Проповедь о Церкви и церковности
Проповедь о Церкви и церковности

Проповедь о Церкви и церковности

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Для чего христианину посещать Церковь?

Церковь это грань соединяющая небо с землею, здесь человек чувствует, что он образ Божий, что на земле он только гость и пришелец. Мы христиане призваны Господом в Царство Небесное, быть небесными гражданами, сонаследниками Христу. В Храме мы учимся как вести себя в разных жизненных обстоятельствах, получаем силы жить по Духу Христову, как любить Бога и ближнего, как и о чем молиться, находим примеры всех добродетелей христианских. Что мы получаем, когда находимся в миру? В изобилии суету, тлен, грех и порок! Взрослым следует брать детей в Церковь, где они будут узнавать о Боге, Богородице, Святых, молитве, где учиться добру и любви, а водить их в кинотеатры или театры, где они узнают о таких вещах, которые лучше было не знать вообще.

На каждой Божественной литургии совершается встреча с Господом и это событие самое важное в жизни каждого человека, но мирская суета, многочисленные соблазны и искушения отвлекают нас от встречи с Богом. Не станем же выбирать временные блага, а станем стяжателями благ вечных и радости нескончаемой. Когда-то человек находился в раю, но лукавый его обманул и изгнал из рая. И человек из родины жизни оказался в ссылке смерти. Однако, человеколюбивый Бог уготовал нам новый рай, этот рай есть Христова Православная Церковь, здесь человек снова оживает в общении с Богом. И здесь человеконенавистный темный дух пытается всеми ухищрениями удалить человека подальше от Храма, потому что знает, что чем меньше людей в Церкви, тем больше наполнены тюрьмы и духовные кладбища.


Отговорки идти в Церковь

«Могу помолиться где угодно, ведь Бог везде», конечно, Бог вездесущ, но если бы вездесущий Господь не появился бы в определенном месте, в Вифлееме во чреве Богородицы, на Голгофе, у гроба Воскресения, то спасения и избавления бы не было. Тело Богочеловека Христа находится в определенном месте, на Литургии, в определенном месте и времени, благодаря Кому в Храме мы причащаемся Тела и Крови Христовых и соединяемся с Господом. Бог везде, да везде, но и лучи солнца везде и если мы сидим в закрытом подвале, то и солнечные лучи нас не касаются. Везде есть солнце, но есть способ, который позволяет приблизить его к себе, собирая его лучи и теплоту и этот прибор называется солнечной батареей, так вот Божественная литургия это Божественная батарея, ходя часто в Церковь и живя её таинствами, мы собираем Богочеловеческие силы и энергию на все дни своей жизни. Везде имеется благодать, но передается она через проводник благодати и это есть Божественная литургия, которая совершается в православной Церкви.


Следующая отговорка это: «Иисус Христос не говорил, что нам нужно ходить в Церковь. Младенцем Христос был принесен во Храм в 40-ой день и если бы не нужно было посещать Храм, Он бы этого не допустил. В Церкви Господь очень ждет и детей. Очень важно с самых малых лет приучать ребенка ходить в Храм, так как если дети не переступают порог Церкви, то они переступят порог ночных заведений, тюрем и даже кладбища. Если бы Господь не хотел бы, чтобы существовал особый Храм Божий, то не находился бы там 3 дня, когда его искали Дева Мария и Иосиф. Спаситель находился 3 дня в Храме, а мы даже двух часов не можем найти! Если бы Господь не хотел, чтобы имелся особый дом Божий, то не взял бы бич, чтобы изгнать из Храма торговцев. Только в церковном собрании находится Христос, как Он Сам сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них» (Мф. 18:20). Сам Господь Своей жизнью показывает пример частого хождения в Церковь. Когда Он оказался обвиняемым перед архиереем Аной, то не только напомнил ему частое пребывание Свое во Храме Соломоновом, но и проповеди к народу, которые Он там произносил.


«Какая польза от того, что я пойду в Церковь? Только потраченное время…». Сравним же время, проведенное в Храме Божьем и в мире. Ни за какие деньги не купишь себе даже минуту продолжения жизни, ибо смерть неподкупна. А с помощью Христа приобретаешь не только дополнительную минуту, но и приобретаешь вечность. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:26).


«Много работы и дел у меня, а воскресение единственный день, когда могу отдохнуть». Это ложь, человек может уделить пару часов на посещение Храма, сколько часов тратится на сон, развлечение, еду и это скромное время для спасения души каждый может найти. Все рестораны, кофейни, стадионы, диваны перед телевизорами и компьютерами заполнены людьми, а Храмы пустые, время на праздность есть, а на Христа нет. И даже если бы у нас действительно не было времени, то мы все равно бы его нашли. Неужели бы кто либо из нас выиграв лотерейный билет, не нашел бы времени, чтобы пойти и получить приз, конечно бы нашел. Зов Божий для нас является тем самым «билетом» и выигрыш мы получаем на церковной службе.


Следующая отговорка такая: «Богу невещественен, не нуждается он в вещественных приношениях, в службах, в красивых Храмах и во всем прочем». Такие возражения напоминают слова Иуды, когда Мария принесла миро (греч. – благовонное масло) Христу, высказал недовольство насчет этого и сказал, что лучше бы его продать и вырученные деньги отдать нищим. Заботился ли Иуда тогда о нищих? Нет, бездомные для него были лишь прикрытием, истинная причина была заключена в том, что он был сребролюбивым. Все те, кто говорят, что в Церкви все должно быть просто, должны сами иметь в домах своих простоту, бедность, скудность и если свои дома они содержат в чистоте и окрашенности, то не должны ли христиане дома Божии поддерживать в благолепии!? В Церкви всегда любовь имеет сильное значение, поэтому, когда люди имеют острую нужду, то Церковь помогает, чем может, в том числе продажей своих украшений, чтобы на вырученные деньги оказать содействие. Итак, чтобы освятить людей Господь употребляет и материальные вещи, невещественный Бог воспринял вещественное тело, стал человеком с телом и душою, чтобы удовлетворить целого душе телесного человека. Представим себе, что нас приглашает губернатор или президент страны к себе в гости, не поторопимся ли мы прийти заранее и в самой лучшей одежде? Конечно, а тут нас приглашает Сам Царь царствующих Господь Бог. Многие, если и приходят, то, к сожалению, опаздывают.


