Проповедь о молитве - Господи, помилуй
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
В проповеди говорится о том, что значит молиться и как высоко достоинство молящегося, а также о поучениях святых отцов о молитве Иисусовой.
Истинная или совершенная молитва не зависит от естественного возраста, зрелости и умственного развития, а созидается в человеке Духом Истины или даруется Духом Благодати. Ревность о стяжании этого дарования есть непременный долг каждого христианина, желающего исполняться Духом Христовым. Как же возбудить в себе эту ревность к стяжанию дара молитвы, каким руководством воспользоваться в этом христианском деле? Человек с радостью становился бы на молитву, если бы знал, что значит молиться. За себя ли молиться, за других – это есть дело великое.
Чаще всего останавливает человека встать на молитву мысль, что все мы грешники. Но именно эта мысль осознания себя грешным, должна влечь каждого ко Господу, ибо Кто как не Он может разрешить от грехов и утешить? Он для того и пришел в мир, чтобы грешников спасти. Словами исповедания человек открывает свое сокрушенное сердце, и Господь призрит на него и подает утешение. Надо помнить и знать, что молитву молящемуся дает Сам Господь.
Приди человек в дом Божий, приникни. Может и на твою душу упадет слово благодатной молитвы Апостольской Святой Церкви. Ведь в молитвах церковных, читаются они или поются, содержатся сердечные чувства спасенных Богом чад. Их чувства должны быть и нашими, потому что мы в том же самом нуждаемся, в чем и они нуждались, когда жили на земле. Их спасала от бед и утешала в напастях благодать Божия. Она в их устах слагала молитвы благоугодные Богу.
Каждый раз человек выходит из храма спокойнее, лучше, чем когда он заходил. Если с кем и бывает усталость, то она не похожа на обыкновенную, она растворяется с необыкновенным чувством сладости.
Если кто скажет, что не умеет молиться, тому надобно ответить, чтобы он учился у Святой Церкви, а для того бывал бы в храмах Божиих как можно чаще и предстоял бы в них со вниманием. Привыкают молиться понемногу начиная с готовых молитв, а потом с усердием приобретают и дар молитвы от Господа Бога.
О промышлении Божием. Отец Небесный хочет показать чудеса своего могущества, Своего величия, Своей любви и благодати, сотворить человека богоподобным, подобным Ему, Господу Богу. Чтобы, приняв от Него силу, быть сильным, приняв благодать, быть святым, мыслить и желать по Божией воле и все делать по-Божиему.
Возвышай душу свою от земли к Пресвятой Троице. Дух должен быть возвышен, а сердце расширено, чтобы оно могло вместить всю широту молитвы «Господи, помилуй».
Что ни случись – чудо ли Божией благодати или грозная мера Его взыскания, в том или другом случае человек спешит сказать: «Господи, помилуй». Сим выразится и удивление милости Божией и признание Славы и Святыни Его. За каждым богослужением человек, руководимый священнослужителями, повторяет сию молитву перед Господом. Надо сердцу почувствовать эту молитву в связи с теми прошениями, которые возглашает священнослужитель алтаря Господня. Необъятная благость Божия утверждает человека в молитвенном дерзновении с неотступным прошением о спасении души.
Если хочешь спастись, непрестанно молись. Чтобы стяжать дар непрестанной молитвы, нужен подвиг. «Царство Божие нудится, и нудящие себя восхищают Его». Стоит обучать себя посредством молитвы Иисусовой, чтобы всегда быть с Господом. Нет столь сильного оружия против врагов нашего спасения как молитва. Молитва есть семя, порождающее в человеке Христа; молитва есть сила, оплодотворяющая в душах человеческих жизнь Христову. Не можешь много поститься и предстоять на молитве, так упражняйся более в умной и сердечной молитве. Паче всего храни уста свои от празднословия и осуждения, ибо ничто так не препятствует вниманию умному и теплоте сердечной.
О собственной воле и воле Господней. Воля человека всегда сотворена с самолюбием. Воля же Господня всегда блага, премудра, всеправедна, благотворна и никогда погрешить не может.
Умная молитва есть когда молящийся собрав ум в сердце негласным, но безмолвным словом, возсылает к Богу молитву свою. Когда такое состояние постоянно, то это называется хождением пред Богом, непрестанной молитвой. Если желаешь, чтобы молитва была благоплодной, то никогда не молись только молитвословием, но умом и сердцем.
Стоит обдумывать содержание молитвы, понять смысл и, обдумав содержание, выучить их на память. Тогда молитву можно носить в себе. И какие бы не были обстоятельства, молитвенник всегда будет с собой. Заучивая молитвы, человек запечатлеет в себе и глубокие молитвенные чувства. От такого изучения образуется молитвенный настрой. К молитве стоит приготовиться – немного постоять молча, чтобы успокоились чувства. Внимание должно принадлежать только делу молитвы. Надо ощущать себя в присутствии Божием, быть в благоговейном страхе. Сердце должно веровать, что Господь видит и слышит каждого. В молитвословии спешить не позволяется, все молитвы в терпении надо говорить до конца.
Молитва умом и сердцем совершаемая овладевает человеком. Если молитва всегда пребывает внутри молящегося, то с ним неотлучно пребывает и мысль о Боге. Предшествует внутреннему молитвенному деланию сосредоточение, оно должно быть неизменным состоянием духа человека. Тогда будет в нем непрестанная молитва. Короткие молитвы позволяют не уклоняться в суетные мысли и помыслы, а позволяют молитве все время находиться в сердце, держать мысль в помышлении о Боге, держать внимание собранным.
Молитва Иисусова соединяет душу с Господом, приводит к Богообщению. Началу навыка постоянной молитвы становится частое повторение ее со вниманием в сердце. Частые повторения собирают ум воедино в предстоянии ко Господу. Чтобы воспитать в себе этот навык надо для начала несколько раз повторять эту молитву в начале и в конце молитвенного правила. Число повторений можно определить самостоятельно или по совету духовника. Заботиться надо не о словах и количестве повторений, а чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, с полным сознанием Его величия, благодати, и правды.
О способах к успеху в навыке молитвы. Тело свое надо держать строго и в пище, и во сне, и в отдыхе. Надо блюсти свои чувства – беречь очи и слух, связать язык. Как нельзя свече гореть на дожде, так и молитве нельзя устроиться при внешних впечатлениях.