Проповедь о Святом Причастии (архим. Илия, Греция)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь о Святом Причастии (архимандрит Илия, Греция)
Автором беседы о Таинстве Святой Евхаристии является отец Илия (Греция).
В беседе содержатся ясные, конкретные, достоверные ответы на многие насущные вопросы о таинстве причащения.
Святое причащение является пищей, вводящей в жизнь вечную. Современное цивилизованное общество имеет весьма приблизительное представление о Тайной вечери, об Источнике бессмертия. Хотя многие и называют себя христианами, но не принимают в себя Христа, не приступают к Святой Трапезе, укрепляющую душу хлебом насущным. Это составляет глубочайшую драму нашей эпохи.
Через Таинство Причастия человеку передается Божественная Любовь. Господь дает верующим животворящую Благодать, проистекающую из избавительной Жертвы Спасителя.
Когда, где и как Оно совершилось впервые? Господом установлена заповедь, абсолютно ясная и точная, содержащая три основных условия: ученики должны совершать Таинство Евхаристии, Таинство должно совершаться в воспоминание Спасителя и Мессии Иисуса Христа, верующие должны причащаться Тела и Крови Христовой во оставление грехов. Каждый раз, когда совершается таинство, происходит сверхъестественно, невыразимо, силою и действием Святого Духа преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Хлеб, по слову Божию, по молитве становится Телом Богочеловека.
Необходим хлеб, не пресный, а квасный, каким является просфора, и вино. Также нужен священник, канонически рукоположенный, имеющий апостольскую преемственность, святой жертвенник Христов. Должна прочитаться молитва освящения, составляющая основу Божественной Литургии, в том виде, в каком она была основана братом Господним Иаковом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.
Исключительность Таинства также заключается в том, что за многие века до его установления оно было предвозвестено в пророчествах, прообразах и символах Ветхого завета. Важнейшим из всех предвозвестий была иудейская Пасха, когда Моисей готовил избавление избранного народа от израильского рабства. Он передал израилитянам заповедь Божию, в которой каждая семья должна была заколоть однолетнего ягненка и его кровью помазать косяки дверей, чтобы Господь не тронул первенцов в этих семьях. Впоследствии израилитяне закладывали ягненка в память об этом спасении.
За Божественной Литургией приносится бескровная жертва. Каждый христианин имеет потребность любить своего Создателя, прославлять Его, приносить жертву хваления и благодарения. Также христианин нуждается в прощении своих грехов, в освобождение от тяжести вины. В глубине души человек просит Божественной помощи, только с этой помощью он может воспрянуть от смертоносного грехопадения, обрести то, что необходимо нашей двуединой природе. В Таинстве Евхаристии совершается истинное жертвоприношение, живое воспроизведение Жертвы Голгофской. Господь и установил Божественное причащение, чтобы вечно оставаться с нами не только в Своей Истине, но и Своим Телом, распятым за нас.
Хотя и существуют некоторые различия в Литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и апостола Иакова сущность их неизменна. Суть и смысл каждой – это совершение Таинства Божественной Евхаристии, а кульминация ее – причащение всех верующих. Во все века, не смотря на незначительные изменения, Литургия оставалась единой по сути и везде где исповедуют православие, она совершается по единому чину и на языках всех народов.. Литургия едина, поскольку Христос, приносимый в жертву Один и тот же. Божественная Литургия питает всего человека – его ум, сердце, волю.
Приступающие к Причащению должны стать сопричастными телу и Крови Спасителя. Необходимо искреннее раскаяние и сердечная исповедь перед священником. Формального приготовления недостаточно, все сердце человека должно пылать от священного чувства, чтобы со страхом Божиим, верою и любовью приступить к Святая Святых. Приближаться к Чаше надо в полном порядке и тишине, в молчании, с благоговением, умилением и сокрушением.
Божественная кровь рождает небесную красоту, поит и питает душу, сообщая ей великую силу. Причастие, достойно принимаемое, отстраняет и прогоняет далеко от человека демонов, призывает ангелов и Владыку ангелов. Божественная Кровь есть спасение человеческих душ. Ею умывается, украшается душа, Ею она согревается, воспламеняется. Она делает ум человека светлее огня, душу прекраснее золота.
Литургия ведет человека к единению человека с Богом и ближними, т.е одновременно к обожению и объединению всех участников Таинства. Божественное Причащение дарует богодухновенное подобие, всем вкушающим от Божественной вечери даруется единение и освящение душ.
Таинство Евхаристии благоплодно для многих, избавляет от уз смерти. После Причастия Господь озаряет человека новой духовной природой, чистотой, благостью, величием, сиянием, мудростью, в противовес унынию, нечистоте, малодушию и злу. Если человек не позаботится о частом Причащении, то не сможет ощутить всю богатство и сладость этих плодов. Каждому христианину не позволяется забывать не только о великой пользе этого Таинства, но и большой ответственности, возложенной на него. Поскольку во время причастия мы соединяемся с Господом, то и вся наша жизнь должна быть приношением Ему. Человек принадлежит более Ему, чем себе.
Божественная Литургия содержит в себе неисчислимые богатства Божественной премудрости, она является непревзойденной проповедью о Христе, раскрывает важнейшие истины о Боге и человеке, свидетельствует о высочайших добродетелях Христовых, напоминает христианину о страданиях и смерти Господа.
Спасительно для души христианина часто причащаться, если он не имеет к тому препятствий. Как для того, чтобы жить, расти и укрепляться в телесной жизни, человеку недостаточно только родиться, но необходимо постоянно питаться. Также и христианину для того, чтобы жить, возрастать духовно, не достаточно лишь родиться в святом крещении, но необходимо питаться духовно, постоянно приобщаясь Тела и Крови Господней. Как телу не прожить без пищи, так душа погибает без постоянного и необходимого питания даров Божественной Евхаристии. Если между Причастием наблюдается большой временной промежуток, то это дает падение в немощь и охлаждает ревность к благочестию, дает свободу проводить время в расслаблении, не иметь страха в душе, скромности в чувствах. Все это случается с людьми, которые медлят причащаться. Вкусив Святые Дары, человек освящается, перерождается.
Если люди, которые думают, что можно оставить Причащение на последний момент, на последние годы своей жизни. Но кто же знает или имеет уверенность, что у него будет мирная кончина, что на смертном одре будет в сознании? Ни в коем случае не нужно откладывать этого долга и в болезни не надо ждать ухудшения, потому как нельзя приступать к Таинству, находясь в бессознательном состоянии. Частое причащение Тела Господня, по словам святителя Григория Богослова, немощных укрепляет, больных врачует, здоровье сохраняет.
В Таинстве Причащения соборность достигает вершины высочайшей степени. В нем Создатель и создание, ограниченное с безграничным, в нем незримое является, слово воплощается, высшее с низшим собеседуется. Евхаристия – это оружие и лекарство, пища и питие. Это есть хлеб наш, без него человек умирает духовно. Несчастен тот, кто не чувствует необходимости очищаться и прибегать к святым Христовым Тайнам. Счастлив тот, кто живет желанием Причащения и делает все для принятия Хлеба жизни, лекарства и бессмертия.