Проповедь: Крест и Воскресение (проповедь №117)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Мы знаем о двух нерарывно связанных между собой событиях: о страданиях Христа на кресте и о Воскресении Его из мертвых. Без Креста не могло быть Воскресения. Зная это, Господь принял вольные страдания, чтобы искупить нас от рабства тлению. Он освободил нас от вечной смерти, чтобы даровать нам Вечную Жизнь с Ним. И тот, кто рискнет и отправится в этот путь на Голгофу, взяв свой крест, того Господь обязательно введет в светлое Свое Воскресение.
Подробное описание проповеди "Крест и Воскресение" читайте ниже.
Многие старцы предсказывали о том, что Россию ждет нелегкий путь. Путь России – это путь Голгофы. И расстрел Царской семьи, кровавые убийства за веру во Христа – это еще не конец, а только начало той череды трагических событий, которые ждут нашу страну. И мы уже сейчас видим исполнение предсказаний и русских, и афонских старцев: наша страна стала разменной монетой, для тех, кто стоит у власти и делает вид, что радеет за благополучие нашей Родины. Развален Советский Союз, разворованы богатства, растлевается нация посредством СМИ и пропаганды безнравственного образа жизни. Старцы также предсказывали о наступлении Третьей мировой войны. Почему же такие беды обрушиваются на Русь, которая издавна называлась Святой? Всему виной нераскаянные грехи, аборты и порок, который уже воспринимается как норма. И выход один – покаяние.
Господь дал нам обещание, что, когда мы увидим Его лицом к Лицу, мы не спросим Его ни о чем. Все, что было в нашей жизни, приобретет ясный смысл того, что так было нужно. Все встречи и расставания, скорби и радости были даны нам не просто так, и ни один вздох нашего сердца не оказался случайным или забытым Богом. Не надо бояться боли и страданий, надо бояться оказаться в них маловерными. Ведь Христос уже прошел наш путь до конца, через Голгофу, к Воскресению. Он проторил нам дорогу, и нам остается только пройти по Его следам. Воскресение Христово придало смысл нашей жизни, нашим, казалось бы, безутешным скорбям.
Необходимо противостать страсти, положить всю решимость своего сердца на борьбу с грехом. Ведь первое, что причиняет страдание и терзает нас – это грех. Мы онтологически заражены грехом после грехопадения Адама и Евы, и лишь Христос может разорвать цепи рабства диаволу, соединив нас с Собой в Таинстве Евхаристии. Мы - воины Христовы, а воины должны всегда быть готовы вступить в борьбу с грехом, призывая имя Спасителя. Итог греха – смерть. Смерть души и тела. Господь наш Иисус Христос противостал тому, что никто и никогда не мог победить. Сын Божий противостал смерти и…победил ее навсегда. В воскресном тропаре поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Единственный путь для того, чтобы не вкусить духовной смерти, – это умертвить свои страсти. И уже то благо для человека, когда он может сказать о себе: «Могу не грешить», и лишь святые могут искренне воскликнуть: «Не могу грешить». Большинство же из нас живет в состоянии «не могу не грешить».
Чтобы спасти нас от вечной смерти, Господь становится во всем послушным Отцу, исполняя Его волю. Он терпит муки на кресте, и Крест открывает Ему Воскресение. Он нисходит во ад, чтобы вывести из этой темницы души праведников, которые с великой надеждой ждали Его пришествия. Не может быть Воскресения без Креста, и дело нашего спасения не могло совершиться без жертвы. В этой схватке со смертью Христос обыграл диавола, и в видимом для фарисеев поражении, позорной казни, Он явил непобедимую Победу. И тот, кто со смирением сердца последует за Господом на страшную Голгофу, тому будет и дана радость Воскресения.
Единственный Человек, явивший собой абсолютную чистоту и праведность со святостью – это Иисус Христос. «Един свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь», - поется в песнопении за Божественной литургией. Вот он – замысел Божий о человеке. Каким был призван стать человек, и не стал, поддавшись соблазну греха. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом.
