Проповедь о грехе осуждения ближних
Проповедь о грехе осуждения ближних

Проповедь о грехе осуждения ближних

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Прежде всего, осуждающий ближних оскорбляет власть и величие Божие. Святые отцы Церкви указывают нам, что осуждаемые нами, не наши рабы, а рабы Господни и имеют своим судьей самого Господа. В житиях подвижников Христовых читаем что некоторые из них, по своей неосторожности осудившие ближних, тотчас подвергались страшному суду Божию, именно за то, что святотатственно восхитили себе право чуждое и прежде суда Божия произнесли приговор над своими ближними. Приведем два таких примера…

В основном, мы судим о ближнем по его наружным действиям, но всегда ли верно мы можем судить таким образом? Зачастую, из собственного опыта, мы видим, что наружность обманчива, люди суровые в словах и в обращении бывают иногда добры сердцем, и наоборот, люди кроткие по наружности – злы. Во времена земной жизни Господа Иисуса Христа иудеи, судившие людей по наружным действиям, считали фарисеев великими праведниками, и напротив всех мытарей великими грешниками и жестоко ошибались. Чтобы судить правильно о ближнем, надо проникнуть в самое сердце его, ибо только там сокрыты все причины, побуждения и намерения по которым он совершает тот или иной проступок. Но можем ли мы постигнуть глубину сердца своего ближнего? Ведь даже своего собственного сердца мы разгадать не можем, а пытаемся постигнуть сердце ближнего своего. Одному только Всеведущему свойственно знать все сокровенные изгибы сердца человеческого.

Пусть даже действительно, мы знаем какие- либо пороки о своем ближнем, но, может быть, он принес уже в них раскаяние пред Богом и исправился, какую поэтому мы окажем жестокость и несправедливость ближнему, осуждая и восстанавливая в памяти людей такие действия его, которые он загладил покаянием и которые Бог предал забвению. Зная о пороках того или иного человека и осуждая его, мы же не знаем о том как он окончит свою жизнь. Может он окончит ее величайшим праведником. Разбойник распятый со Христом был убийцей, а Иуда был ученик Христов и апостол и какая же различная судьба постигла каждого из них. Разбойник возведен в Рай, а Иуда низвергнут во ад.

Привычка осуждать других есть признак души рассеянной, не озабоченной делом собственного спасения. Тщательно испытывать себя, узнавать и беспристрастно осуждать свои пороки и немощи, употреблять наилучшие средства их уврачевания, укрепляться в терпении и бодрствовать в борьбе с врагами нашего спасения. Вот непрестанный подвиг христианина, который он не должен оставлять ни на один день, ни на один час. Вот на что должно постоянно быть обращено его внимание, а не на чужие грехи, пороки и слабости. «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» молится святой Ефрем Сирин.

Грех осуждения ближних, как мы видим, есть болезнь важная и опасная, потому болеющий ею должен как можно скорее воспользоваться противодействующими ей средствами, прекрасно изложенными в творениях Святителя Тихона Задонского. Для этого будем использовать следующие методы лечения:

  • Всякому на себя смотреть и свои пороки и грехи пред глазами положить, их очищать. «Ибо за них имать быти истязан предо судом Божиим, аще не покается». Такое рассмотрение собственных грехов не попустит поиск чужих пороков.
  • Помнить что за осуждение такое сами будем судимы.
  • Беречься от разговоров непотребных, которыми люди только осуждают других.
  • Избегать тех, которые привычку сию злую имеют как прокаженных, которые смрадным сим запахом другим вредят.
  • Брату падшему или падающему духом соболезновать, падением его вразумляться и самому осторожно поступать и за него молиться милосердному Богу, чтобы Он падшего восставил, а тебя в тот же грех не попустил.
  • Злую привычку имеющим молиться: «Положи Господи хранение устам моим» Псалом 140.

Но, любящий судить других может возразить: «Неужели и слова сказать нельзя про того, кто делает худо? Не сам Господь ли повелел - если согрешит пред тобой брат твой, иди и обличи его» Это дело совсем другое – обличать грехи брата для его исправления. Господь велит и другому сказать о его пороках, чтобы принял и тот участие во спасении грешного. Не поленись и ты вразумить заблудшего обличить, даже если придется потерпеть тебе оскорбление за это, главное, не будь суров в выговоре, не во гневе обличай его. Если же делая брату замечание ты приходишь в негодование на него, то знай, что не спасая его ты губишь и себя, ибо обличать с ожесточением и уничижением брата своего не значит освобождать его от греха, но грех его навлекать на себя. Старайся не своим судом, но страхом Божиим отвратить его от злого дела. И еще, не старайся учить других, когда сам в делах не исправен. Как заповедал нам Господь: «Вынь бревно из своего глаза, тогда и увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего».