Проповедь об Успении Божией Матери (Сборник 2)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Вследствие преслушания Богу, человечество приняло смерть, но Господь, не желая людям погибели, принимает смерть на Себя дабы через одну смерть приняли спасение многие, тем самым спасаясь от рабства вечной смерти. Каждому от Творца дается шанс получить Вечную Жизнь путем исполнения Его Заповедей. И если человеку и предстоит смерть физическая, то она больше является неким переходом в другую жизнь, а смертью в действительности лучше будет назвать то, если нам не будет дозволено возвратиться к жизни. Рассмотрим же далее успение Божьей Матери. Смерть Божьей Матери действительно можно назвать лёгким сном, коим уснул первый человек при изъятии ребра для восполнения рода человеческого. Таким же образом и Она естественно уснувшая вкусила смерть лишь для того, чтобы исполнить закон природы и сделать известным тот способ, которым она изменилась из тления в нетление. Её успение невозможно уразуметь мирским способом познания, а только духовным. Для тех кто рассматривает Божественные действия как открытый образ, пускай осмотрят в скале иссеченную гробницу, которая до сих пор невредима. Вернейшими свидетелями, что Богородица лежала там Своим Пречистым телом, служат те впадины, которые в скале представляют отображение свойственное священным членам. Само Великим Чудом является то, что через Богородицу и Её девственное и Пречистое тело воплотился Господь наш Иисус Христос, который сошел для спасения рода человеческого.
Во время успения Божьей Матери незримо явились боговидные души усопших и предваряли Её восхождение, сопровождая с торжественным шествием и пением, которое и на ум человеку прийти не может, потому что научены были Духом Святым. О Пресвятой Богородице воспел пророк Давид в своих псалмах. Пречистая является выше всякого творения Божьего, кроме Самого Бога. После Своего Успения, Она не оставляет нас, но ходатайствует за нас перед Богом. Восхвалим же Её за такое Великое к нам Благодеяние и будем с усердием воссылать к Ней молитвы и песнопения, служа Богу чисто и праведно.
Пречистая превосходит и небесные чины и является высшей всех земных тварей, украсила небеса и землю прославила. После создания человеческого рода, ангелам было заповедано хранить его и соблюдать в непоколебимой вере, но так как много людей стали поклоняться идолам и оскверняли воздух принесением жертв, ангелы удалились от общения с ними и Бог отнял Духа Своего. Когда же Пресвятая Дева Мария родила Слово Бога, то тотчас ангелы провозгласили, что на землю пришел мир. Рассмотрим, что значит выражение: «Из чрева прежде денницы», писание показывает, что Свет от Света, Единородный родился от Отца прежде всякой твари видимой и невидимой, а чревом названо чрево, дабы показать и плотское пришествие Единородного от тебя. А слова «прежде денницы» означают ночь до рассвета, так как день называется денницею. Это потому что Богородица родила Свет для сидящих во тьме. Когда пришло время деторождения Девы Марии, то ангелы воскликнули: «Слава в вышних», вот как велика слава Пресвятой на небесах. Через Неё теперь просвещен и человеческий род, через непорочную плоть Божьей Матери человек сделался небожителем. Даже отойдя в горний мир, После Своего Успения, Богородица не оставляет нас, приближается к призывающим Её и оказывает помощь достойным, оставаясь при этом Невидимой для человеческих глаз. Тело Пречистой свободно от тления, разрушения в прах, потому что как могло Её тело поддаться праху, когда Она освободила человеческий род смерти и тления, через Рожденного Спасителя. Телесно Божья Матерь стала домом упокоения для Господа и Он взаимно стал мест упокоением для Неё, и чтобы Она не попросила у Сына Своего, тот все исполняет.
Кто так защищает грешников? Кто так щадит неисправившихся? Она испрашивает благодать величайшим грешникам и не может Она быть неуслышанной, так как Сын Божий любит Матерь Свою. Поэтому все скорбящие прибегающие к ней за помощью, получает её. Нет места, где не прославляли Пречистую, нет племени из-за которого не произросли бы через Неё плоды Богу. Во время всеобщего суда, восплачут не хотевшие веровать, что Она Матерь Божья и тогда узнают они, какого Сокровища лишились. Никто достаточно не превознесет речью высоту похвал Её, потому что Она Богородица и поэтому Богопреемное тело Царицы Небесной не было одержимо тлением смерти и по преставлению Своему от земли к Небу гроб оказался не содержащим тело.
Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то чрез известнаго Ей ангела предвозвещает Ей близость успения, чтобы внезапная смерть не причинила смущения. Господь передает через Своего ангела, что как прежде Она радовала земных Своей Богоугодной жизнью, так теперь пусть обрадует и небесных. Господь призвал Матерь Свою не смущаться, оставляя тленный мир с его похотьми и что Её не коснется тление, поелику не оставит сущих в мире без Своей помощи. Спаситель сказал, что возводится Она к более живой жизни, к безстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности и к безсмертному наслаждению. Сын Божий пообещал, что придет к Ней в скором времени и заберёт Её к Себе. Услышав это благовестие, Богородица возрадовалась радостью великою, совершенно презрев временную жизнь человеческую. Она созывает любимых Ею родственниц и соседей, усердно приготовляет потребное для погребения, объявляет о преставлении, рассказывает возвещенное ангелом, показывает и данный Ей залог: то была пальмовая ветвь, символ победы над смертию и образ неувядающей жизни. Созванные и собравшиеся к Пресвятой Богородице плакали, умоляя Ее не оставлять их сиротами. Раздался сильный гром, ворвался вихрь с облаком, из которого, ученики Христовы, единодушно собравшись, явились Деве и получили от Нея весть об отшествии. Позже явился апостол Павел и, узнав, к чему он прибыл, со слезным рыданием, величественно восхвалил Богородицу. После же того, как Павел произнес многия хвалы Богородице, Дева изрекает всем последнее «прости», возлегает на постланном Ею одре и испускает, как во сне, дух. Петр творит молитву, остальные апостолы поднимают одр на плечи, с гимнами и светильниками, честно и благоговейно износя тело Девы в гробницу. На погребение Матери Живота собралось безчисленное множество народа. Изумлялись внезапному отшествию Ея, дивились и стечению апостолов на воздухе из разных мест. Некий суетный еврей потрясает носильный одр, дерзнув напасть на непорочное тело, но ему внезапно отсекаются руки, и он делается примером и ужасом для всегда безстыдствующих против Христа иудеев. По общему решению апостолов, Петр и Павел, взявши свесившуюся с одра плащаницу, положили останки во гробе. Из их рук в виду всех было восхищено тело Девы и восхитивший его был невидим никому: поелику это был Бог невидимый. Ученики узнали явление Христа с ангелами к Матери и, отсюда убедившись, что Она преставлена к Нему, воздали славу Богу. Затем они обратились к народу, чтобы никто не скрывал это чудо, а явились свидетелями явленного.
Ни человеческий язык, ни ум премирных ангелов не способны по достоинству восхвалить Ту, через Которую нам дано ясно узреть славу Божию (2 Кор. 3:18). Будем ли мы молчать из-за того, что не можем принести достойную хвалу? Со священным благоговением, трепетной рукой и пламенеющей душой принесем невзыскательный плод как долг благодарности Царице Матери. Слово Отца неописанно в Нее вселился и возвел ничтожество нашего естества на беспредельную высоту. Восприняв начатки нашего естества из пречистых кровей Святой Девы, Господь стал совершенным человеком, не переставая быть совершенным Богом и единосущным Отцу Своему, воспринявшим нашу немощь. Он же самый Бог и человек, вместе совершенный Бог и совершенный человек, одна сложная Ипостась из двух совершенных природ — Божества и человечества и в двух совершенных природах — Божестве и человечестве. Господь, по благоутробному милосердию Своему воспринял всего Адама, свободного до падения от греха: тело его, душу, ум и их естественные свойства, — чтобы всему человечеству даровать спасение, ибо подлинно «не воспринятое не может быть исцелено». Разрешил вражду и привел отступников к Твоему Отцу: заблудшее обратил, помраченное просветил, сокрушенное обновил, тленное изменил в нетление; тварь освободил от заблуждения многобожия, людей сделал чадами Божиими (1 Ин. 3:2).