В Евангельском повествовании мы видим, как несправедливо склонена чаша весов. С одной стороны – Праведник, невинный Страдалец. А с другой – Варрава, жестокий разбойник. И в чью же пользу склоняются эти весы? Невероятно, но человеческая справедливость способна лишь на то, чтобы признать убийцу достойным жизни, а святого Человека приговорить к смерти. Но неужели мы думаем, что эти Евангельские строки не касаются нас никаким образом? Все события, которые встречаются нам на страницах этой книги, напрямую касаются нас. И только наше сердце, если оно не лжет самому себе, может отозваться на них либо равнодушием, либо принятием, либо отвержением. Так, кто мы? Народ, который в остервенении кричал «Распни Его!», Понтий Пилат, который «умыл руки», оставаясь как будто в стороне, а на деле оказался таким же убийцей, подписав смертный приговор Судии Праведному, или Симон Киринейский, который действенно участвовал в последних мгновениях жизни Иисуса, помогая Ему нести крест? Что на нашей чаше весов перевешивает: любовь к Богу или любовь ко греху? Если чаша склонилась на сторону греховных дел и помыслов, то мы соучаствуем в распятии Господа нашего, вбивая снова и снова гвозди в Его Пречистое Тело.
Иные же весы Божественные. В них действует любовь Божия. Ведь Божественная справедливость отличается от человеческой. Старец Паисий Святогорец приводил в пример сливы. У человека пять слив. По человеческой справедливости он разделит их поровну, еще и утаив одну для ровного счета. А по Божественной справедливости, человек должен был бы отдать все сливы своему ближнему, зная, что тот их очень любит. Бог, видя, что чаша весов с беззакониями человеческими переполнена, на другую сторону положил каплю Своей Честной Крови. И эта единственная Капля перевесила всю мировую тяжесть греха.
В скорбный день Великой Пятницы, когда Тело Иисусово пригвоздили ко кресту, на Голгофу с небес спускаются два белокрылых Ангела с сосудами. Один собирает капельки Крови Спасителя, а другой – слезы кающихся грешников. На небе больше радости об одном плачущем грешнике, чем о сотне праведников. Так и мы должны пролить слезы о своих согрешениях и наполнить сосуд второго Ангела, который когда-то наполнили и апостол Петр, и разбойник, распятый по правую сторону от Христа, и сотник, исповедовавший в минуту просветления, что Сей Человек «воистину Божий Сын бе». Наших слез никогда не будет достаточно, и святые угодники Божии особенно остро это чувствовали, сокрушаясь, что еще не положили и начало покаяния. Но стоит нам сделать один шажок, пусть еще робкий и неуверенный, и тогда Милосердный Господь сделает нам на встречу тысячу шагов.
Господь был одинок среди людей. Все оставили Его. Казалось, что даже Бог оставил Христа. И это предельное одиночество и Богооставленность Человек-Иисус выразил в сердечном вопле к небу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил?». Здесь вся тоска человечества по потерянному Раю…Но кто оказался рядом с Господом в последние дни его жизни? Кустодия – стража. Они были повсюду. Они преследовали Его, окружая плотным кольцом ненависти и зависти. Книжники, фарисеи, первосвященники, воины, сама стража, соревнующаяся в лидерстве за самый метко вбитый гвоздь в Пречистое Тело Спасителя, считали, что Христос – их личный враг. Да, пусть политический, пусть, по их мнению, хулитель Закона, но, прежде всего, личный враг. Личный, потому что мешал им жить так, как хочется, обличал их дела и призывал к покаянию. Гордыня не давала им увидеть в Его словах и действиях главное – Любовь.
