Проповедь о сквернословии
Проповедь о сквернословии

Проповедь о сквернословии

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Язык – сам по себе небольшой, но много делает. Как огонь – хоть и небольшой, но много вещества зажигает, так и язык наш способен воспламенить множество страстей. Язык может быть неудержимым злом и  исполнен смертоносного яда. Им мы  благословляем Бога нашего и Отца, им же проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию (послание апостола Иакова, 3-я глава).

Если бы нам было полезно то, о чём говорим, то и Богу были бы наши речи угодны. Но мы говорим то, что внушает диавол. Мы и насмехаемся, и острословим, и проклинаем, и обижаем. Праздное слово есть слово, не сообразное с делом, или пустое слово, возбуждающие смех и непристойности. Человек шутливый делается злоречивым, а злоречивый склонен к множеству пороков.

Много бед причиняет болтливость, а воздержание его приносит нам много добра. Как не будет пользы от врат, если не будет при них знающих стражников, не будет пользы от языка и уст, если разум не будет отворять их и затворять с осмотрительностью. Нужно  знать, что надобно произносить, а что нужно держать внутри.

Иногда молчание полезнее слов, а иногда слова полезнее молчания. Говорить же всегда нужно с великою благодатию.

Впрочем надобно сохранять не только уста, но и мысли ещё прежде уст. Если в нас рождаются скверные помыслы, то надобно подавлять их внутри и не допускать, чтобы они выходили в словах наружу. Почаще беседуй с Божественным Писанием, и хранение уст твоих будет крепче адаманта. Уста как губят, так и спасают. Во всех словах поминай последняя твоя и во веки не согрешишь(Сирах. 7, 89). Говори о делах своих Богу, тогда будет тебе польза и получишь великую от него награду.

А за всякое праздное слово дадим ответ. Отсюда и смерть пришла – если бы Ева не говорила со змием, если бы слов его не приняла, то и сама не получила бы вреда, и мужу не дала бы вкусить плода.

Смех и шуточные слова нам не кажутся явным грехом, а ведут к явному греху. Ибо часто смех сопровождают скверные слова, а там и скверные дела – прелюбодеяния и убийства. Итак – избегай шуточных слов, ибо они бывают корнем великих зол. Прежде всех членов обуздаем язык. Изгоним из уст ругательства, брань и сквернословие.
Но Но язык может принести нам и великую пользу, если бы мы были осторожны. Смерть и живот в руце языка. Язык – это меч. И от тебя зависит – употребишь ли его против врагов, либо против себя. И Христос говорит – «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Что может быть хуже человека сквернословящего? Таких включают в разряд скоморохов и распутных женщин. И как же дерзаешь с нечистыми устами приступать к трапезе Господней, когда мы приобщаемся к таинству Евхаристии?

Язык дан нам не для того, чтобы передразнивать другого, а чтобы благодарить Бога. Как же дерзаем произносить имя Господне без должного страха и трепета? Ведь какое будет нам оправдание, если будем ссылаться на привычку? Но будем бороться со своими пороками, и не может не остаться без успеха тот, кто делает это заботливо и старательно.

Не клянись, потому что не клятва даёт человеку веру, а свидетельство жизни, непорочное поведение, и добрая о нём слава. Некоторые одним наклонением головы приобретали себе больше веры, чем всем клявшиеся.

Но можно ли совсем не клясться, скажешь ты? Что ты говоришь – не Бог ли запретил клясться? Как же ты клянёшься именем Господним и принуждаешь своего владыку быть твоим поручителем? Кто ты – прах и пепел!
Принуждающий ко клятве так же притянется к наказанию.

Но многие, скажешь без, клятвы идут на обман – обманываешься человече, ибо тот, кто привык красть и обижать ближнего, тот легко решиться попрать клятву.
Не думайте, что от нарушения Божественных законов мирские дела идут лучше.

Говори так, чтобы слушающий тебя был благодарен тебе. Если твой брат согрешил – не язви остротами, ибо не доставишь ему этим пользы, а только сделаешь зло, увещевай, как он должен поступать, и будет благо и тебе, и ему. Если имеешь сказать такое, от чего слушающий приобретет пользу, то говори, если же не имеешь – то не говори, чтобы не повредить ни ему, ни себе.

Зло, которое почитают ничтожным, оставляют в пренебрежении, а в пренебрежении зло усиливается и становится непреодолимым.

Почему же Бога ты называешь своим Отцом? По Его милосердии и великой Его милости! По Его безконечной Благости! Но ты называешь Бога своим Отцом, и оскорбляешь ближнего. Даже когда раб при нас наносит удары другому рабу, хотя бы и прав был, наносит обиду нам. Как же мы смеем гневить Отца нашего Небесного?
Помысли, с кем ты предстоишь во время тайнодействий? С херувимами и серафимами, уста которых только славословят Бога! Как же будешь славить Бога вместе с ними, своими нечистыми устами? Оставь это, твоё поведение не свойственно душе христианской. Разве не знаешь, что такое Бог, и какими устами надо услаждать Его? Какая нам надежда ко спасению, если так унижаем Имя Божие? Отдалим же от души эту болезнь.

Не по речам другого, но по нашим собственным Судия вознесёт нам приговор. Потому как не злословиемые будут оправдываться, а злословящие.
Злословие это такой грех, который не приносит никакого удовольствия, а только один вред. Если и явных грехов ближнего оглашать не должно, то тем паче и неизвестных, и недосказанных. Согрешивший имеет над собой Судию.

Посему будем говорить только то, что нам прилично. И пусть святые уста наши не произносят слов безчестных и позорных. Человек шутливый делается человеком злоречивым, а такой склонен и к множеству других пороков. Обуздаем похоть и гнев, поставим над ними ум, чтобы получить награду, которой сподобимся все мы во Христе Иисусе Господе нашем, с которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

О терпении скорбей

Для того Бог устроил так много путей, чтобы обилием их сделать путь к нему лёгким, чтобы ты мог идти к нему многими путями.

Не мог ты после крещения сохранить себя чистым – очистись же покаянием, милостыней, богатством. Нет у тебя богатства – презри больного, навести заключённого в темнице, подай чашу воды, приюти странника, пожертвуй две лепты, как вдовица, и плачь с плачущими – это и будет твоя милостыня. Если же ничего не имеешь и болен – переноси всё это с терпением и без ропота, и получишь большую награду, как Лазарь. Он ничего не имел, но и без этого приобрёл награду тем, что при мужественном перенесении скорбей не произносил ни одного непристойного слова. Посему он и наследовал лоно Авраамово, и увенчан вместе с патриархом. Если и ты подвергнешься болезни, но не будешь роптать, то получишь награду великую, как Иов.


Если же будешь роптать то боль от этого не только не уменьшится, но и увеличится ещё более, ибо диавол, увидев, что победил тебя, разжигает болезнь.
Если не можешь молчать – благодари Бога, того, кто искушает тебя в этой пещи, чтобы дать тебе награду великую.

Мужественно переноси все скорби – это и есть мученический подвиг!