1. Слово об Иисусовой молитве
Жил в Константинополе юноша Георгий лет двадцати. Однажды познакомился он с некоторым иноком из Константинопольского монастыря и сказал, что хочет спастись, и имеет сильное желание стать иноком. Старец одобрил это намерение и дал прочитать книгу св. Марка подвижника. Юноша прочитал эту книгу несколько раз и из всего, содержащегося в этой книге, выбрал себе в руководство только три главы, которые решил исполнять с особым вниманием. Первая: «Если хочешь исцеления душе твоей, храни совесть свою чистою, чтоб она ни в чем не обличала тебя». Вторая: «Чтобы получить благодать Св. Духа, нужно усердное исполнение заповедей Божиих». Третья: «Кто молится только устами, и не стяжал еще разума духовного, и не умеет молиться умно, тот подобен слепцу, который вопиял: "Сыне Давидов, помилуй мя!». Эти три главы по душе были молодому человеку и он принял извещение в сердце своем, что если будет внимательно слушать свою совесть, то насладится дарами Духа Святого и увидит Господа. Сильное желание увидеть неизреченную красоту Господню, уязвило его сердце. В один вечер, когда исполнял он молитвенное правило, данное ему старцем, совесть сказала ему: «Сотвори и еще другую такую же молитву и другие поклоны». С того времени он уже никогда не ложился спать прежде, чем не исполнит всего, о чем говорила ему совесть, веруя, что Сам Бог говорил ему чрез неё. В один вечер, когда он, внезапно осенил его умный свет Божественный. Будучи пленен таким видением, юноша забыл себя и не понимал: на земле ли он, или на воздухеи сам он весь изменился, был проникнут тем Божественным действием, и исполнен радости неизреченной, которая не отходила от него и тогда, когда он пришел в себя. Всю эту ночь не спал он. После этого сладость умиления не отходила уже от сердца его, и отгоняла от него всякий мирской и плотский помысл. Он стал ко всем вещам бесчувствен до того, что сон и пища не приходили ему на ум, и он проводил в посте и бдениях многие дни.
Итак, как показывает нам эта поучительная история, и юность не вредит, когда она исполнена страха и вожделения Божественного, и жизнь среди мира в самом шумном городе не помешает нам творить заповеди Божии и преуспеть в жизни духовной, если только имеем усердие.
Св. Симеон Новый Богослов об образах Иисусовой Молитвы
Для обучения этой молитве важно найти для себя тихое и спокойное место, дыхание сделать не глубоким, отвлечься от всего суетного и стараться держать ум в сердце. Возможно, по началу будет не получатся, но затем если проявить усердие и терпение в этом деле, то получим непрестанное веселие и ум увидит себя в сердце светлым исполненным благоразумия и рассуждения. И откуда бы потом не возник и не явился какой помысел, прежде чем войдет он в сердце и изобразится в нем, будет отгонять его именем Иисусовым, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя».
Св. Григорий Синаит об образах Иисусовой Молитвы
Действие умной Иисусовой молитвы в сердцах осуществляется разным образом, иногда ум прилепляется к Господу в сердце, иногда действие молитвы, само привлекает ум в сердце и привязывает его к призыванию Господа Иисуса. Слова молитвы: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!». Удобно начинающему, по причине отсутствия опыта в этом деле. Говорить их в уме только,или звуком голоса. Когда нападают помыслы и отвлекают от молитвы, самому своим оружием не получится бороться с ними. Нужно призывать терпеливо Имя Иисусово и отбегут.
Преподобные Каллист и Игнатий о молитве Иисусовой
В начале каждого дела нужно молиться Господу и сладчайшее Имя Его носить всегда в сердце, в уме и в устах. Во время, когда нет в нас такого призывания, происходит с нами нечто злое, когда оно в нас есть, все сопротивное отгоняется. И так, все труды свои обратим на то, чтобы утвердиться в этом непрестанной молитве, разрушительного для всякого зла, и созидательного для всякого добра. Правило для этого делания следующее: «Сядь в уединенном месте и, собрав ум, введи его путем дыхания в сердце, и остановившись там вниманием, взывай непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Так делай до тех пор, пока к сердцу привьется это призывание и станет непрерывным».
Св. Златоуст о молитве Иисусовой
Должно всякому иноку и даже мирянину непрестанно вопить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же спасет и оживотворит. Пребудем же непрестанно в призывании Имени Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа.
Схимонах Василий о молитве Иисусовой
«Затвори ум твой во внутренней клети сердечной, и тогда насладишься покоем от злых помыслов, и вкусишь радости духовной, приносимой умною Иисусовою молитвою и вниманием сердечным».
Серафим Саровский о молитве Иисусовой
Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! В часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного! Или же прибегать к Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси мя грешного! Или же говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся... Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния ,можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
Старец Димитрий, 2-й строитель Саровский о молитве Иисусовой
Ничтоже тако досаждает бесам и опаляет их, якоже молитва Иисусова
Отец Феодор Санаксарский о молитве Иисусовой
Каждому человеку необходимо, тем более монаху, пребывать в постоянной молитве, по апостольскому слову: «Непрестанно молитеся, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити». Также сказал Сам Господь : «Молитеся, да не внидете в напасть». Заповедуя постоянную молитву, апостол разумеет умную, а не только словесную, так как двойственна есть молитва: одна словесная, другая же умная.
Авраамий Некрасов протоиерей Арзамасский о молитве Иисусовой
Без скорбей нет спасения. Ни на минуту нельзя оставить оружия духовного-молитвы. Спаситель увещавает: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Значит напасти посещают нас, когда мы не молимся. Не можешь много поститься и предстоять на молитве, так надо упражняться в умной и сердечной молитве. Прежде всего надо воздерживаться от празднословия и осуждения.
Слово других Отцов о молитве Иисусовой
Многие, пребывая в страстях, даже не пытаются стяжать ь Иисусову молитву. Сердцу, в котором живут страсти невозможно стяжать благодати. Поэтому, постараемся прежде очиститься от страстей, и потом уже будем надеяться получить лучшее. Прежде чем заниматься Иисусовой молитвой, необходимо получить от Бога прощение прегрешений и отвергнуть от себя ярость и похоть. Тогда Сам Бог будет Учителем в этой молитве. Сердечная молитва является Великим и очень редким даром Божиим. Конечно, одна молитва Иисусова, без исполнения заповедей не может быть.