Родителями Богородицы были Иоаким и Анна. Иоаким вел добродетельную и праведную жизнь. Анна же, была со своим мужем не только единой во браке, но и единой в нраве. Будучи украшенной всеми добродетелями, она по некоей тайной причине имела недуг бесплодия. Но благой Бог, призрев на творение рук Своих, смилостившись над ним и возжелав его спасти, упраздняет бесплодие благодати, то есть богомудрой Анны, которая производит на свет дочь, какой не было прежде и какой не будет после. Затем Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни лучший и чистейший прочих. Когда же Она достигла возраста расцвета и по закону ей было запрещено находиться в святилище, священники вручают ее обручнику или, иначе говоря, стражу девства Иосифу. Как говорит божественный апостол, послан был Ангел Гавриил от Бога и возвестил Её о том, что Она без семени зачнет и родит Спасителя. Подобно лестнице Иакова, Богородица сочетала разделенное, став посредницей и лестницей для нисхождения к нам Бога, Который воспринял наш немощный состав, сочетал и соединил с Самим Собой и сделал человека умом, способным видеть Бога. Благодаря этому и ангелы спустились, чтобы послужить Ему как Богу и Владыке, и люди, восприняв ангельское житие, восхищаются на небо. Во время успения Своего Её окружали ангелы, души праведных, патриархов и пророков, апостолы и бесчисленное множество богоносных отцов, боговдохновенно возглашавшие священные гимны Пречистой, источнику живоначального Тела Господня. О, как источник жизни приводится к жизни через посредство смерти?! Как Та, которая в рождестве поднялась выше пределов естества, попадает ныне под его законы, и смерти подчиняется непорочное тело! Ибо надлежит ему отложить саму смертность и облечься в нетление (1 Кор. 15:53), ведь и Сам Господин Ее не отвратился испытания смертного; Он умирает по плоти, — и смертию разрушает смерть, тлением дарует нетление. Восхождению Богородицы вострепетали нечистые воздушные духи. Её встречали ангельские Силы со священными гимнами и с блистающими лампадами светлого торжества. Смерть, прежде отвратительная и ненавистная, ныне прославляется и ублажается. Прежде приносившая скорбь и печаль, слезы и подавленность, ныне оказалась причиной радости и полного торжества. У всех рабов Божиих, смерть которых ублажается, именно с кончиной наступает несомненная уверенность, что они угодили Богу; поэтому собственно их смерть и ублажается.
Возрадуемся и возвеличим Божию Матерь, не стесняясь нашего недостоинства. Отшедши телом, Она с нами – духом. После Своего возведения на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. С древних времен, смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Богородицы, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поелику она принесла благословенный плод – Марию. Слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Когда наступил час исхода Её, явились, всякий из своего места, двенадцать апостолов, как облака на крылах Духа несомые к облаку света. Возрадовалась Пречистая и изъявила им, что ничто Ей больше не угрожает и переселяется Она к безопасным жилищам, к покою чуждому тревог и скорби, где лукавый не простирает сетей своей злобы, где будет наслаждаться сладостями Господними. Но что отвечали Деве блаженные апостолы своими или пророческими словами? Они говорили: «радуйся, лествица, простирающаяся от земли до неба, по которой Господь сошел к нам и взошел на небо, как видел патриарх Иаков (Быт. 28:12). После многих похвальных слов в честь Девы Марии предстал Сам Господь со всем воинством небесным. И незримо совершали служение безплотные, а телесно – апостолы, явившиеся песнопевцами божественнаго величия.
Увидев Господь, что человеческий род прелестью лукавого впал в смерть, грех и тлю, по милосердию Своему, сходит с небес и воплощается через Деву Марию, от того Она и называется Богородицею, Успение Которой мы почитаем. У некоторых может возникнуть вопрос: «Почему же родив Живодавца, Божьей Матери надлежало умереть?». Поскольку Адаму после преступления было сказано Богом: «Яко земля еси и в землю отыдеши», то и Господь придя на землю исполняет этот закон, принимает плоть и ради нас вкусил смерть плотью, а не Божеством, потому что Божество всегда было бесстрастно и бессмертно. И как бессмертный воскрес и воскресил собою Адама первозданного и прочих праведников умерших после него. Поэтому Приснодева Мария Матерь Божия плотью смерть вкусила. Возблагодарим посильно Богородицу, благодаря, Которой мы избавились от идольской лести, обрели возвращение в вечную жизнь, нарицаемся Сынами Божиими, враг наш осужден на огонь вечный со своими слугами. Богородицею побеждаются ереси, отгоняются наши болезни и страсти, отверст рай. Пречистую славят все бесплотные лики, Патриархи, пророки, апостолы, мученики и земные.
