Учение св.И.Златоуста против страха смерти
Учение св.И.Златоуста против страха смерти

Учение св.И.Златоуста против страха смерти

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Сколько ужасного в слове «смерть» слышится для каждого грешника! Да и большинство христиан смотрит на смерть как на неизбежное зло. А это свидетельствует о нашей слабой вере в Воскресение Христово и Промысел Божий. Апостол Павел воздыхал по многому желанию будущего, узнав, чего лишается при жизни.

Если ты христианин – верь Христу, покажи веру в делах. Как же покажешь веру, если будешь презирать смерть? Неверующие справедливо боятся, а какое же оправдание даст христианин за свой страх?

Умереть худо, это значить умереть не насильственной смертью, как умирали многие христианские мученики, а умереть во грехах. Первый умерший незаслуженной смертью был Авель, но за эту смерть получил венец. А Каин уже при жизни нес проклятие.

Смерть грешников люта – они получат вечное осуждение. И какая разница, как именно они окончат жизнь? Мы же, христиане, должны бояться умереть не насильственно, но неправедно.

Мы боимся смерти потому, что нас не воспламенила любовь к Царствию Небесному и не объял страх к геенне огненной, иначе мы, как апостол Павел, презрели бы всё настоящее.

Нужно бояться греха, а не смерти. Грех, словно огонь, пожирает совесть.

Смерть же подобна снятию одежды, она похожа на временное путешествие. Плачь не об умершем, а о живущем во грехах.

Мы боимся смерти потому, что не живём, как должно, не имеем чистой совести. А кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. Враждующий против праведника сражается с тенью.

Перестать плакать о смерти, а плачь о грехах. Печаль и дана нам для этого, а не для того, чтобы оплакивать потерю имущества.

Смерть должно всегда иметь пред глазами. Христианин, который боится опасности, никогда не сделает ничего великого и славного. Смелый же и великодушный – непобедим.

Мы полюбили эту беспечную жизнь, потому и боимся смерти, а если бы в поте лица умерщвляли тело своё, то тогда бы мы тотчас возжелали будущих благ.

Мы воскреснем для жизни лучшей.

Что было бы, если бы не было тления? Если не было бы тления, то многими бы овладела гордость – возомнили бы себя богами, как даже сейчас со многими это происходит, и не верили бы, что тело взято из земли.

Чрезмерно любили бы тела, не были бы привязаны к будущему, не признавали бы Бога творцом мира, не были бы уверены в достоинстве души.

Смерть прекращает пороки грешника. А праведник все добрые дела складывает в свою сокровищницу, куда вор не приближается и где моль не съедает. Смерть смиряет, она непрестанно напоминает нам о тленности мира.

До чего дошло бы любостяжание, если бы не было смерти? Если и сейчас многие, будучи тленными, находятся во власти этого страшной страсти.

Не смерть зло, а худая смерть зло. Кто имеет чистую совесть, тот спешит к венцу. Несчастны не те, кто умирает в чужой стране, а те, кто умирают во грехах. А хорошо тем, кто умирает с добродетелями, а не дома на постелях.

Против же скорби нужно выставлять ту мысль, что всё, что рождено на свет, должно и умереть – это неизменный приговор, который был озвучен праотцу нашему Адаму. Так какая же должна быть печаль, если остаётся долг, от которого не откупиться?

Господь, который дал тебе удовольствие знать умершего человека, может дать тебе и другое, лучшее. А чрезмерная печаль доводит либо до сомнения, либо до богохульства. Древние имели печаль, т.к. жили прежде пришествия Спасителя, а после смерть стала не страшна для верующих. Соблюдающий заповеди Христа если и умрёт, будет жив. Ибо яко Христос воскрес, так и мы воскреснем, и в этом наше упование. 

Плакать можно, но плакать умерено. Ибо и Христос плакал. Плакать можно, ибо это природа человека, но плакать надо тихо, со страхом Божьим. Плакать о тяжести разлуки, но без ропота. Возблагодари взявшего, а умершего погреби в светлую одежду – тогда будет польза и ему, и тебе. Плачь об умершем, как об ушедшем в чужую сторону. А если он был грешником, то твори за него милостыню и приношения, чтобы облегчить его участь, и радуйся, что у него отнята возможность грешить ещё более.  

Честь для умершего не плач и рыдания, а священные песни и псалмопения, да добрая жизнь. Хочешь почтить умершего – почти его милостынями, благотворениями, литургиями. Бог часто помогает людям по молитвам других. 

Мужественно перенося скорби готовим себе ступень к подвигам важнейшим. Даже окрашивая свою одежду в чёрный цвет мы показываем себя неверующими и жалкими. Всё это должно быть чуждо нам.

 Язычник должен плакать, ибо сразу после смерти прямо идёт на казнь, как и иудей, и наши оглашенные. Но кто освящен благодатию Божию, запечатлен верою, честен по поведению и неизменен в невинности, тому надобно завидовать, а не плакать о нём.

Верующий – отринь вздохи, и прими на себя спасительную «печаль по Бозе» – раскаяние в соделанных поступках и воздыхай при раскаивании во грехах. Не страшись разрушающего тело, которое будет восстановлено в лучшем виде. Ибо добрый воскреснет для жизни, а злой для казни.

Перестанем же скорбеть о смерти, а будем думать о грехах, чтобы не пренебрегать своим спасением, пока имеем время загладить грехи. И будем воздыхать: «Да будет воля твоя!», и: «Бог дал – Бог взял – да будет имя его благословенно во веки!». Никто не должен плакать и скорбеть, ибо Христос победил смерть! 

Очень часто Бог отнимает сыновей от матерей, как защитников, чтобы люди возлагали надежды не на них, а на Бога. Посему Бога надо любить превыше всего. Иногда Бог отнимает мужей и сыновей потому, чтобы не было у нас привязанности к людям и земному, а всё упование было на Бога, который обещал нам Царствие Небесное, который будет и сирот кормить. Так что причина плача не во вдовстве, а в неверии. За всё нужно благодарить Бога. Смерть не есть зло, а зло после смерти мучиться, добро же – быть со Христом.

Мы должны скорбеть не о всех умирающих, равно как и радоваться не о всех живущих. Скорбеть надо о грешниках, и радоваться о праведниках, живых ли, или мёртвых. Оплакивать же надо умерших во грехах, ибо в аде уже нет покаяния. Плач горько когда никто не видит.

Ты же, слыша, что Христос воскрес нагим, перестань безумно тратиться на погребения. И погребающим убыток, и погребаемому никакой пользы, а то и вовсе вред от расхитителей гробниц. Роскошь погребения происходит не от сострадания, а от тщеславия. Погреби умершего в одеяния милостыни, они делают умерших славными и знаменитыми. А нынешние же одежды –пища моли. Если и живым нужно только покров для тела, а умершему и того меньше – только погребальные пелены. Будем же погребать умерших так, чтобы польза была и им, и нам. Ничто не оставляет о нас вечной памяти, кроме одной добродетели.

Так станем же одевать душу в одежду добродетели ещё при жизни, чтобы по смерти получить венец о Господа нашего Иисуса Христа, которому с Отцом вместе со Святым Духом, слава, держава и честь ныне и присно и во веки веков!

Аминь.