Три слова о несении Креста (Свят. Феофан)
Три слова о несении Креста (Свят. Феофан)

Три слова о несении Креста (Свят. Феофан)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

«Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6 глава). Всегда крест воспринимался как теснота, скорбь, унижение. Но почему же апостолы говорили, что им только нужно хвалиться? Потому, что достигли такого благого состояния души, когда смогли увидеть в кресте радость, свободу, широту, спасение и великое богатство.

Святитель Феофан говорит нам, что крестов в жизни человека много, но их все можно разделить на три вида. Первый — внешний. Это скорби и беды. Второй - внутренний - борьба со страстями и похотями. Третий вид — крест преданности воли Божией.

Рассмотрим первый крест — болезни, беды, потери. У каждого они бывают. Ни богатый, ни знатный не избежит их. Крест этот необходим человеку, чтобы он помнил, что всего лишь странник на земле, что жизнь не вечна. Истинный дом человека рядом с Богом. И своею жизнью, своими делами и мыслями он должен показать, что достоин вернуться домой. Порой кажется нам, что наши страдания более сильные, чем у других. Но это не так. Нет человека без скорбей. Никто не живёт всю жизнь в веселье и радости. Сегодня плохо нам, завтра другим. У всех своё время. Кого Бог наказывает, о том больше всего заботится. Порой беды посылаются, чтобы вразумить нас, порой, чтобы отвратить от греха или отвести от ещё большей беды. Ничего не случается с нами просто так. Любая скорбь призывает нас к покаянию. И нужно помнить, что земные скорби по сравнению с вечными муками ничто.

Крест внутренний — встречается во время борьбы со страстями и похотями. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5 глава). Распять страсти значит подавить, искоренить их. Бороться со страстями тяжело и мучительно. Но оставить их в себе никак нельзя, ибо скоро приведёт это к погибели души. У всех людей есть страсти, причем все. Только проявляются у каждого в своей мере. Потакая страстям мы убиваем себя. Отказаться от них очень трудно. Но, поборов их, почувствуем освобождение, спокойствие, умиротворение. Это как болезнь - терзает нас, лечить ещё больнее - и лекарства, и операции, зато приводит это к исцелению. Нужно лишь набраться сил и терпения. Страсть ненасытна. Чем больше удовлетворяем её, тем сильнее она позовёт в следующий раз. И так делает из человека своего раба. Бывает, человек решится на борьбу с пристрастиями, но чуть оно кликнет, и он уже бежит исполнять эту похоть. Не хватает силы воли. Происходит это от саможаления. Думаем, что жалеем себя, на самом деле становится только хуже. Саможаление происходит от самолюбия. Нужно воодушевиться на борьбу и мужественно бороться с самоугождением. Представим себе, как хорошо будет, когда победим или хотя бы усыпим свои страсти. Покой и радость тогда согреют душу. Если нет сил начать борьбу, страшно — помолимся. Нужно понять, к каким печальным последствиям приводит жизнь по страстям. Почувствовать, что грех уничтожает нас. И возненавидев его, вступить в борьбу.

Третий вид креста — преданность воли Божией. Его встречают в своей жизни уже совершенные христиане. Очистившись от страстей, христианин приносит себя в жертву Богу. Чистую и непорочную. Жертва эта - преданность, беспрекословность исполнения воли Бога. Тогда человек начинает жить только в Боге и для Бога.

Андрей Критский говорит о кресте так: «Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют, и народы совершают празднество. Крест – надежда христиан, спаситель отчаянных, пристанище обуреваемых, врач немощных, изгонитель страстей, податель здравия, жизнь погибающим. Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для седящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию». Крест - сокровище для нас, слава Христова. Крест воздвигается и прославляется Христос, возвышается дух благочестия, уничижается дьявол и сокрушаются идолы. Обретение креста обличило безумие иудеев. Как же был он обретен? Когда Господь через три дня после распятия воскрес, иудеи мучимые гордостью и страхом, решили зарыть крест и гвозди в землю. Но не удалось им этого долго утаивать. Господь открыл нахождение креста через благочестивую царицу. Нашлось великое сокровище! С водвижением креста Христова дух благочестия среди нас, утихли бури, прогнаны демоны, прекратились кровавые жертвоприношения, смерть презирается, идолы уничтожены. Крест — источник для нас всех благословений.