игумен попросил у него три яблока и положив в свою мантию, снова оказался у себя в келье. После утренней службы, Ефросин подтвердил, что в ночное время служил Богу стражем в раю, а яблоки, которые старец взял в раю, были розданы монахам и те, кто имели какой-либо недуг, обрели исцеление.

О необходимости молитвы за умерших

Из Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви мы знаем, что после смерти праведники попадают в рай, а грешники в ад. Но также известно, что бывают люди, которые хоть и грешили в своей земной жизни, но имели доброе расположение и даже положили начало покаяния. Какая же загробная участь ждет этих людей? Из молитв и песнопений Церкви можно узнать, что души этих людей хоть и будут находится в аду, но они не лишены надежды на прощение своих грехов и избавления адских мук. Поэтому то, когда молятся за этих людей здесь на земле, например, когда осуществляется поминовение усопших на проскомидии в Церкви, домашняя молитва и прочие молитвы об усопших очищают грехи этих людей.