Проповедь о Рождестве Христовом (сборник 2)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Как же следует православному христианину встречать Рождество Христово? Во первых, необходимо очистить себя от всех греховных и нечистых помыслов, побороть в себе привязанности ко всему мирскому, освободиться от страстей, встать на путь исправления и исполнять Заповеди Божии. Времени на приготовление дается не мало: целых сорок дней поста!
Вспомним, вследствие чего произошел первый грех, из-за невоздержания. Если бы пост был сохранен в раю, то он до сих пор бы остались люди его жителями. С другой стороны если бы и вне рая тщательно был сохраняем пост и воздержание, то изгнанники бы не только бы приблизились к раю, но и обратно вселились бы в него. Чем питаются различные похоти и страсти? От невоздержания! От него плоть берет силу и перевес над духом. Не надо забывать, что пост это не только отказ от определенной пищи, но и воздержание взора и слуха. Если глаза человеческие не уклоняются от порочного и праздного, то теряется чистота сердца, а воображение наполняется нечистыми помыслами и в сердце появляется нечистая похоть. От неисполнения воздержания в мыслях и умозрениях, в нас укоренится неверие, кощунство и богохуление. Не исполним заповедь «не пожелай», сделаемся рабами любостяжания и гордости. Откажемся от воздержания языка, будет на нас грех празднословия.
Адам, согрешив в раю и не познав еще милосердия Божьего, испытав сильный трепет, попытался скрыться от Самого Бога, но кто сможет утаится от Всевидящего? В Евангелии сказано, что на Страшном Суде многие грешники захотят спрятаться от Лица Божьего и скажут горам: «Покройте нас!» и холмам: «Падите на нас!». После милостивого обличения Божьего, Адам и Ева принесли первую и неискреннюю исповедь, из-за чего она и оставила в нас семя греха и не избавила от епитимии. С другой стороны исповедь была свободная, с сожалением и соединенная со страхом Божиим послужила грешникам во спасение, а абсолютно нераскаявшийся злобный дух был проклят и подвергнут страшным гневом Божиим. Послушав лукавого, человек сделался его рабом, но Господь обещал освобождение и дар оружия против супротивного, что и было исполнено. Последствия греха мы можем наблюдать повсюду, он вносит различные расстроения в обществе, бывают как конфликты между небольшим количеством людей, так и целые войны между народами. Как правило, агрессия исходит от людей, которые не руководствуются волей Божьей, а греховными и эгоистическими мыслями.
Человек, живущий во грехах, как со стороны может показаться, живет беззаботно и радостно, но на деле это не так. После окончания своей земной жизни грешники остаются без Бога и идут в ад, так как подобное притягивается к подобному. Господь хочет, чтобы все спаслись. К сожалению, не каждый окликается на этот призыв Божий и продолжает жить в неведении о Нём. Но находятся в этом мире и те, кто понимает суетность этой жизни и не хотят тратить драгоценное время на мнимые радости этой временной жизни. При помощи Божьей, они находят в себе силы и встают на путь исправления. Человек, желающий исправить свою жизнь, начинает встречать многие соблазны. На этом этапе важно проявить свою стойкость, Бог не оставит и искушение будет побеждено. Чем сложнее и продолжительнее борьба, тем больше благодатных плодов от неё. Например, после опыта в таких «сражениях» в человеке укореняются добродетели. После очищения себя от страстей и греховных помышлений внимательное сердце ясно обнаруживает в себе Светящегося Бога и чувствует благодать Духа Святого.
Как вера и благочестие, так и неверие и нечестие делаются наследственными. От благочестивого сына Адама Сифа происходит род благочестивых, от нечестивого Каина получилось потомство неблагочестивое. Сильна зависимость духовного состояния детей от уровня любви к Богу родителей. Как же ограждать себя от грехов и быть достойным примером? Чем, например, ограждали себя от греха древние Праведники? Верою и послушанием Богу! Много обвинений в сторону Адама мы слышим по сей день в том, что из-за него мы потеряли рай. Но после греха последовало и долговременное покаяние, Адам провел свою жизнь в слезах целых девятьсот лет и за эти труды, Господь даровал нам возможность быть чадами Божиими. Станем ли мы, согрешившие неизмеримое количество раз и принесшие мизерные труды покаяния, укорять Праотца? Многие скажут, что тяжело спасаться человеку в мире, где много соблазнов и грехов, но вспомним Еноха, который жил среди всей греховной нечистоты и своей верою, твердостью, страхом Божиим и упованием на Господа, устоял и получил от Бога большие дарования.