Ещё один повод не ходить в Церковь для некоторых: «В Церкви меня ничего не привлекает, зачем мне туда ходить». Как может привлекать что-либо, если об этом ничего и не знаешь. Это как если бы человек не знал бы ничего про красивые места на природе и, отдыхая в темном и закрытом подвале, считал бы светонепроницаемый подвал идеальным местом для своего успокоения. Многие не знают, что Храм есть сосредоточение благодати Божьей. И возможно некоторых не привлекает Церковь, потому что там нет развлечений, но туда мы ходит не чтобы развлекаться, а получить пользу. Как болящий, который по причине болезни не хочет есть, но понимая, что это необходимо, все таки вкушает пищу, так и для христианина, у которого возможно даже нет и желания идти в Церковь, все равно туда направляется, дабы получить пищу духовную, которая нам крайне необходима.


Один из ещё распространённых поводов не ходить в дом Божий: «Знаем мы этих людей, которые ходят в Церковь, жизнь их полна грехов, а они строят из себя благочестивых». Вспомним фарисея, который молился в Храме и Христа, который не осудил его за присутствие там, но только за его нецерковное и гордое поведение. Да, есть недостойные христиане и недостойные клирики, которые подают соблазн многим, но разве из-за них мы не станем ходить в Церковь? Мы приходим к Богу. Нельзя судить по одежде человека, даже если перед тобой старец в священническом облачении. Если человек носит скромного вида одежду, вовсе не значит, что он настоящий христианин, как и наоборот. Кто другой как не Иуда имел внешний образ благочестия, внешне ученик Христов, внутри убийца Христов, снаружи сотрапезник Христов, внутри предатель Христов. По сколько Иуда предал звание апостола, что и другие ученики должны были отвергнуть звание и оставить Христа!? Очень сильно портят мнение о Православной Церкви люди, которые внешне выглядят благочестиво, а внутри предатели Церкви, которые сеют смущение и соблазн, а окружающие люди и в особенности неверующие, по незнанию, поступки этих предателей приписывают всей Церкви Христовой. Многие требуют от посещающих Церковь ангельского образа жизни, но забывают эти требующие, что не ангелы это, а люди со своими немощами. Почему же они, которые спешат следить за жизнью церковных людей, не думают и обратное, насколько бы они хуже были, если бы совсем не ходили в Церковь. И если даже те, которые регулярно посещают дом Божий едва лишь сдерживают себя от дурных дел, насколько же неудержимее те, которые никогда не бывают в Церкви. С нашей стороны главное показывать собственным примером любовь к Церкви и другие, глядя на нас пожелают жить по церковному.


Следующая отговорка: «Как умер родственник, не хожу в Церковь, потому что траур у меня, а Храм дело общественное». Траурное состояние? А что скажут люди? Не важнее ли что скажет насчет этого Господь, а не мир!? Святое Православие это место воскресения. Божественная литургия это триумф жизни и воскресения. Идя на службу, самому умершему предоставляется помощь, за которого молимся. Усопшие очень ждут молитв за них. Перед литургией, подав заказную записку с именем отошедшего в загробный мир человека, ему предоставляется духовная поддержка, потому что за него возносятся молитвы священником в самом алтаре.


«Я лучше посмотрю литургию по телевизору или послушаю по радио». Это хорошо для тех, кто действительно не может прийти, люди преклонных лет, немощные или тяжело больные. Для остальных этот способ будет только в осуждение, ведь Бог спас нас не телеоптически, а Сам сошел и сотворил спасение. Как можно получить от телевизора Божественное причащение, исповедь благодать и вообще спасение? Никак!


Есть люди, которые не хотят сами пойти молиться идти в Храм, поэтому просят других. Для спасения нужно личное присутствие, ведь если будет необходимо переливание крови, не попросим же мы другого человека пойти сделать это за нас!?


«Хотел бы я жить церковной жизнью, но ничего не понимаю». Нужно иметь к этому интерес и желание, ведь те люди, которые эту отговорку произносят, как правило овладевают всеми технологическими новшествами, которые появляются, потому что у них есть к этому интерес. Также для того, чтобы понимать литургию нужно об этом молиться Богу и проявлять интерес. Само присутствие на литургии многое изменяет в нас в лучшую сторону, подобно тому как лекарство, состав которого мы не знаем во всех тонкостях, но он помогает в нашем выздоровлении.


Как подобает выглядеть христианам и как правильно вести себя в Храме

Одежда каждого христианина и христианки, как в церкви, так и в жизни должны быть скромной. Все тело должно быть покрыто полностью, особенно когда это касается посещения храма. На теле не должно быть украшений. Внутри себя иметь целомудрие, скромность, застенчивость и любовь. Во время службы разговоры не вести, бесцельно по храму не ходить, ко всем относиться с любовью и без лицеприятия, все свое внимание концентрировать на молитве и не отвлекаться на всё постороннее без крайней необходимости. Церковь это дом Божий и относится к пребыванию там богобоязненно.