Богородица явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и твари. Боголепное тело Ее украшено многоразличными добродетелями. Все от века лучшим отдельным лицам помогало становиться лучшими, и что имеют только облагодатствованные Богом каждый в отдельности ангелы и человеки, - все то совмещает Она в Себе. После Своего Успения Она не оставляет людей и щедро раздает блага и никогда не прекращает для нас этого полезного подаяния и щедрой помощи. Какое слово может описать красоту Богоматери Девы? Ведь невозможно все изложить рассуждениями и словами: поскольку все оно превосходит ум и слово. Однако же воспевать необходимо, если Она человеколюбиво дозволяет. Серафимы - вокруг Бога, а близ Его Самого - Единая только Царица, Которая восхваляется и прославляется от Самого Бога. Вся тварь прославляет Матерь Деву, и не в течение определенного времени, но во век и во век века. Отсюда можно уразуметь, что и Она не перестанет в продолжение всего века благотворить всей тварии и не только о нашей твари, но и о самих бестелесных и сверхъестественных чиноначалиях. Через Приснодеву Марию Пришедший к нам "на земли явися и с человеки поживе" (Вар. 3, 38), Он является всяким источником божественного просвещенияи полным воплощением духовных дарований, будучи, однако, для всех невместимым, кроме Нее. Как известно, чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее несравненно влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался. Она - предмет предречений пророческих, начальница апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она - земнородных слава, Небесных радование и всей твари похвала. Она - начало, источник и корень неизреченных благ, Она - глава и совершение всякой святыни.
Учит Мудрая Дева не словами, но Своим примером. Каков он? Посмотрим, в каких местах Она проводила жизнь? В храме, в алтаре, на столь святом месте, которое называется Святая Святых, куда только святые люди входили. Необходимо понять всем нам, что для преуспеяния в добрых делах много поможет святое место и сообщество с набожными людьми. Какую же пользу принесет сообщество с набожными людьми? Оно направит человека на путь добродетели. Лот – пример этого. Нужно удивляться его добродетели, ибо он, живя в Содоме среди беззаконннейших людей, не утерял своей добродетели, своей богобоязненности. Откуда в нем образовалась столь мощная набожность, что ей нисколько не повредили страшные беззакония? Из примера видно, откуда это, ибо он воспитался при праведном человеке – Аврааме – и благодаря ему усовершенствовал себя в добродетели. Такое толкование принадлежит святому Златоусту, говорящему так: «Праведного Лота возвело на высоту столь великой добродетели дружество, которое он имел с патриархом Авраамом, и оно в нем было столь действенно, что и в Содоме он по его стопам следовал». Все беззаконные мерзости того города не совратили добродетелей Лота, ибо он с ранних лет ею проникся благодаря праведному Аврааму. Таково сообщество с набожными! И праведного Лота Богородица тоже превзошла Своей святыней. Тот в одном бесчестном городе, а Пречистая Дева во всем мире, во зле лежащем, не повредила Своей непорочной жизни. Жизнь каждого из нас в этом мире есть как бы река: «Как вода изливалась», – говорит Давид, река же сладкая – святой крест положенный. Когда мы впадаем в море мирских страстей, то теряем свою сладость.
Говорят, что лев над всеми зверями царь, и сильные медведи, и лютые леопарды трепещут пред его силой. Но сидящий на престоле Агнец не только над зверями, но и над всеми созданиями, которые на небе, и на земле, и под землей, царствует. Откуда же у Агнца такая сила, откуда всемогущая власть? Святой Иринея об этом же вопросе сказал так: «Никто другой не мог разогнуть книгу Отчую и видеть ее, кроме Агнца закланного, потому что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2:22)». Агнца на столь высокое царское достоинство возвысило то, что «Он не сделал никакого греха». Само Его незлобие делает Его Царем, и всякое создание на небе или на земле с нижайшим поклоном расстилается у ног Его, ибо «Он не сделал никакого греха».
Многими примерами было выяснено, что херувимской службой Бог окружается всюду, и кто хочет хорошо Ему послужить, тот должен служить как Херувим. Каким же образом служить Богу по-херувимски? Херувим, по словам Августина, с еврейского языка переводится как «множество разума», следовательно тот, кто хочет служить Богу по-херувимски, должен служить Ему разумно, мудро, а не глупо. Служит ли кто, трудится, и трудится даже усиленно, но делает все не для Бога, но скорее ради суетной похвалы от людей. Но херувимское служение совершается собственно только для Бога. Это особое служение Богу более всего приятно. Такое служение возводит раба в сыновний чин. Но обратимся к истинной Рабе Господней, Которая не только по-херувимски, но и выше сего послужила Ему особым Своим служением по множеству разума, любя Его «всей душой, всем сердцем и всем помышлением» (Мф. 22:37). На Голгофе под Крестом, и Она породила колос высокого достоинства. Источник-Христос излиянием Своей Крови приносил Богу Отцу за нас жертву, Источник-Мария при излиянии Своих слез тут же стояла с духовной жертвой: «Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50:19).И Бог Отец, взирая свыше на жертву Сына Своего, также смотрел и на жертву Дочери Своей, и обоими теми Жертвами Он был умоляем и умилостивляем, дабы милостив был к нам, грешным.
