Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 4
Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 4

Сборник проповедей Афонский собеседник, часть 4

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Смотрите также

Святая Троица

Человеческому разуму тяжело понять учение о Троице.В едином Боге мы исповедуем трех — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Бог Отец именуется так потому, что Он предвечно родил Сына и произвел из Себя Пресвятаго Духа. Бог Сын называется так потому, что рожден от вечности Отцом и благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Бог Дух Святый именуется так потому, что исходит от Отца и одушевляет все сущее. Каждое Лицо Троицы проявило к нам неописуемые, человеколюбивые и благотворные деяния - Бог Отец воззвал нас из небытия, почтил Своим образом, послал Единородного Своего Сына искупить и Пресвятаго Духа освятить нас. Бог Сын Он принял на Себя всю ответственность за наш грех и для восстановления нас в первобытное совершенство, облекся нашим естеством, жил среди нас, умер за нас и воскрес для нас. Бог Дух Святый осеняет Своею благодатью Церковь и все что укрепляет и врачует нас. Человеку тяжело понять, как можно трем Лицам быть едиными, но на простом примере это познается проще, возьмем самые малые силы природы — в каждой из них увидим тройственность, пространство состоит из длины, широты и высоты, каждая вещь из фигуры, цвета и тяжести, ночь состоит из сумрака, полночи и рассвета. Всем этим и многим другим вся видимая природа выражает тройственность той силы.

Благовещение

В этой проповеди Святитель Иннокентий Херсонский подробно объясняет, что такое спасение. Оно, по словам Святителя, заключается в избежании бедствий и зол. Бедствия это помрачение нашего ума, который впал во тьму, развращение нашей воли, испорченность нашего сердца и чувства, которое, уклонившись от источника всех благ – Бога. Последнее бедствие, от коего страдают все это крайняя бренность нашего естества и его зависимость от внешней природы, рождаясь в болезнях, влача жизнь среди недугов и лишений, мы потом обращаемся в землю. Проповедник взывает к каждому с этого дня отойти от грехов и встать на путь спасения.

День Казанской иконы

Слова Святителя Иннокентия Херсонского посвящены памятному событию защиты нашей Родины от иноплеменных завоевателей. Когда-то польские интервенты осадили столицу и намеревались через Неё захватить все государство, но Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский при помощи духовенства собрал финансовые средства для найма армии для освобождения Москвы от чужеземцев. Не даром прошли и молитвы наших соотечественников, одному старцу явился Сергий Радонежский, который ободрил Милостью Божьей и заступничеством Пресвятой Богородицы к нашему Отечеству в этот трудный час. Благая весть передавалась из уст в уста и войны, наполненные решимостью и укрепляемые Божьей помощью, сокрушили врага. Святитель увещевает как можно чаще прибегать к молитве и вести христианский образ жизни.

Вторник 1 недели Великого поста

На каждом этапе жизни верующего человека возникает выбор из двух путей либо жить по христиански, либо выбрать временные удовольствия этого мира. На каждом возрастном этапа человека встречают искушения. Очень важно с ранних лет не потратить время на мнимые удовольствия, а начинать свое духовное возрастание, не поздно и в зрелом возрасте встать на путь к Богу, однако чем раньше, тем лучше.

Пяток 1 недели Великого поста

В суды мирские являются, чтобы оправдывать себя, а в судилище духовное, т.е. на исповедь приходят с тем, чтобы обвинить себя. На земных судах свободой пользуется тот, кто смог доказать свою невинность, на исповеди наибольшее помилование тому, кто глубоко осознает свою греховность. Господь наш Иисус Христос пострадал за наши грехи и благодаря Ему перед нами открыта дорога в Царство Божие, а идти по ней или нет это уже дело каждого человека. Для того, чтобы в будущей жизни нам пребывать с Богом необходимо очистить себя от грехов и жить по Заповедям Божиим.

Неделя_Православия

Беседа Святителя Иннокентия Херсонского обращена ко всем православным христианам, имеющим или не имеющим в своих домах Святые Иконы. Верующие перестали хранить в своих домах иконы по причине ослабления веры, смущения или просто нерадения. Проповедник призывает ставить иконы на самом видном месте и не стесняться своей набожности. Образы Господа, Богородицы и Святых всегда оказывали, оказывают и будут оказывать помощь людям. Вспомним, как Икона Страшного Суда обратила великого князя Владимира, и с ним всю Россию, от идолов к истинному Богу, икона Спасителя помогла Андрею Боголюбскому в победе над болгарами, а икона Божьей Матери "Казанская" избавила Москву от литовского плена и спасла Россию.

Великий Пяток

Слово направлено к священнослужителям и мирянам с призывом провести земную жизнь в благочестии. Священники должны быть примером для паствы, вести жизнь добродетельную, наставлять людей в Законе Божьем и добросовестно выполнять свои обязанности. Мирянам следовать Заповедям Божиим, оказывать любовь ближним и не совершать грехов. Вести каждому жизнь надо свою так, чтобы достойно быть принятыми в Царство Божие.

Великий Пяток

«И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22, 29). Господь хочет сделать нас наследниками Царства Небесного, но для этого каждому необходимо пройти через скорби, как сказал Спаситель: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8,34). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). Нелёгкий путь до Царства Небесного, но с Божией помощью его можно пройти. Во время шествия по этой узкой дороге нам могут встретиться тяжелые испытания, которые могут довести нас до изнеможения. Что делать в таком случае? Воспользуемся советом Господа и обратимся к Богу с молитвой о помощи в перенесении трудностей. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 16, 23-24; 14, 13-14).