Если мы разделяем только радостные минуты в жизни ближнего, нельзя сказать, что мы хорошие друзья. Познать друга можно только в беде. Мало быть с Богом лишь на браке в Кане Галилейской, где торжествует жизнь, где ликует, пусть настоящая, но земная любовь. Другое дело быть со Христом там, в Гефсиманском Саду, когда так страшно и хочется заснуть и не помнить себя. Быть с Ним у Креста и видеть, как содрогается в муках Его Пречистое Тело, видеть, как умирает человек, и в эти страшные мгновения торжества несправедливости и людской злобы верить, что Он воскреснет. «Вера твоя спасе тя», - твердо и ласково говорит нам Господь. Спасла она Петра, когда он понял, что отступил от Бога. Эта вера помогла ему пережить и правильно оценить свой поступок, не дала ему отчаяться, как Иуде. Эта вера придавала сил Симону Киринейскому, Никодиму, сотнику, женам-мироносицам. Их Господь может назвать друзьями Своими, потому что они были с ним до конца, превозмогая боль, усталость и страх смерти. Он и нас назовет Своими возлюбленными друзьями, если наше сердце не будет двоиться, не будет служить двум господам, но в слезах будет припадать к Богу и к Нему лишь одному.
Превозмогая страх, у креста Господня остались благочестивые жены, которые оплакивали своего Божественного Учителя. Они не ушли домой, не стали заниматься домашними делами, а разделяли вместе с Божией Матерью Ее скорбь. Они просто не могли иначе. И вот возникает вопрос, а если бы миром правили женщины, распяли бы Христа или нет? Смотря на современных женщин, можно с уверенность сказать, что – да. Родные матери совершают тяжкий грех детоубийства. Иные проводят время впустую, занимаясь суетными делами и развлечениями, забывая о служении Богу и ближним делами любви, милосердия и сострадания. Если в Господа не верует мужчина, это можно оправдать каким-то образом преобладанием ума над чувствами. Но если женщина, обладая по своей женской природе более чутким сердцем, не верит в Него, это повергает в ужас. Женщины-христианки должны подражать женам-мироносицам и не оставлять своего Господа, быть в первую очередь Мариями, а только потом Марфами. Женщину украшает кротость, смирение, чистота помыслов, целомудрие и благочестие. И ничто не красит женщину так, как любовь к Богу и ближним.
У креста сердце Пресвятой Девы Марии пронзило оружие скорби. Она страдала так, как не страдал ни один человек на земле. Видя распятие Своего Божественного Сына, Она сердцем сраспиналась Ему. В этом сердце не было ненависти и обиды на весь людской род. Напротив, услышав о том, что Иисус просил Отца «простить им, ибо не ведают, что творят», Она простила убийцам их злодеяние. И даже наоборот, так возлюбила нас, что слышит все наши сердечные воздыхания, помогает в наших скорбях и печалях. Матерь Божия не издала ни единого возгласа, чтобы упросить Сына не идти на страдания. Душа ее была исполнена смирения и доверия Богу. Подобно тому, как Авраам повиновался повелению Божию принести в жертву Исаака, Пресвятая Богородица послушно отдала в жертву Своего Единственного Сына. А Христос, вися на древе крестном, явил Своей Матери неизреченную любовь и заботу, отдавая Ее на попечение любимого ученика, Иоанна.
Мрачное место – Голгофа. Но именно там совершилась первая в мире литургия, за которой была принесена страшная жертва – Сын Божий. Обычный деревянный крест стал оружием спасения и алтарем, на котором был заклан невинный Божественный Агнец. Он есть Приносяй и Приносимый, то есть Тот, Кто Сам Себя приносит в жертву за грехи человеческие. Жертва приносилась под пение двух хоров. Один хор на восемь гласов распевал хуления и кощунства, насмешки и укоры, злословие и ненависть. Другой же хор пел песнь любви. Песнь эта доносилась с креста. И в ней пелось о всепрощении и любви. Но вскоре в хоре хулителей Христовых наметился разлад. Ноты покаяния и прозвучали из уст разбойника, висевшего по правую сторону от Господа. Римский сотник также прозрел и увидел в Иисусе Сына Божия. Слова прощения, услышанные им с креста, привели его в покаянное чувство и он, не медля, исповедовал Христа Богом. И среди народа нашлись люди, которые ушли с Голгофы, бия себя в грудь и каясь в том, что не узнали в Иисусе из Назарета своего Творца. Мы также должны найти свое место в Голгофском хоре, выучив песни покаяния и исповедания.