Святой Григорий Неокесарийский назвал Пресвятую Деву источником света. Источник света Мария стала под Крестом, чтобы подобно светоприимной свече просвещать свет вместо зашедшего солнца, светила мира. Чтобы не погиб свет, когда умер Бог, Она Своим сиянием его поддерживала. По Вознесении Господнем, немало было у апостолов печали и скорбей. Сбылись слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь, вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» (Ин. 16:20, 33). Среди всех этих скорбей и печалей для святых апостолов было одно утешение и отрада – присутствие в теле Пречистой и Преблагословенной Девы, на Которую, по свидетельству многих, кто бы из сильно скорбящих ни взглянул, тотчас тот исполняется духовного веселия. О, как много помогало святым апостолам Ее присутствие телесное! О, как была счастлива первенствующая Церковь, что имела в скорбях такую отраду, помощь в трудах, утешение в печалях. Она была среди собрания апостолов, как некая корона, как единый венец почести для их подвигов и страданий!
Посмотрите на гроб в Гефсимании, вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни. Богородица, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари. Царица земных, ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных: кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просят милости от источника милости, и просящий получает, ищущий находит. Наш ум, христиане, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю блаженная Дева, солнце и луна – темные вещи по сравнению с этой неизреченной красотой. Её хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней за этим в молитве и ради этого готов был даже потерять один глаз. ночью во сне явилась ему всесветлая, во всем том блеске славы, которым Она сияет на небе. Юноша проснулся и, действительно, потерял глаз, но от радости, он совсем не пожалел, что потерял глаз. Даже более, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого оставшегося в целости глаза. Он опять удостоился зреть Ее. Всемилостивая Матерь Божия, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но возвратила ему и утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и, пораженный сугубой радостью, воздал Богоматери тысячи благодарений.
Рассмотрим силу и действие веры, что такое вера и какие у неё плоды, а также чем она приобретается и умножается. Человек в духовном смысле подобен дереву. Все дерево зависит от корня, каков корень таково и дерево. Что в дереве корень, то и в человеке вера, какова в внутри вера, таков и человек. Чем больше углубляется и распространяется корень, тем выше растет дерево, тем шире распространяются ветви его, тем больше оно приносит плодов, так и в человеке, чем больше углубляется и крепнет в нем вера, тем больше сам он духовно растет, тем больше приносит духовных плодов. Такого человека описывает псалмопевец Давид: «И будет яко древо насажденное при исходищах вод. Еже плод свой даст во время свое. И лист его не отпадет, и вся, ялика аще творит» (Пс. 1:3). Когда вера в человеке начинает оскудевать, то и сам человек начинает оскудевать в плодах духовных. Вера без дел мертва, а без веры мертва и душа человека, который передвигается по земле этой уже словно мертвец. Человек земной испытывает страх перед начальствами, но как часто бывает, не трепещет перед Богом, Который вездесущ. Происходит это по скудости нашей любви к Богу, ведь, тех кого мы любим, стараемся исполнять все их просьбы и повеления. Часто, мы боимся скорбей и страстей и из-за этого оскудевают дела нашей веры. Если мы посмотрим на купцов, которым необходимо предпринять дальние путешествия для своего обогащения, они не испытывают страх перед разбойниками, климатическими изменениями или отчуждения с семьей, но с мужественным сердцем они следуют своей цели. Или Моисей, который выбрал остаться со своим народом, нежели остаться в угодьях египетского фараона и наслаждаться богатству. Вера была причиной, что Моисей изволил с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Он был укреплен крепкою верою в то, что деланию таких трудов и страданий следует вечное и великое воздаяние от Бога. А если прочитать жития Святых, то можно удивится, как там сильна вера Праведников, которую не умалила ни одна скорбь и не смогла разлучить их от любви Божьей.