Святитель Иннокентий Херсонский о Ангеле Хранителе

В этой проповеди нам представлено слово о Святом Ангеле Хранителе, данном каждому христианину во время земной жизни. О том, что у нас есть Ангел Хранитель мы можем узнать из Священного Писания, из накопленных историй Самой Церкви и благочестивых христиан, которые были свидетелями чудесной помощи свыше. На своем собственном опыте мы можем убедиться, что у каждого из нас есть Ангел Хранитель, если только будем внимательными и вести чистую добродетельную жизнь. Многие не ощущают его присутствия в своей жизни по причине сильной занятости в мирских делах и греховности. Надежнейший способ к вступлению в живое общение с Ангелом Хранителем это внимание к себе, к своей жизни, совести и своему вечному предназначению, частое молитвенное обращение к Ангелу Хранителю, искреннее желание следовать его внушениям и удаление себя от всего греховного. Чем же Ангел Хранитель нам в жизни помогает или от чего или от кого охраняет? Он помогает нам в духовной жизни, оберегает от опасностей, наставляет человеческую душу в добродетелях. Конечно, ни в коем случае нельзя в надежде на Ангела Хранителя самому предаваться опасностям. Какой же орган отвечает за общение с Ангелом Хранителем? Главный орган для сообщения человека с Ангелом Хранителем, как и вообще с миром духовным, даже с Самим Богом, есть сердце и совесть. Ангела Хранителя можно потерять своим нераскаянием в грехах и нечистой жизнью, но и потеряв, Его можно вернуть, исправлением своей жизни. Небесному Покровителю особенно приятно, когда мы просим Его о помощи в совершении благих дел, в подвигах самоотвержения и прочем подобном. В час своей смерти каждый из нас увидит своего Хранителя, но это свидание с Ангелом Хранителем неодинаково для всех. Для душ добрых оно – источник взаимной радости и благодарения, а для душ злых и нераскаянных – источник стыда, печали и вечных угрызений совести.

О втором прошении молитвы Господней

«Да приидет Царство Твое». Без благодати духовному человеку плохо, нет счастья, нет радости. В этой проповеди нам рассказывается о важности для человека благодати, о смысле и цели слов молитвы Господней. Для того, чтобы пришла благодать необходимо очиститься от грехов и иметь твердое намерение жить по Заповедям Божиим.

Богоявление

Бог хотя и вездесущ, но тем не менее может проявлять особенную силу в определенном месте с особым Промыслом. Бог благ. Как далеко не удалялся человек от Господа, любящий Творец открывал объятия любви к нему и раскаявшихся принимал обратно. В Христианстве нам явлено полное откровение божества, – столько полно, сколько может оно быть полным на земле. Только представим, какой образ мысли мы бы имели и какой образ жизни бы вели, если Бог не явил Себя людям.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Беседа архиепископа Евсевия Могилевского на усекновение главы Иоанна Предтечи. Проповедник рассказывает нам о причине заключения Иоанна Крестителя Иродом в темнице. Креститель обличал царя Ирода за женитьбу на жене брата. Ирод не смог слушать обличения и хотел Крестителя Господня даже убить, но боялся народа, любящего и почитающего Крестителя и заключил Иоанна в тюрьме. Однажды на пиршестве, Иродиада угодила танцем царю и его свите. Ирод пообещал исполнить любое желание танцовщицы вплоть до передачи ей половины царства. Посоветовавшись со своей матерью, Иродиада потребовала голову Иоанна Крестителя. В своем слове архиепископ Евсевий Могилевский обличает гнусный проступок Ирода и приводит в пример всем, как грех может помрачить разум человека и какие безответственные глупости может этот ум породить. Ведь это надо себе представить, как можно пообещать половину царства танцовщице и умертвить Иоанна Крестителя, о котором Сам Бог Сын свидетельствовал: «Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя!» (Мф. 11:11). Но Господь скоро явил праведный суд Свой над нечестием. Сперва наказал Ирода поражением всего войска его на войне с соседним государством, а потом, отправившись в Рим искать высших честей, Ирод был сослан в заточение в Галлию вместе с нечестивою Иродиадою, где он погиб в темнице. Гнев Божий постиг и Саломию. Предание говорит, что, когда она вышла зимой на реку, лед подломился под её ногами, так что она погрузилась в воду до самой головы, которая была оттерта льдинами.

Святая Пасха

Пасха для каждого православного верующего человека является днём особенного веселия, особенной радости. С каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют с наступлением его. При словах «Христос воскресе» - мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, сей праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились. Но Пасха вызывает не у всех такие светлые чувства, грешнику радоваться в этот день нечему. Как ни украсит он в этот день свое тело - не бывать у него радости, ибо душа не убрана, замарана грехами, не омыта слезами сокрушения, не очищена в бане покаяния. Какой ни приготовит себе стол - быть ему голодным, ибо голодна душа, не питал он ее ни словом Божиим, ни Телом и Кровью Христовою. Однако, в этой проповеди протоиерей Родион Путятин призывает грешников не впадать в уныние, а прибегнуть к покаянию, восплакать о своих грехах и для них настанет настоящий праздник Воскресения.

Праздник трех святителей

Протоиерей Родион Путятин произносит слово в день памяти великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Он отмечает святость их жизни, любовь и веру в Бога, проповедническую деятельность и полезные труды для Матери Церкви. Как объёмно выразился проповедник, что простое знание этих Великих Учителей Церкви может заменить большое количество своих проповедей. Пример такой величины благочестивой христианской аскетической жизни оказал и оказывает плодотворное влияние на духовную жизнь людей.

Величит душа моя Господа

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем (Лк. 1, 46–47). Это песнь Пресвятой Девы Богородицы, это выражение Её радости о Бозе Спасителе, когда Он призрел на Её смирение. В этой беседе священнослужитель рассуждает о том, как это естественно для каждого христианина думать о своем Небесном Отечестве и хотеть оказаться там. Мысли о горнем отсекают привязанности ко всему мирскому, временному, тленному и преходящему. Необходимыми условиями для перехода ко Христу Спасителю, является усердное служение Ему здесь на земле.

Поучение перед Причастием

Однажды пророк Моисей на горе увидел купину, которая горела и не сгорала. Купина, виденная Моисеем, было чудным и страшным явлением, так как из купины говорил сам Бог. Не столь же чудна и страшна Святая Чаша, к которой мы приступаем? Под видом хлеба, нам преподается истинное тело Господа нашего Иисуса Христа, а под видом вина истинная кровь Его. Каждый, принимающий Тело Христово, причащается либо в жизнь вечную, либо в осуждение. Чтобы Причастие принять достойно нужно осознать свою греховность, покаяться, оставить порочные дела, иметь желание к исправлению своей жизни и просить у Господа помощи в своих благих начинаниях. С такою верою, с таким намерением причающийся разрешается от греховных уз, и поэтому принимает Тело Христово в отпущение грехов и жизнь вечную.