Вспоминая о жизни Святых Праведников, живших в древние времена, всем нам надо учиться вести добродетельную жизнь по их примеру. Эти угодники Божии жили во времена жестокие и беззаконные, но имея веру в Бога, повинуясь Его заповедям, проявляя твердость в вере, уповая на Божью помощь и получая от Него великое содействие, прожили свою земную жизнь свято. У каждого Святого Свой неповторимой жизненный путь. Адам показал, как нужно исправляться после своего падения, девятьсот лет слез и раскаяния! Дивный Енох, который «всегда ходил с Богом», как говорит о нем Писание. Яркое светило веры – Авраам. Чтобы не сказал ему Бог, Авраам все привел в исполнение. Каков корень, таковы и отрасли. Исаак – пример сыновнего послушания до смерти жертвенной, Иаков – пример братнего незлобия и терпения. При воспоминании о страданиях и великодушии сам собою приходит на мысль Иов. Моисей и вера его в невидимое и Божественное была так велика, что он лучше согласился всю жизнь «страдать с народом Божиим в пустыне, нежели называться сыном дочери Фараоновой и иметь временную сладость греха» (Евр. 11:24–25). Гедеону за победу его над бесчисленными врагами народ поднес венец царский, но он отказывается, имея попечение только о духовном. Из благочестивых царей Израилевых вместо всех один – Давид. Ужасно было падение Давида: но праведник, «аще падет, не разбиется» (Пс.36:24). Давид восстал выше, нежели каким пал. Все эти Великие Праотцы свидетельствовали о том, что все настоящее временно и взыскующим горнего града надобно жить как странникам и пришельцам на земли, не по обычаям века сего, а по духу и требованиям века онаго и что спасение всех и каждого не в ином ком, как в обетованном Избавителе мира.
Вспомним жизнь святых жен Ветхого Завета, чтобы и современные женщины имели образцы добродетелей. Каждая женщина своей праведной жизнью может нести спасение или же напротив, та, которая живет в грехах, ведет в погибель. Ева, послушав змия, породила грех и смерть, а Дева Мария, вняв гласу Архангела, породила правду и бессмертие. От жены проклятие, и от Жены благословение! За смирение, чистоту, преданность Промыслу, Пресвятая Богородица удостоилась родить и воспитать Спасителя миру. Рождение и воспитание чад в страхе Божием есть такое средство, коим каждая жена может действовать во спасение целых семейств и обществ, а болезни деторождения в духе веры, покаяния и смирения покрывает множество грехов и своих, и своего мужа. В Священном Писании от Евы до Сарры жены Авраамовой не упоминается по имени ни об одной святой жене. Это не значит того, что в продолжение такого длительного времени не было святых жен. Жены и матери великих святых не могли быть грешными. Писание умалчивает о святых женах сего времени, вероятно, потому, что они не участвовали непосредственно в судьбе Церкви. Все из Святых, жившие до прихода Спасителя очень желали Его увидеть и так сильно хотели получить то, что получили мы – возможность получить Спасение и Дары Духа Святого. Кому много дано, с того много и взыскивается. Чего же не взыщут с нас, если мы, пользуясь всеми дарами благодати, не будем уметь найти в них своего спасения! Лот мог сохранить чистоту нравов, живя среди Содома, а мы не могли остаться верными Закону Божию. Иов жил на гноище и в ранах благословлял имя Господне, а мы, проводя жизнь большей частью в тишине и мире, не сумели быть преданными воле Божией и не роптать на Промысл. Иосиф и Сусанна будут обличать тех, кои погубили свое целомудрие. Руфь будет свидетельствовать против юношей и юнот, непокорных родителям. Сарра станет против жен, неверных своим мужьям. Каждый грешник найдет против себя свидетеля, и каждая грешница – свою обличительницу.
Рождение Спасителя мира было предвещено Самим Богом, а великим Пророкам были раскрыты различные как общие, так и частные детали Его пришествия. Главное обетование о том, что придет Христос, получили Адам и Ева от Бога. Патриарх Иаоков видел в Спасающем род человеческий Примирителя (Бытия, 49:10). Моисей предвестил, что Заповеди Его должны послушать и исполнить все народы земли. Царь Давид указывал на нового Иерея священника по чину Мелхиседекову (Пс. 109). В ряд с этими пророчествами шли различные прообразы, как например жертвоприношение сына отцем Исаакия, указавшая на крестную смерть и Воскресение Мессии. Если ознакомиться со всеми пророчествами и прообразами, которые были даны в Священном Писании Самим Богом и через Его Пророков и сравнить с жизнеописанием Господа в Евангелии, то в последнем можно увидеть исполненным все то, о чем говорилось за много веков.
Когда Святая Дева после введения во храм достигла совершенных лет, то первосвященники объявили Ей, что Она должна избрать себе супруга. Но Мария объявила, что посвященная родителями и Сама посвятив Себя Богу, не может принадлежать никому из людей. Первосвященники не дерзнули принуждать Ее к оставлению святого обета. К тому времени Её родителей уже не было в живых, то дабы доставить Ей вне храма необходимое пристанище, решили найти такого человека, который решился бы принять имя Ее супруга, не пользуясь его правами. Им стал праведный Иосиф. После того Пресвятая Дева зачла от Святого Духа, Иосифа начали посещать мучительные мысли о том, как могла забеременеть Пречистая!? Сказать ему не решалась и Сама Богородица, так как уповала на то, что Бог Сам если захочет все ему откроет. Не помышлял спросить Её и сам Иосиф, боясь внести смущение. Он решает разойтись с Девою тайно, без оглашений, не вредя Ее чести и безопасности. Как только он это помыслил, явился ему Архангел во сне и сказал, что родит Она от Духа Святого и Сын Её Спаситель есть. Живут среди нас люди, которые избраны Богом на особенные дела. Какой им совет на случай, когда родные и близкие ничего не знают об особо Промысле над ними? Быть внимательными не столько к своей – малой чести, сколько к путям Божиим, ожидая от Господа, управляющего всеми событиями и назирающего все пути наши.