В делании добрых дел важна вера, добрые дела без веры не угодны Богу. Одни много постятся, но делают это не от веры, а ради похвалы человеческой. Другие помогают своим родным, но делают это не от веры, а ради того, чтобы их любили. Многие удерживаются об убийств, воровства, но не от страха Божьего, а из-за боязни получения тюремного срока. Как же может быть угодно Богу то, что делается не ради Него.
От чего же бывает вера и от чего она преумножается? Вера живая есть дар Божий, которая всевается каждому крещаемому. Семя это есть то, от которого человек называется рожденным от Бога. Апостол говорит, что вера от слуха, слуха от глаголов Божиих. Читать Слово Божье надо с усердием, при слушании Слов Его надо открывать сердце свое к приятию. Кто не читает или не слушает прилежно Евангелие, тому веру соблюсти и совершить много плодов невозможно. В таких людях бывает много заблуждений. А чтобы Слово производило в сердце силу и действие надо об этом Господу много молиться. Также надо читать жития Святых, чтобы подражать их вере и делам.
Представим человека сидящего на престоле, обладающим всеми земными богатствами и прелестями мира сего. И видел бы под собою воспламеняющийся огонь, подвешенный над собою на тончайшей нитке преострый меч и со всех сторон вооружавшихся против него. Рассудим, в такой опасности составят ли все удовольствия спокойствие этого человека? Эти опасность и страх не превозмогут ли все удовольствия его? Состояние этого человека является прообразом нашей жизни. Мы все живущие на этой земле находимся в такой же опасности. Мы видим над собою Бога с мечом правды, под собою ров адский, уготованный грешникам, увидим позади грехи наши совестью непрестанно мучающие нас. Увидим перед собою смерть постепенно приближающуюся к нам и рядом стоящих сил тьмы. Господь ненавидит малейший грех, ибо праведен и даже если он своего друга Моисея наказал за некоторое неповиновение, то как поступит с теми, кто много грешит и не исправляется. Святой Антоний Великий увидев, что весь мир от земли до неба окутан сетями лукавого, был одержим страхом и задался вопросом о том кому же удастся избежать их, но Благодать Божья не перестает содействовать человеку в спасении. Как же нам избавится от таких опасностей? Способ этот избавление себя от грехов слезным покаянием, которое Бог даровал нам грешникам для немощи нашей. Будем прибегать за защитой к Богородице, которая не оставляет просящих с верою у Неё милости. Призовем Угодников Божиих, чтобы они помогли нам, потому что сами искушены были, то и нам искушаемым могут помочь. Будем подражать их решительности борьбы с грехом и исполнению Заповедей Божиих. Обретем страх Божий, который не позволит нам возноситься над братьями нашими, так как мы земля и в неё вернемся. Вспоминая свой смертный час начнем уклоняться от греха. Памятуя смерть, не будет заботы о покупках украшений, дорогой одежды, так как нагими сюда пришли, нагими и выйдем. Постоянная смертная память поможет прийти к покаянию и деланию Заповедей Христовых.
Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством. Авель именит жертвою, Енох памятен благоугождением, Мельхиседек прославляется, как образ Христов, Авраам возвеличивается за веру, Исаак восхваляется, как образ, Иаков ублажается за борьбу, Иосиф чтится за целомудрие, Иов заслужил удивление терпением и много ещё сюда можно отнести Праведников, которые угодили Богу. Но все это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею. Все они видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходит славою Ангелов.
С самого младенчества Богородица получила полноту благодати, когда как другим Святым только благодать и духовные дары отчасти. А если Она полна благодати, то в Ней нет ни малейшего места и доступа чему ни будь неблагодатному. Ничто в Пресвятой нет не дивного, дивно зачатие Её, дивно Рождество, Святость Её жизни и Успение. И удивляются тому не только люди, но и воинство Небесное. Дивно явление Архангела Гавриила с пальмовою ветвью Пречистой с вестью, что Матери уготовано Сыном достойнейшее имение в Царствии Его. Надлежало Той, которая по особой благодати Божьей, победила законы человеческого естества осталась девою, как прежде Рождества так и после. Надлежало Ей прежде всеобщего Воскресения воскреснуть в небесный покой и не душою только, но и телом. За те дни, в которые Она испытала безмерную горесть и скорбь в земном Иерусалиме, вкушает теперь неизреченные блага в Иерусалиме Небесном. В течение тех дней, в которые Она была уничижена и исполнена сердечной болезнью более всех женщин в мире теперь награждена и возвеличена паче всех людей и ангелов.