Покров Присвятой Богородицы

Проповедь произнесена протоиереем Родионом Путятиным в день Покрова Пресвятой Богородицы. Проповедник замечает, что как в древние времена Бог укрывал израильтян облачным столпом во время их странствования по пустыне, который указывал им путь и спасал от зноя, так и нас Господь любит не меньше и у нас есть подобный облачный столп - Пречистая Богородица. Она защищает нас от временных скорбей, всяческих бед, вражеских напастей. Дева Мария помогает нам в духовном возрастании и укрепляет в нашем пути к Царству Небесному. Протоиерей Родион Путятин в своем слове объясняет слушателям причину появления этого славного Праздника. Это было во Влахерне, как-то раз в этот день святому Андрею, Христа ради юродивому, и Его ученику Епифанию вдруг под сводами храма явилась Божия Матерь, окруженная Ангелами и святыми мужами. После этого видения Церковь положила праздновать Покров Пресвятыя Богородицы. Протоиерей наставляет нас возносить молитвы к Деве Марии, Которая является нам милосердной заступницей и помощницей в нашем земном странствии.

Неделя мытаря и фарисея

Тяжело человеку принести покаяние, когда он на долго его откладывает. Бывает тяжело открыть дверь, которой мы редко пользуемся, так и с покаянием, как только продолжительное время не приходим на исповедь, откладываем наше исправление, тягостно уже взяться за исправление жизни. Все хорошо делать в свое время, иначе и легкое сделается трудным, и возможное – невозможным. Для того, чтобы это предотвратить нужно каждый день раскаиваться во грехах своих, как только совершили грех необходимо сразу принести покаянную молитву Богу и чаще ходить на исповедь. Многие хотят принести свое покаяние только перед смертью, но не знают, что слишком ненадежно и большей частью бесполезно бывает покаяние перед смертью. Умирающий от голода до того ослабевает в силах, что уже не может принимать еду, которая в свое время могла бы спасти его от смерти. Так и умирающий во грехах перед смертью до того ослабевает в духе, что не может и не смеет воспользоваться покаянием.

Неделя 19 по Пятидесятнице

Спаситель дал нам заповедь любить своих врагов. Повеление это трудное, но необходимое для настоящей и будущей жизни. В действительности, что было бы на земле, если бы Бог позволил платить злом за зло? Тогда смятениям не было бы конца, тогда на земле жили бы, как в аду. Зла злом остановить и пресечь невозможно, оно может быть остановлено только добром. Доброе дело, сделанное нами обидчику, как огонь, жжет несчастного, жжет дотоле, доколе он не перестанет делать зла. Если же добром не получается изменить человека, то нужно прибегнуть к молитве о нём. Если же и это не изменяет злой нрав, то следует оставить недоброжелателя в покое. Делая добро друг другу и молясь друг за друга, мы истребим или, по крайней мере, уменьшим на земле зло. Но если любовь к врагам необходима в настоящей жизни, то тем более необходима она для будущей. Жизнь на земле есть училище любви. Тому невозможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех. Иисус Христос, Который для того сходил с Неба на землю, чтобы приготовить людей к вечному блаженству, учил нас жить в любви не с некоторыми только, а со всеми. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6:32,35).

О скорбях

Из-за невыносимой скорби человек может дойти до уныния. В таком положении необходимо как можно скорее обратиться к Богу со словами: «тяжело мне, Господи!». И каждый раз прибегать к Господу за помощью, когда приходят невыносимые трудности. Бог всегда отзывается на наши мольбы к Нему о помощи и скорбь облегчается. Так получается, что именно проблемы напоминают нам о том, что самим нам не справиться и нужно обратиться за поддержкой к Богу. Не просто так Спаситель сказал, что тяжело богатому войти в Царство Небесное. Человек, который не знает бед, может полностью забыть о Создателе и погибнуть, поэтому неурядицы служат нам в качестве гонцов, которые призывают почаще вспоминать о Творце.

Поучение при выборах церковного старосты

Каждый хозяин своего дома, заботится о том, чтобы в его жилище была чистота и порядок, так как это не только содействует установлению мира и благоденствию проживающих в нём, но и в некотором смысле помогает в нравственности. Церковь это дом Божий и то место, где христиане собираются для заботы о своём спасении. Каждый христианин обязан принимать участие в благоустройстве Храма, но следить за Храмом постоянно не у всех получается. Для решения этой проблемы избирается староста, который будет являться представителем всей общины и постоянно работать во благо Церкви. Должность эта ответственная и необходимо отнестись к выборам этого человека обдумманно, зная, что он послужит на этой должности как должно.

День равноапостольного князя Владимира

В этот Церковный Праздник Иоанн Епископ Смоленский в своей проповеди рассказывает о крещении Руси. Однажды, почувствовал князь Владимир, что неправильно проводит свою жизнь и решает сменить язычество на истинную веру. Для этого он разослал своих подданных, чтобы те посмотрели, как живут люди других религий, как относятся они к выполнению надлежащих им заповедей и тому подобное. И вот побывав в Византии, в соборе Святой Софии на Божественной Литургии гонцы испытали такое чувство, будто находились в тот момент не на земле, а на небе. Узнав всё от своих верноподданных, князь Владимир решает крестить Отечество и изменяет полностью свою жизнь с неправедной на праведную. Кроме самого повествования о Крещении Руси, проповедник наставляет не слушать тех, кто говорит не в соответствии с православным учением.

День Смоленской иконы Божией Матери

Иоанн Епископ Смоленский произносит проповедь на празднование Смоленской иконы Божией Матери. В своей речи он хвалит веру русского народа. В этот день со всех окружающих поселений на поклон Чудотворной иконе сходится много людей, принося с собой различные приготовления, какие смогли собрать для того, чтобы преподнести в дар Святыне. Проповедник наставляет народ не оставлять свой духовный путь и не променять его на современные лжеценности, которые не приносят человеку истинной радости.

Речь епископа Смоленского Иоанна при первом служении

Речь епископа Смоленского Иоанна содержит слова, отмечающие важность единения Церкви и паствы. О том, как этот духовный союз необходим для защиты духовных интересов народа от различных пагубных влияний.

Неделя всех святых

Архимандрит Антонин Капустин обращает наше внимание на годовой Богослужебный круг. Начинается это странствие с церковных Богослужений в которых употребляется Триодь, это время, начинающееся за три недели перед Великим Постом. Своими восемнадцатью седмицами оно соединяет самые торжественные дни Богослужения Православной Церкви и разделяется радостным днем Воскресения Христова на две половины, называемые четредесятницей и пятидесятницей. В этот круг входят дни, в которые мы вспоминаем о матыре и грешнике, блудном сыне, картина Страшного Суда Божия, падение Адама и Евы, воскрешения четверодневного Лазаря, Пасха, седмица Пятидесятницы и другие.