В церковных песнопениях поется о двух древах. Одно из них - Эдемское древо познания добра и зла. Оно было насаждено Богом, чтобы испытать человека в послушании и любви, но Ветхий Адам не прошел это испытание, вкусив вместе с преслушанием смерть. Другое же древо – это древо Крестное. Его насадили любовь Божия, грех человеческий и нечестие убийц. Крест – это лекарство от греха, от смерти.
. Время открытых гонений прошло. Сейчас любой человек может зайти в храм, поставить свечу или сказать людям о том, что он христианин. Но совсем недавние события истории нашей страны показали, что мы должны бодрствовать и быть готовыми к тому, что гонения и уничтожения тех, кто носит святое имя Христово, могут возобновиться. И тогда спросим себя, а выдержим ли мы страшные пытки и истязания за Господа нашего. Примерный ответ можно дать уже сейчас, правдиво всмотревшись в свою жизнь. Если мы не можем отказаться от греховных привычек, то вряд ли сможем открыто исповедовать Христа во время гонений на церковь. Потому что по слову Господа, неверный в малом неверен и во многом.
Господь претерпел за нас страшные страдания, будучи избиваем, поносим и оплеван. Воины с особой звериной жестокостью бичевали Христа палками, веревками и прутьями, которые назывались «кошками». Когда эти металлические прутья касались тела, они с мясом выдирали человеческую плоть. Воины не только физически расправлялись со Христом, но унижали, хулили и оскорбляли Его Божественное достоинство, как будто Он лично сделал им что-то плохое. Они одели на Него терновый венец, и шипы, впивающиеся в голову Спасителя, причиняли Ему огромную боль, Он постоянно истекал кровью. На место Своей Казни Христос шел Сам, но и тут люди, словно дикие звери, накидывались на Него, стремясь разорвать и причинить еще большие муки. Интересно, что не только иудеи, движимые завистью, хотели уничтожить Спасителя, но и римские воины глумились и истязали Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что делали они это по наущению диавола. Враг рода человеческого возбудил ненависть против Сына Божия в сердцах множества людей, которые были в Иерусалиме.
В Евангелии мы читаем о том, что со Христа совлекли Его одежду и взамен дали Ему одежду поругания. Это одежда, омытая Честною Кровию Господней, заменила кожаные ризы Адама, в которые Господь одел человека после изгнания из Рая. Все это было предсказано в пророчестве Исаии. По своей великой любви Господь пожелал быть одетым в багряную одежду, чтобы убелить нас, словно снег, сделать чистыми от греха. Сколько сделал для нас Спаситель, и чем мы отплатили и продолжаем отплачивать Ему. Вновь и вновь снимают со Христа Его светлые одежды сектанты, богопротивники и все те, кто различными пороками намеренно уничтожает в себе образ Божий. Но и мы, христиане, соучаствуем в злодеяниях этих людей, если не укрываем нашего Господа в светлые ризы правды и добрых дел любви. Если мы подобно фарисеям исполняем только внешнее, забывая о том, что из сердца исходят злые и добрые помыслы. Если предпочитаем роскошь и развлечения уединению и молитве. Но, как только мы принесем плоды покаяния, Господь щедро одарит нас прекрасными одеждами нетленной красоты и убелит нашу душу.
Мы часто сетуем и обижаемся на людей, когда они причиняют нам боль своими словами и поступками. Но Господь никак не выразил своим обидчиками презрение или ненависть. Напротив, Он относился к ним с любовью, умоляя Отца простить согрешения людей, приведших Его на Голгофу. Будучи Богом, Христос не воспользовался возможностями Божества и не применил ни силы, ни чудес по отношению к Своим распинателям. Он смирил себя до крестной смерти, не принуждая людей насильно в Него поверить. Христос явил себя в уничижении, чтобы те, кто может принять Его в свое сердце, приняли бы Его именно таким. Это испытание веры и для тех, кто был с Ним тогда, на Голгофе, и для нас самих. Ведь нам предлагается путь скорби, лишений и плача. Но, если мы за этой своей голгофой увидим Спасительный Крест, то нам обязательно воссияет невечерний свет Воскресения Христова.