Следуя указу императора о переписи всего населения, Дева Мария и Иосиф последовали в Вифлеем для участия в этом деле. К тому времени Пресвятой Богородице надлежало родить. Не получив место в гостинице, они находят пещеру, где пастыри со стадами своими имели приют от бури и непогод. Рождение Спасителя нашего, не взирая на крайнюю степень смирения, простоты и бедности, окружено было всей чистотою, безмолвием и приличием, подобающим Явлению во плоти Святейшего святых. Как стать у яслей Вифлеемских сильным века сего, богатым сокровищами земными? Да направятся эти богатства не на удовлетворение только собственных нужд и желаний, а на дела веры и человеколюбия, на помощь страждущим братиям.
Когда родился Господь, прославление и поклонение ему воздали простые и смиренные пастыри от всего человеческого рода. В понимании человеческого мышления такое является невообразимым, так как положение обычных пастухов в человеческой иерархии занимает только низшие положения, но Господь смотрит не на лицо, а на сердце человеческое и поэтому вышеназванные явились более достойными к прославлению Бога, чем люди с высоким статусом. Высоко духовным считается то, что делается со страхом Божиим, со знанием своего долга, с чистою совестью, с верою и упованием на Бога. Все показывает, что Вифлеемские пастыри при всей простоте своей были сильны верою, имели очищенное страхом Божиим сердце и чистую совесть перед Богом и людьми. Но не только бедные могут приблизиться к Господу, но и богатые. Так богатые волхвы, т.е. мудрецы востока, которых предание называет царями. Это, вероятно, потомки тех мудрых Вавилона, которых главою был поставлен Даниил. Такая Глава чему не могла научить подчиненных ей!
Человек много усилий предпринимает в поисках знаний о Боге, мире и человеке. Труд не предосудительный, хотя большей частью, как показывает опыт, бесплодный. Что потеряло бы любомудрие, если бы пошло по стопам веры? Все лучшее существующее в любомудрии не заимствовано ли из Евангелия? А когда так, то не явный ли это знак, что и последнего достижения истины надобно искать не иначе, как только при пособии веры? Но это для маловерных, для тех же, кто от юности ходит во свете веры. Для них ныне одна радость. «Приидите, возрадуемся Господеви!» Возрадуемся тому, что Он снизшел к нам и не устыдился воспринять на Себя нищеты человеческой.
Сам Сын Божий пришел в этот мир для того, чтобы спасти каждого человека. Он умер за наши грехи, дал нам Заповеди и все средства ко спасению. Он влечет всех силою совести, влечет заповедями и угрозами Закона, влечет обетованиями Евангелия, влечет примером Своим и избранных Своих, влечет служением Церкви и ее Таинствами, влечет Телом и Кровию Своею, влечет невидимой благодатью Духа. Христианин, можно сказать, весь в узах любви Божией, от колыбели до гроба. Немало и сделано уже посредством сего влечения. Сколько уже душ на высоте! От Него не скроется ни одно тайное помышление наше, ни одно покаянное воздыхание, ни один греховный помысел. Покаянные чувства и дела вознаградятся, а за каждый грех нами соделанный, будет спрос. Но мы извлечены ли мы из бездны и преставлены на высоту? Оно принадлежит только тем, кои, чувствуя влечение свыше, предаются ему всецело и навсегда, влекомые устраняются, как можно более мира и его сует, постоянно пекутся об очищении себя от всякой скверны плоти и духа. Это – необходимое условие спасения; явленного в Сыне Божием; без сего Сам Господь не может и не возможет спасти нас
После Своего Вознесения Господь не оставляет люди Своя и подает Свою Благодатную помощь. Бог помогал нам защитить Родину нашу от монгол, тимуридов, французов и иных захватчиков иноземных. Сколько по свидетельствам очевидцев на полях боевых сражениях в самых тяжких и смертельных обстоятельствах жизни людей были чудесными способами спасены.
«Христос раждается...» Где рождается? В Вифлееме?! Но там Он давно родился и больше уже не рождается. Где же рождается? Рождается теперь в верующих, в них воображается, в них воплощается, как говорит апостол: «Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас». Для того чтобы в нас родился Господь нам нужно выполнить несколько условий. Получение помощи Божьей, осознание своего недостоинства и сокрушение о нем, искреннее желание сотворить духовные плоды, устремление всего нашего существа к Богу, творение Заповедей Божиих, воздержание, целомудрие, трудолюбие, постепенное и постоянное возрастание в добродетелях.