О блаженной вечности

Проповедь Макария Митрополита Московского. Каждого приходящего в этот мир ждут скорби и испытания, но человеческое сердце жаждет блаженство и Истины. Попробовав мирских удовольствий, человек не испытывает подлинного счастья. Как же быть? Искать отраду и утешение можно в размышлениях о горнем отечестве. На этой земле мы лишь гости. Только в Царствии Божьем мы сможем найти удовлетворение своих потребностей и находиться в вечном блаженстве. В этой временной жизни нам приходится бороться с искушениями и страстями, которых очень много и обнаруживаем в себе недостаток сил для повиновения совести и Евангелию, поэтому обращаемся за помощью к Господу. Есть для нас образцы христианских подвигов и добродетелей, например Апостолы последовавшие за Господом и оставившие свои дома и близких, мученики, испытавшие ужасные мучения и прочие праведники, устоявшие в верности к Богу, путём благочестивой и аскетичной жизни. Все эти труды они совершали, чтобы вернуться в любимое горнее Отечество, эту любовь к Царствию Божьему должны в себе воспитать и мы для подкрепления подвигов веры и благочестия.

Поучение о Церкви в день памяти апостолов Петра и Павла

Господь основал на нашей земле Церковь, которую не сможет никогда победить весь ад. Церковь дарована нам Богом для нашего спасения и вне Её спасения нет. Существует много различных еретических объединений, сект, называющих себя истинными, но правды в них нет. Грех отступничества очень тяжек и приводит душу к вечной погибели.

О значении женщины

Протоиерей Белоцветов в своей проповеди призывает мужей с любовью относиться к жёнам. Некоторые, чтобы показать свою власть над своей супругой, не ограничиваются и побоями. Проповедник призывает уважительно обходиться со своей второй половиной, ведь женщины занимаются не менее значимыми делами в семье, воспитывают детей, хранят домашний очаг и многое другое. Мужчины и женщины равны, но более возвышается перед Богом тот, кто сильнее любит Его.

О христианском подвижничестве

В проповеди говорится о призыве Господа ко всем о провидении своей жизни в подвижничестве и о следовании по узкому пути. Некоторые могут подумать, что слова направлены только к монахам, но нет, они обращено ко всем, кто хочет спастись и попасть в Царство Небесное. Выбирают монашеский путь же для более точного исполнения Заповедей Христовых и строгой подвижнической жизни, за которую в будущей жизни получат большую награду, чем миряне. Что надо понимать под словам «идти по узкому пути»? Это означает уклонение от мирских удовольствий и слабостей греховной человеческой природы, например, не хочется идти в Церковь – принуждай себя, вот и подвиг, нет желания поститься – прояви усердие, вот и ещё один подвиг. И подобных примеров можно привести великое множество. Широкий путь представляет из себя всё противоположное тому, что обсуждалось выше. Широкий путь это жизнь в своё удовольствие и исполнение своих греховных желаний. Вспомним богача, который проводил свою жизнь в веселии и где он оказался? Конечно, спасаться дело не легкое, но не будем забывать о счастье христианина, которое можно ощутить ещё в этой земной жизни это чистая совесть, радость добру, дерзновение к Богу и получение от Него помощи. Никто не получает награду за бездействие и похвалу.

О трудолюбии

Ещё в раю человеку Богом было заповедано возделывать райский сад. После грехопадения человека, Господь сказал Адаму, что тот будет добывать хлеб в поте лица своего. Подобное наставление исходит и от апостола Павла в послании к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (3:10).Труд необходим человеку для пропитания, сохранения себя от непотребных помыслов, помогает поддерживать своё здоровье и работая Господу, собирать себе мзду в Царствии Божьем. А что нам даёт праздность? Она предоставляет нам противоположное: бедность, убожество, мысли о грехе и прочее непотребное.

О почитании родителей

Богом нам заповедано чтить родителей. Что значит чтить? Относиться к ним с уважением, с почитанием, а любое их повеление, не противоречащее Слову Божьему, неукоснительно исполнять. Кто почитает родителей, тому будут дарованы многие годы жизни на земле, благополучие и благоденствие. Через родителей мы получили жизнь – бытие, пропитание, воспитание и заботу. Такую же любовь и мы должны им оказать, если у них будет какая либо нужда. Помимо этого, мы должны им оказывать поддержку духовную – молиться за них Богу при их земной жизни и после перехода в загробный мир. Те, кто относится к родителям непочтительно или даже грубо, на тех посылается проклятие и смерть, и не только временная, но и вечная. Родителям также дано повеление в отношении детей – не раздражать их, дать им христианское воспитание, проявлять умеренную строгость и быть для них примером, чтобы сказанное слово не различалось с делом.

О становлении Литургии

Господь наш Иисус Христос ради спасения рода человеческого родился на земле, пострадал, умер, воскрес и вознёсся на Небо. На последней вечери Он преломил хлеб, раздавая Его ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26). В этот вечер было совершено первое таинство Евхаристии и так Спаситель повелел вспоминать о Нём повторением этой Святой Вечери. Со временем к Святой Евхаристии стали прибавлять другие Священные Действия, изображающие и напоминающие все важнейшие события жизни Спасителя. Таким образом, совершением общественных молитв, поучений, Святой Евхаристии и других Священных действий образовалась Литургия.

О двух входах на Литургии

На Литургии бывают два входа: первый со Святым Евангелием, а второй со Святыми дарами. Тот и другой вход имеет свое значение: первый в память о пришествии Сына Божьего в мир и Его Божественную проповедь. Второй путь изображает Его шествие на вольную страсть ради спасения мира. Какие полезные поучения мы можем извлечь для себя? Как открываются двери, мы можем увидеть алтарь. Это означает, что к нам близко Царство Небесное. Эти и другие примеры для поучения проповедник протоиерей Василий Нордов приводит в своём слове о двух входах на Литургии.

