О рае и аде
О рае и аде

О рае и аде

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Что происходит с душой по смерти.

Всем известно, что происходит с нашим телом после смерти, а что будет с душой, не знаем, однако доподлинно знаем из учения нашей святой Церкви, которая есть столп и утверждение истины и которая в своем учении никогда не погрешала и погрешить не может, ибо поучается Святым Духом. При разлучении нашей души с телом предстанут по обеим сторонам от нас и ангелы и силы тьмы, узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет, в смятении и ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих, но будучи принята святыми ангелами, возносясь в воздушное пространство, она встретит различные мытарства, как некие заставы, которые будут преграждать ей путь в Царствие Божие, будут останавливать и удерживать ее стремления к оному. На каждом из этих мытарств потребуется отчет о содеянных грехах.

Каждая страсть души, каждый грех будет иметь своих мытарей-истязателей. При этом будут присутствовать и блаженные силы и сонм нечистых духов, и как первые будут представлять добродетели души, так последние обличать ее грехи. Душа при виде их будет в страхе трепетать и волноваться мыслями, пока наконец-то по своим поступкам, делам и словам или будет осуждена и заключена в оковы либо, будучи оправданной, освободится, ибо всякий связывается узами собственных грехов. И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойной, то ее воспримут ангелы и она вознесется сопровождаемая святыми силами в Царствие Божие. Напротив, если окажется что она проводила жизнь в нерадении и не в воздержании, то услышит страшный глас: «Да возьмётся нечестивый, да не видит славы Господней»(Исайя  26:10). Тогда оставят ее ангелы Божии и возьмут ее страшные демоны и душа связанная грешными узами свергнется в страну мрачную, темную, в места преисподние, жилища подземные и темницы адские. Душа страстная, грехолюбивая и нераскаянная прилепляется к демонам и сама уготовляет себе мучительное пребывание с ними.

Страсти нашей краткой жизни, получают простор и постоянно обуревают нашу душу и удаляют ее от прямого пути на распутья греха. Молитва к Богу постепенно ослабевает, упование исчезает и святые заповеди приходят в забвение. Как от маленькой искры при помощи ветра распространяется пламя, нередко причиняющее большой вред, так и человек от впадения в один порок по промыслу дьявольскому, быстро переходит к другим, более вредным и губительным порокам. Посмотрим, как от одного порока, например пьянства, могут родиться пороки зависти, суесловия, сквернословия, воровства и убийства… 

Вечная гибель нашей души состоит в удалении ее от Бога и лишения всех благ Царства Небесного. Это лишение благ, рассуждает святитель Иоанн Златоуст, причинит такую муку, такую непередаваемую скорбь, которая по сути сильнее всех геенских мук может возмутить и растерзать наши души. Непрестанные укоры совести, поздние сожаления о прожитой жизни будут уделом грешников, скончавшихся во злобе.

Эти внутренние муки грешников будут сопровождаться и внешними изображаемыми в Святом Писании как червь неумирающий, огонь неугасающий, вечный позор и стыд. Непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь опаляющий, вот что ожидает грешников.

Апостол Павел был восхищен до третьего неба, в рай, и слышал там слова, которые невозможно передать человеческим языком. Природа рая, благолепие небес, изобилие благодатного блаженства так превышают все изящное и приятное земное, что апостол для изображения, видевшего им в Священном Писании употребил следующие выражения: «Око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготовал Бог любящим Его»(1 Кор. 2, 9).

О попечении и спасении души

Большинство из нас бесконечно заботятся о телесном, не придавая особого значения попечению о собственной душе. Наше тело в связи с неудовлетворением своих необходимых потребностей, которые на самом деле, благодаря Господу Богу, не велики и удовлетворяются очень легко, может ослабеть, заболеть, умереть, но потом снова воскреснет. Ежели душа чиста, воскреснет в большей крепости, силе и красоте; ежели же душа заболевает и умирает от грехов, то она погибает для блаженной жизни уже навсегда, и по Воскресении, тело будет жить только лишь для ужаснейших мук. Вот поэтому для нас очень важно попечение о собственной душе, ведь она просто бесценна после ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, окружающих престол Божий и вечно блаженных. Наша душа есть важнейшее из всех созданий Божиих. Она по своей природе есть образ Божий. Наша душа бесценна. Бог Отец так безмерно любит человеческую душу, что для избавления от греха и вечного осуждения предал на позорнейшую смерть своего Единородного Сына. Сын Божий так любит человеческую душу что предал за нее свою. Дух Божий так любит человеческую душу, что вселяется в нее, и когда восгосподствует в ней, она источает из себя реки воды живой. Если Пресвятая Троица, наш Бог так сильно любит нашу душу, и старается о ее спасении, то как же нам не стараться спасти ее братья и сестры?! Наша душа еще находясь в этом бренном теле может возвыситься святостью своей жизни до жизни ангелов Божиих и еще более, следуя по стопам своего Искупителя, как ей и должно, она может возвыситься до жизни Его Самого и при его силе и помощи сделаться спасительницей для множества человеческих душ, по несчастью зараженных пороками. Ибо так свидетельствует сам Господь: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12).

О безрассудстве продажи души за блага земные.

Как часто многие из нас продают свою душу за деньги, за подарки, за угощения, за почести, за благорасположение людей, за временную славу, за лишние копейки. Как нам можно продавать свою душу, когда она такой чрезвычайно дорогой ценой куплена Сыном Божиим. Если наша душа настолько бесценна то, как же гнусно поступают люди, которые вводят душу своих братьев в развращение. Между тем, наша душа, будучи прекрасной, бесценной и подобной Богу может сделаться хуже самых нечистых бессловесных созданий, хуже всякого дикого зверя, она может сделаться мерзостью перед Богом и людьми. Она может из прекрасного образа Божия сделаться гнуснейшим образом сатаны. Многие жизненные опыты показывают, что человеческая душа, могущая возвыситься к жизни Божией, может унизиться до жизни сатанинской. Вот чем может сделаться наша душа. Ежели она действительно сделается тем, то что иное может сделаться нашей участью как ни вечный огонь, уготованный дьяволу.

О соблазнителях и убийцах душ наших близких.

Берегите свои души. К несчастью всегда есть между нами люди, которые, не довольствуясь тем, что сами развратны, еще стараются развратить других. Они своей соблазнительной жизнью и худыми делами сильно подрывают в других благочестие и любовь к Богу, а соблазнительными словами, играми и тому подобное посевают в невинные сердца семена разврата, и мало-помалу, вредя их невинности, окончательно их портят. Горе тебе развратитель, когда придет день твоей смерти и твоего суда. «Разбирайте что говорите, обращайте внимание на то, что делаете, берегитесь, чтобы вам не сделаться убийцами душ ваших ближних, будьте внимательны, особенно вы, родители. Ведь Бог потребует отчета от вас и ваших детей, ваших домочадцев, ваших подчиненных. Вы должны быть ангелами-хранителями их, не будьте же их развратителями, и горе вам, ежели они погибнут по вашей вине». О всяких развратителях Господь говорит: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).

Братья и сестры! Вся наша важность и заключается только в нашей душе. Все блага мира нам когда-то придется оставить, крепость и красота нашего тела пропадут, само тело наше ляжет бедным в могилу, как и родилось оно. Когда придет смерть, тогда и самый знатный, самый богатый не будут жить в своем великолепном доме, как и последний нищий в своей хижине. Все земное оставит нас, с нами останутся только две вещи: наши добродетели и наши грехи.

"В терпении вашем стяжите души ваши" (Лк 21:19)