Проповедь: Беседы о мирской суете (часть 1)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Кто делает добрые дела ради похвалы, тот ищет не прославления Господа, но собственной славы. Бог не запрещает нам творить добрые дела явно, но хочет, чтобы намерения наши при этом были тайными, т.е. не выставлялись на всеобщий показ. Не показывай своих добрых дел, не ищи похвалы человеческой, если не хочешь быть наказан Богом, как безумный и тщеславный. Не ищи награды за свои добрые дела в этом бренном мире, дабы затем не лишиться славы вечной. Похвала человеческая – это суета.
Тщеславие есть великое зло, и самолюбие причиняет большой вред душе человека. Пусть в добрых делах твоих Бог прославляется, а не человек, ибо добрые дела есть орудием Его Благодати. Достоинство дела приписывается не орудию, но мастеру. Поэтому, если делаешь что-нибудь доброе, то должен помнить, что ты – только орудие, посредством которого Бог творит это добро. Берегись приписывать себе славу, принадлежащую Господу. Всякое дело должно восходить мыслью к единому началу, от которого и начинается. Всякое движение имеет своею причиною движение первого движимого. То же можно сказать и о Перводвижущем. Между Ним и движением всего существует неразрывная связь. Таким образом, добрые дела должны проистекать от Первой и Высочайшей Благости, т.к. всякое добро происходит от Высочайшего Добра.
Если хочешь быть великим на небе, будь малым на земле. Знал ты многих великих и сильных, о которых, однако, ныне и память пропала. Сколь многие были велики начальственною властью, суета коих исчезла как дым после их смерти, а другие пользуются их доходами? Из-за чего хочешь быть великим в сем мире? Разве никто не был прежде тебя в этом состоянии, к которому ты стремишься? Если были, то вспоминает ли о них сейчас мир? Разве не знаешь, что с ними случилось? То, что с ними случилось, будет и с тобою, ибо мир не изменил своих старых и закоснелых обычаев.
Мы все странники в этом мире, и идем к небесам, где наш вечный дом. Всякий путь имеет свои трудности. Странствующему путешественнику приходится бороться с голодом, холодом, зноем, болезнями и другими трудностями, которым и мы, странствующие в этом мире, подвержены. Странник, находясь далеко от той земли, где он родился, всегда желает туда возвратиться. Так и мы, странствующие в мире сем, должны желать истинного отечества нашего небесного. Как странника радушно принимают и угощают в гостинице, а наутро выставляют счет, так и мы, пользуясь всеми благами и радостями мира, перед смертью во всем отдадим неизбежный отчет.
Суета есть красота. Если всякую суету не ставит ни во что, и всякая красота суетна, то и не нужно ее почитать. Среди всех мирских сует одно из главных мест занимает тщеславие, происходящее от своей красоты. Красота дарована Богом для того, чтобы при виде ее мы свой дух возводили к познанию Творца.
Если ты, нарядившись в дорогую одежду, не стремишься к чему-либо противозаконному, все равно поступаешь худо хотя бы в одном: ты тратишь одну из самых драгоценных вещей – время. Наряжаться в дорогие одежды не всегда грешно, но при этом всякий украшающийся избежать суеты все же не может. Обычно таковые люди любят, чтобы они были заметны в обществе, всем были угодны, всеми были хвалимы. При этом у них не остается времени на добродетели, и дух благоговения в них остывает.
Если хочешь, суетный человек, увидеть начало гербов твоих, то открой гробницы своих предков. Поистине, неразумием есть, когда сын Адамов хочет превозноситься благородством своих предков. Предположим, твой родоначальник был человеком великим, добрым и богатым. Так будь же и ты добр, чтобы потомки твои получили от тебя начало благородства. Если же ты происхождения благородного, но малодушен, нравом порочен, то благородство крови предков твоих на тебе и заканчивается. Лучше начать собою благородство, чем положить ему конец.
Суетно временное богатство, ибо все суетное когда-нибудь заканчивается. Суетно все то, что отлучает от такого высочайшего предмета, как Бог. Подобно тому, как все те царства и города, которые дьявол показывал Спасителю на горе искушения, были недействительными, так и все почести, богатства и слава мира сего – не есть истинное благо. Не прилагай сердца своего к вещам столь суетным и скоро приходящим, ибо мало таких, кто, проживая свою жизнь среди богатства, сердца своего ему не посвящают. Очень редко можно найти человека, который бы и богатством изобиловал, и имел сердце им не плененное.
Истинное совершенство разумной твари заключается в том, чтобы каждую вещь ценить по ее достоинству. Ибо что такое золото, как не сор земли? Что такое серебро и драгоценные камни, как не затверделый гной земной? Что такое шелковые материи, как не сор презренных червей? Что такое меха, как не кожа мертвых зверей? Что такое города, здания и башни, как не земля? Что такое почести, как не ветер? Что есть в мире иного, кроме земли?
Богатства мира сего есть истинная нищета. Не позволяй, чтобы над разумом твоим возобладал предмет презренный. Не тщеславься своими драгоценностями и одеяниями, которые, хоть и кажутся твоим помраченным очам богатством, на самом деле не считаются таковым со стороны людей поистине разумных и беспристрастных. Если хочешь быть истинно богатым, то возлюби истинное богатство. А это ложное и мнимое богатство, которое ты теперь любишь, не делает человека добрым, разумным, терпеливым, кротким сердцем.
Любовь не может простираться к тому, кто не может полюбить взаимно. Ни одна вещь не в состоянии этого сделать, поэтому ты не должен прилеплять своё сердце к предметам этого мира, которые предназначены лишь для простого и естественного потребления. Ты должен искать блаженства в Боге, любить Его от всего сердца как высочайшее Благо. Пользуйся, насколько это необходимо твоему существованию, вещами, сотворенными в этом мире, но любовь свою возноси к Богу.