Неделя 27 по Пятидесятнице

Каждому верующему человеку приходится вести брань против своей плоти, мира и тёмных духов. Самому ему не устоять против таких противников и для победы требуется Божья помощь. В чём она заключается? Во первых, истинное учение, Заповеди Христовы, евангельские обетования не позволяют нашему разуму скитаться по лжемудрованиям человеческим. Действительно, кто на деле свободнее стоящего на камне заповедей Христовых? Кто или что может заставить его сделать что либо несообразно с его достоинством сына Божьего и наследника Царствия Христова? Вот истинная свобода духа, а что происходит с грешником? Он зависим от своих страстей, от которых не может освободиться и, находясь в таком рабском положении, во всём исполняет волю лукавого. Когда-то злые духи имели власть над людьми через прародительский грех, но Господь наш Иисус Христос, принеся Себя в жертву, освободил нас от этого плена. Пока храним эту одежду оправдания, враг рода человеческого не смеет к нам близко подойти. Однако, если позволим уязвить свое сердце грехом, потеряем свою свободу и нас будут ожидать многочисленные падения. Избавиться от такого состояния нам помогает покаяние, которое позволяет нам вернуть утраченную благодать оправдания. Прибегать к нему необходимо немедленно, чтобы язва страсти не успела разрастись. Во вторых, чтобы следовать к Царствию Божьему нам необходимо иметь миролюбивый нрав и кротость. Нередко самые простые мелочи приводят нас в раздражение и похищают душевный мир. Находясь, в таком состоянии, нередко дело доходит до конфликтов. Это могут быть какие либо оскорбления, огорчения от близких и прочее. Надобно, чтобы близкие слышали от нас слова любви и блага. Нельзя позволять внимать различным лживым человеческим призывам к послаблению исполнения Заповедей Христовых, некоторые истолковывают Божии повеления не как следует и призывают следовать их примеру – таковых надобно не слушать. Орудие, которое нам также поможет в борьбе с искушениями – слово Божье. Вспомним, как Господь отвечал на искушения лукового, когда пребывал в посте в пустыне, таким образом, надо учиться и нам отражать уловки. Однако, для этого необходимо тщательное изучение Священного Писания.

Неделя о блудном сыне

Димитрий Архиепископ Херсонский в своей проповеди обращает наше внимание на чувства раскаяния. Преступившего множество раз Закон Божий в один момент охватывает чувство стыда перед Богом и тяжесть собственных грехов. Это болезненное и в то же время спасительное состояние человека, когда он чувствует стыд перед Господом и начинает свой путь исправления. Важно не остановиться на этом этапе, а принести Богу искреннее покаяние и изменить свою жизнь.

Среда Святой Пасхи

До Воскресения Христова положение человека было плачевным, он был подобен узнику, заключенному в темнице. После Крещения наша природа обновилась, рабство греху поменялось на возможность стать чадами Божьими. Чем стала земля после того, как на ней воскрес Христос? Это уже не место проклятия, в которую изгнан человек из-за преслушания, с тех пор как Господь принёс Себя в жертву, земля стала местом житницы наследников Царства Божьего.

День великомученицы Варвары

Святая Великомученица Варвара была дочерью языческого богача. Ещё не услышав слова о Пресвятой Троице, Она сама пришла к познанию Бога Единого в трех Лицах. Спустя некоторое время, по Божьему Промыслу, Великомученица Варвара познакомилась с благочестивыми христианами, которые рассказали Ей об Евангельском учении. Однажды её отец приехал с дальнего странствия и предложил богатого жениха, но Великомученица отказалась, предпочитая посвятить Своё детство Господу. Узнав, о том, что дочь стала христианкой, родитель пришёл в ярость и отдал Её на мучения. Никакие уговоры и истязания не смогли переменить решительный настрой юной девы. После тяжелых пыток, оставшись в темнице, всё Её тело было полностью истерзано, но это не помешало Ей славить Господа. Этой же ночью к Ней явился Спаситель, исцелил Её раны и укрепил на новые испытания. На все мучения Святая следовала с радостью. Поняв, что никак не могут молодую девушку переманить на злую стороны, мучители решили обезглавить Великомученицу.

Надгробное слово

В этой проповеди Димитрий Архиепископ Херсонский дает поучительное слово о смерти. Ничто так не приводит человека в смущение, как увиденный покойник в гробу. Рожденному на этой земле суждено умереть, кто-то живёт мало, кто-то долго. Каждого Господь забирает в самый подходящий момент для спасения души человека. Одни уже заслужили прожитой земной жизнью Царство Небесное, другие переступили черту долготерпения Божьего и отправляются в муку вечную.

Рождество Христово

Проповедь Феофана Затворника на Рождество Христово. Святая Церковь, чтобы возвысить нашу радость в Рождество, учредила пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в него, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. Однако, радуясь, мы не должны предаваться греху, а веселие наше в течение этих дней должно быть свято. Каждый, кто вступает в общение с Богом, воспринимает от Него свободу, врачевство и мир. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь», они не могут радоваться. Как к покрытым ранами грехов придет радость уврачевания? Не обошёл проповедник и тему западных ценностей. Если люди не придут к покаянию – их будет ждать новая война для наказания и исправления, как это случалось ранее.

Успение Божией Матери

У каждого человека есть возможность совершать добрые дела по возможностям, вне зависимости от финансового положения и здоровья. Даже самую небольшую помощь ближнему может совершить каждый, не делом, так словом, не словом, так мыслью. Однако тот, кто обладает возможностями и помогать не хочет, с того Господь потребует отчёт.

Неделя всех святых

Каждому человеку дана возможность, работая Господу в своей земной жизни, получить вечную жизнь. Однако, для этого ему следует выполнять Заповеди Божии и вести христианский образ жизни, повинуясь Церкви. Путь нелёгкий, но именно им восходят в Царство Небесное и сподобляются вечных благ. Существует и другой выбор, при котором, подчиняясь своим греховным желаниям и страстям, человек лишает себя Божиих дарований и обрекает себя на вечную погибель.

Святая Пасха

После того, как Господь воскрес, Он явился жёнам мироносицам, некоторым апостолам по отдельности, а затем и всем, когда те собрались вместе. Ученики, испытывавшие сомнения, сподобились увидеть Спасителя воочию, а апостолу Фоме была оказана милость Божия осязать собственными руками раны Христовы. «Блаженны не видящие, но верующие»,- сказал Сын Божий. Но и нам сомневаться в вере не позволяет накопленные за огромный промежуток времени в Церковью чудесные жития Святых и совершенные чудеса Святым Духом через них. Для каждого верующего великая радость это Пасха. Однако, в Светлое Христово Воскресение нужно не только самим радоваться, но и подать эту радость тем, кто сам её себе доставить не может, а это болящие, неимущие и все те, кто испытывают нужду и боль.

День Казанской иконы Божией Матери

Через Божью Матерь к нам сошёл Спаситель и мы обрели спасение. Однако, после смерти, каждая душа на пути к небу проходит блокпосты тёмных духов, где она отвечает за каждый нераскаянный грех.

Вторая неделя Великого поста

Все чтения Евангельские и Апостольские установлены Церковью так, чтобы побудить нас своим содержанием к покаянию. В этот день в Церквах читается Евангельское повествование об исцелении расслабленного. Господь сказал болящему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» и затем: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Обращая внимательно на последовательность сказанных Слов Спасителем, мы видим, что человек, которому Господь простил грехи – получил исцеление. Осознав то, что от грехов мы болеем, будем избегать их, чтобы пребывать в здравии. Однако, чувствуя болезнь тела, мы не чувствуем болезнь души, из-за чего в нашу жизнь входят скорби и болезни. Будем внимательно относится к душе, ведь какая нам польза от того, что приобретем весь мир, а душу свою потеряем!?

Воздвижение

В этой проповеди говорится о том, что не многие достигают истинной мудрости. Не достигли её умы лучших языческих мудрецов, не смогли познать Истину и иудеи, которые не уразумели значение времён и не приняли Сына Божьего. Даже некоторые из христиан увлекаются мудрованием мира сего и сбиваются с пути. В чём же заключается истинная мудрость? А она заключена в принятии Христова учения. Для спасения рода человеческого Господь неуклонно претерпел все страдания и дал Заповеди, для того, чтобы каждому из нас спастись и обрести счастье. С нашей стороны необходимо следовать Его примеру и повелениям и, не взирая, на временные соблазны и скорби. Если в жизни наступят непереносимые трудности, то нужно обратиться с верою к Богу за помощью и Господь не оставит.

О таинстве воплощения Сына Божия

Бог не мог смотреть на то, в каком мрачном положении пребывает Его создание и послал Сына Своего, дабы Тот устроил для нас спасение. Ради этого Господь принял человеческую плоть и претерпел невыразимые мучения, чтобы каждый из нас больше не был рабом греха и имел возможность войти в Царство Небесное.

День святого Иоанна Богослова

Проповедь произнесена Леонтием Митрополитом Московским в Подольской семинарской Церкви. В ней Владыка призывает будущих священнослужителей изучать Божественное откровение не только разумом, но и сердцем, с осознанием важности и полным углублением в тайны откровений. Это поможет им в духовном возрастании, в принесении пользы пастве и укреплении веры. Для того, чтобы иметь сильное желание к изучению Евангелия, нужно иметь горячую любовь к Господу.

Неделя 27 по Пятидесятнице

В одну из суббот Господом была исцелена женщина, которая на протяжении восемнадцати лет была скорчена и не могла стоять в прямом положении. Однако, старейшина еврейской синагоги по зависти к Спасителю, нашёл повод осудить человеколюбивый Его поступок и высказал недовольство насчёт того, что исцеление произошло в субботу. Иисус Христос обличил лицемера, на что тот не смог ничего ответить и умолк. Эта Евангельская история учит нас обличать родных, друзей и знакомых, если те совершают какую либо неправду. Конечно, реакция на наше обличение может быть разной и кто-то будет рад исправить свою, по слабости, ошибку, а кто-то придёт в раздражение из-за сделанного ему замечания. Разумеется, указывать на неправильные поступки людей нужно с добрым расположением. Многие поступают несправедливо во взаимоотношениях и за спиной друг друга ругают, а в глаза говорят только хорошее, такое положение дел для христиан недопустимо. Некоторые любят осуждать проступки других, когда сами делают тоже самое и исправляться не хотят, конечно, наставление со стороны таких людей будет выглядеть смешным.

Введение во храм Богородицы

Пресвятая Дева Мария от трёх лет рождения была введена в Иерусалимский Храм, где воспитывалась до пятнадцатилетнего возраста. Как же Богородица проводила там Свое время? Блаженный Иероним и другие Святые Отцы сохранили нам древние предания, в которых говорится, что Божья Матерь занималась там рукоделием, в большей части молитвой, чтением Священных книг и размышлением над прочитанным. Это занятие может показаться скучным для мирского человека, однако это не является таковым. Молитва это беседа с Самим Богом, через молитву совершаются чудеса и посредством неё в душу сходит радость и мир. Чтение духовных книг многим кажется необходимым только для лиц, готовившихся к принятию священного сана. Однако, если бы Священные книги читались людьми в назидание, то многих бы бед и проблем в нашем обществе не было. Если бы следовали Словам Христовым: «Чего желаешь себе от других того делай и им», то в обществе воцарились любовь и мир. В житиях Святых каждый найдет для себя пример благочестия и подкрепление в своей духовной жизни.

Неделя вайи

Когда Спаситель входил в Иерусалим, народ встречал Его с финиковыми вайями. В этот Праздник все православные христиане держат эти ветви, что же это обозначает? В Древнем Востоке с пальмовыми ветвями встречали победителей, Христу принадлежала эта почесть, как Победившему смерть Крестом и Воскресением. Если вера побудила нас в руках держать ветви, то покажем и в жизни духовные плоды, а это пост, любовь к ближним, незлобие, прощение обид, чистота, терпение другие добрые дела.

Поучение при Крещении

Крёстные родители обязуются воспитывать крёстного в христианских Заповедях, быть примером для него и ограждать от грехов. К этой обязанности нужно подходить со всей ответственностью.

Об удовольствиях

В современном мире появилось много различных удовольствий. Над их созданием трудятся много людей, этому посвящаются много ресурсов, как временных, так и материальных. Православная Церковь призывает всех православных христиан в первую очередь заниматься духовным самосовершенствованием, а только потом уже посвящать время удовольствиям, но только тем, которые безгреховные. Смотреть на красоту, но только без страстного вожделения, любоваться природой, но довольствуясь необходимым и так далее. Подобным образом, принимая земные удовольствия, человек получает пользу. Однако, напротив, когда впечатления на наши чувства слишком часты и сильны, тогда получается обратная реакция. Особенную осторожность необходимо принимать в отношении детей, нередко мы их наставляем попробовать все виды земных благ и прибегать к ним, как можно чаще. К сожалению, это портит детей, приводит их в леность и они вместо стремления к духовному и поучительному, зацикливаются только на поисках ярких эмоций и наслаждений. На сегодняшний день, многие считают, что грубая чувственность человека является законной и не приносит ему никакого вреда. Но тогда пускай не жалуются на то, что молодых жён с детьми бросают мужья, а сыновья вступают в преждевременную близость и позорят свой род. Некоторые не считают ничем особенным в пост повеселиться. Таким поведением мы огорчаем Бога.

О началах христианского воспитания

На эту тему произнёс проповедь Амвросий Архиепископ Харьковский. Воспитание, по словам проповедника, это постепенное возведение живого существа к возможной для него полноте совершенства и благосостояния, чрез правильное развитие его сил и способностей. Он подвергает критике все формы воспитания, которые не основываются на идеале, а идеал конечно же Сам Господь. Для того, чтобы человек был просветлен и руководствовался совестью, Церковь непрестанно при богослужениях, в чтениях и песнопениях, преподает учение о Боге всесовершенном и всеправедном, ненавидящем грех и любящем добродетель. Воспитание должно прививаться ребёнку с самых ранних лет, через пример своих родителей. С самых ранних лет верующая мать учит ребёнка молиться, сама молится в Храме и ребёнок, видя этот живой пример, применяет это в своей жизни. Самые малые грехи в семье пресекаются, что позволяет не прийти к большим. Когда ребёнок возрастает, он следует Заповедям Божиим и своей совести. Этот человек не преступает законы, выполняет свои обязанности ответственно, а если и совершает падения, то сразу же прибегает к покаянию и продолжает следование за Христом.

Об аскетизме

Аскетизм добровольное ограничение себя в удовлетворении естественных потребностей, отречение от дозволенных удовольствий и иногда обличение тела на лишения и страдания для духовных целей. Многие считают, что все потребности человеческой природы надо удовлетворять. Однако, Святые Подвижники знали человеческую природу и её глубокие повреждения, поэтому принимали меры, которые помогают бороться с человеческой похотью, леностью и прочими греховными желаниями. Для этого они строго подвизались и это помогало им в духовном возрастании. Аскетизм доступен для каждого православного христианина. Каждый может по мере своих сил не только совершенствоваться в духовном направлении, но и иметь успех в житейских делах. Если бы все прибегали к такому подвижничеству в нашей стране были бы заметны успехи как в духовной сфере человеческой жизни, так и в трудовой.

Воспитанникам духовной семинарии

Амвросий Архиепископ Харьковский в своём обращении к воспитанникам духовной семинарии пожелал им думать о духовном и вечном, а не о временном и мнимом. Проповедник призвал заботиться о пастве и её духовном возрастании.

О религиозном невежестве

В этой проповеди Ириней, епископ Орловский обличает невежество людей в христианской вере. Все, ну или по крайней мере многие умеют читать, но не читают Священное писание и духовную литературу. Для многих вера это просто дело привычки и малозначительная часть жизни, что необходимо исправить.

Сретение Господне

Некоторые недовольны своей жизнью и даже желают самоубийства. Как можно отринуть Божий дар – жизнь и иметь желание самовольно уйти из жизни!? Человек ещё в этой временной жизни получает различные блага, а в будущем достойных ожидает неизмеримое их количество. Однако, каждому предстоит пройти через искушения и скорби и в этом ничего странного для человеческого понимания нет – никто за безделье награду не получает.

Неделя 21 по Пятидесятнице

Господь во время Своей земной жизни для духовного наставления людей использовал притчи. Притча это изображение одного предмета посредством подобного. Вспомним притчу о сеятеле, представим себе эту картину и сразу можем связать действия в этом сюжете с духовным смыслом. Зерно – Слово Божье, поле – сердце человека и так далее. Соприкасаясь с духовным и земным мирами, мы можем понять, что духовный гораздо ранее, богаче и отобразился в вещественном.

Неделя 20 по Пятидесятнице

В Евангелии есть эпизод в одном незначительном еврейском городе, в котором вдова идёт хоронить своего единственного сына. Её печаль трудно описать словами, так как она уже осиротела дважды. И вот около неё оказывается Спаситель и, проявляя милосердие к этой бедной женщине, воскрешает её сына. Кому-то может показаться, что Господь оказался в этом городе случайно, но нет, Он специально пришёл в этот город, зная, что у этой женщины случится беда и ей понадобится помощь. Какое у Бога попечение о семье! Каждый из нас должен понять, что семья является важной ценностью для нашего Создателя и соответственно для каждого человека. Да, бывает в семьях случаются скорби, но если нам не смогут оказать помощь люди, то обязательно поможет Господь, если мы имеем веру и обратимся к Нему, то получим помощь. Многие боятся смерти любимых родных и близких, но с ними сможем встретиться и в будущей жизни, если наша земная жизнь будет прожита по христиански.

Неделя 16 по Пятидесятнице

В этой проповеди Святым Праведным Иоанном Кронштадтским напоминается народу притча Господа о талантах. Каждому рабу Господин дал определенное количество талантов и отправился в далекую страну, спустя некоторое время он возвращается и спрашивает с каждого кто, сколько талантов преумножил. Те, кто преумножили таланты, получили от Господина похвалу и награду, однако среди них нашелся тот, кто не стал этот талант преумножать, а заленился и зарыл. Последнего как нерадивого раба Господин приказал кинуть туда, где плач и скрежет зубов. В этой притче, рабы это люди, господин - Бог, а таланты это умения, способности, богатства, которые дарованы Творцом и должны быть употреблены на служение Господу. Те, кто использовали свои таланты на выполнение Заповедей Божиих, войдут в Царство Небесное, а те, кто пребывал в нерадении и лености, войдут в вечную погибель.

Новый год

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский обращается к каждому стать новым человеком и сбросить всё ветхое. Что такое ветхое? Это нечистота сердца, греховные и страстные наклонности падшего человека. Для того, чтобы отбросить всё старое надобно руководствоваться Евангелием в своей жизни, причащаться, исповедоваться, не совершать грехов, быть смиренным и совершенствоваться в добродетелях.

Покров Божией Матери

Проповедь, сказанная Святым Праведным Иоанном Кронштадтским, была произнесена в день Покрова Божией Матери. Проповедник напоминает пастве о той дивной и избавительной помощи Божией Матери, которую получили, находившиеся в осаде граждане Константинополя. Его жители были избавлены от осады сарацинов. Однако, Святой замечает, что отсутствие подобной помощи в Русско-Японской является следствием греховной жизни, отступлением от Заповедей Божиих и холодности в молитве.

Против нарушений постов

К сожалению, много сейчас тех, кто нарушают посты и ставят их в ничто. Нарушение поста является неповиновением Богу и Церкви. Соблюдение постов является обязательной добродетелью православного христианина и помогает ему в борьбе с грехами. Тот, кто нарушает пост, тому и в другом согрешить не составит преграды. Некоторые думают, что пост появился по человеческому разумению, но первая заповедь полученная Адамом от Бога была именно о соблюдении поста – не вкушать с древа познания добра и зла. И все знают, чем закончилось нарушение этого повеления. К посту прибегали не только древние праведники, апостолы и святые, но и Господь наш Иисус Христос. Если хотим иметь с небожителями часть небесных благ, то будем подражать им. Есть ситуации, когда пост облегчается тяжело болящим. Если говорить о поддержании здоровья нашего тела, предпочтительнее будет употреблять растительную пищу, нежели непостную.

Великий Четверг

Господь дал всем нам заповедь любить друг друга. Он показал нам пример любви. Он знал всю злобу и неверие людей по отношению к Нему наперёд, но не перестал их любить и в тот момент и после, а более хотел изменения их злой воли и неверия. Не выполняя Его Волю, мы подвергаемся угрызению совести, воспоминаниями о человеколюбивом Боге, Который умыл ноги своих учеников, испытал все козни человеческой злобы в Гефсиманском саду, унижения, тяжелейшие побои и крёстную смерть за нас.

Неделя о расслабленном

В одном из притворов, которые окружали с четырех сторон небольшой водоем, находившийся недалеко от Иерусалимского храма, лежало много болящих, ожидающих исцеления. Вода становилась чудотворной и исцеляла моментально человека от любой болезни, но только одного – первого, который погружался в неё сразу после схождения Ангела. И вот среди болящих находился тот, кто 38 лет ждал разрешения своего недуга. Неподалёку оказался Спаситель и спросил его о том, хочет ли он исцелится. Господь намеренно задал этот вопрос, так как знал какой поучительный ответ для всего человечества подаст болящий. Никакого возмущения, гнева и раздражительности, а только безропотное согласие вышло из уст болящего, тем самым показывая нам пример терпения болезней и скорбей. Однако давно лежавший страдающий не только дал положительный ответ на предложение о здравии Сына Божьего, но и дополнил, что нет поблизости человека, который мог отнести его в купель для исцеления. Это напоминание нашему обществу о том, что нельзя забывать страждущих и болящих. Чтобы нашему обществу быть цивилизованным необходимо не только оказывать нуждающимся одноразовую благотворительную помощь, но сделать её систематической. Увидев, что Иисус Христос исцелил больного, фарисеи под прикрытием формального требования соблюдения закона о субботе скрывали свою зависть и остались недовольны тем, что Бог совершил исцеление страждущего.

О борьбе с пьянством

Пьянство является сильным пороком, которое разрушает как жизнь отдельного человека, так и его близких и общества в целом. Пьянство является сильной страстью и освободиться своими силами от него нелегко. Однажды, Спаситель заповедал богачу отречься от богатства, но тот отошел от него со скорбью, так как многими земными благами обладал. Господь, обратившись к ученикам, сказал: «Как трудно богатому войти в царствие Божие. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие». Изумленные апостолы спросили: «Кто же может после этого спастись?». И вот в ответ на эти слова Иисус Христос и сказал: «У человек это невозможно, но не у Бога: вся бо возможна Богу». Итак, для того, чтобы бороться с греховной зависимостью необходимо: осознать в трудностях дела собственное бессилие, но не терять надежду на Божью помощь, Которая все может.

Неделя Православия

Православие, несмотря на гонения, на притеснение со стороны науки, еретических учений и расколов осталось непоколебимым. Проповедник отмечает важность роли России в просвещении иноверцев Словом Божиим.

Из творений святого Иоанна Кронштадского 1

Человек, когда у него всё хорошо, считает, что так и должно быть и забывает о Боге. Но когда на его долю выпадают тяжкие испытания, тогда он познаёт свою немощь, у него появляется страх. Святой Праведный Иоанн Кронштадский призывает не предаваться удовольствиям этого мира до забвения о Боге, но готовиться всей своей жизнью к переходу в загробную жизнь.

О даровании людям Плоти и Крови Христовой

Господь даровал нам великую возможность причаститься Его Таинств. Он не гнушается нашим тленным телом и предлагает нам стать единым телом с Ним. Для чего это? А для того, чтобы в нашем тлении поселить жизнь Божественную и сделать её бессмертную. После грехопадения человек потерял бессмертие и навлек на себя все ужасы: смерть, тление и страсти, которые отдаляют от Бога.

Из творений святого Иоанна Кронштадского 2

Те, кто в этой жизни получают только наслаждения и удовольствия, в будущей жизни пребудут в наказании, а те, кто в этой земной жизни терпят страдания и скорби, тем самым очищаются от грехов и в будущей жизни сподобятся небесных благ. В деле своего спасения – важно не исполнять греховные пожелания плоти, а подчинить плоть духу. Те, кто недовольны своим имуществом и положением – пускай не скорбят, ведь есть бедняки, кому приходится жить гораздо хуже. Кто хочет совершенствоваться в христианской добродетели милосердия, пускай помогают неимущим и больным чем могут: помочь решить проблемы, предоставить денежную помощь и так далее.

Человек подобен траве – жил, рос и разваливается. Осознавая эту правду, каждый христианин должен понимать насколько быстро проходит его временная жизнь. Бывает, что у человека появляется незначительная болезнь и вследствие неё он умирает, значит Господь увидел в этом спасительный исход для души или обрывает его греховное существование.

Каждый христианин или христианка, если хочет сделаться братом или сестрой Господа, да исполняют Волю Божию.

Все благое, что имеем в этой жизни, является не нашим, а Божиим.

У человека есть два состояния спокойное и стихийное. Важно знать, в чем причина не спокойствия. Особенно не любят душевное спокойствие тёмные духи, они всегда стараются вывести людей из мирного состояния.

Кающихся грешников, Господь наказывает, но тех, кто впадает в прежние грехи наказывает в увеличенной силой. Если в молитве не получаем просимое, значит желаем не спасительного или плохо молимся.

Господь врачует неверие и отчаяние сердца, путём попущения нам пережить смерть духовную без веры и надежды, но как мы обращаемся к Нему в слёзной молитве или причащаемся, то на душу сходит мир и спокойствие Христовы. Почему мы получаем просимое от Бога? Потому, что обращаемся к Нему, а когда мы молимся Ему, то становимся нравственнее. Бывает молитва идет без веры и желания, это можно исправить только путём преодоления себя.

Каждому православному христианину важно стяжать веру. Безверие нарушает в нас мир и делает причастие и молитву бесплодными.