Проповедь: Утешение всем скорбящим
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
В Евангелие от Матфея есть такие слова Спасителя: «блаженны плачущие» (Мф. 5, 4). Как истолковать сказанное Господом? Какие слезы, какая скорбь человеческая угодна Богу? В чем отличие уныния, отчаяния от скорби, о которой Господь говорит, перечисляя заповеди блаженства? Проповедь отвечает на эти вопросы верующих, а также рассказывает о смысле скорбей, и о том, каким образом следует их претерпевать.
Господь, говоря о заповедях блаженства, называет блаженными плачущих, скорбящих людей. Логике мира сего это утверждение не поддается – как могут быть счастливыми люди несчастные, притесненные, проливающие слезы? Но истинность этих слов, тем не менее, сомнению не поддается, ведь они произнесены Самим Господом Иисусом Христом.
Христианское учение в целом часто (почти всегда) отказывается возвышать и поддерживать мирские представления о человеческом благе. Господь и святые апостолы не раз говорят о материальном богатстве, о «мудрости века сего», о красоте одежд и прочих вещах, признанных миром ценными и приводящими людей к счастью, как о незначительных, пустых атрибутах земной жизни. В то же время, возвышая и называя главными и необходимыми те качества, то состояние души человеческой, которое для мира не имеет вроде бы никакой видимой ценности – смирение, терпение, нестяжание и т.д. В этом ключе упоминается и скорбь. Показатель видимого счастья человека для мира – веселость, беззаботность, изобилие. А Господь говорит о счастье, о блаженстве, которое может принести скорбь и притеснения.
Важно отметить то, что слова Спасителя могут быть поняты неправильно, неверно истолкованы. Для того чтобы не допустить ошибки, следует разъяснить о какой именно скорби идет речь?
Часто люди, терзаемые страстями, проливают слезы и скорбят. Поводов для того может быть великое множество – недоступность человеку каких либо земных благ, которых он желал; расставание с человеком, который практически превратился в идола для опечаленного и т.д. Можно ли сказать, что страдающие таким образом люди блаженны? Очевидно, что нет. Скорбь, переносимая ими есть следствие гнездящихся в их душах страстей – ущемленной гордости, тщеславия, стяжательства и многих других. Подобные страдания как бы отголоски, малая частица мук и страданий, которые выпадут на долю неочищенных душ, полных страстей и привязанных к своим земным идолам. По слову апостола, такая скорбь «смерть соделывает» (Кор.7)
Какова скорбь, приносящая блаженство, вознаграждающаяся Богом? Такой скорбью является «скорбь о Бозе» - искание Бога, сокрушение о свои грехах, плачь о них и стремление вернуться к Богу.
Совсем не значит, что ничто земное не должно трогать сердца человека, ничто не может повергнуть его в печаль. Мир полон неправды, злобы, греха. Христиан мир не принимает, ведь христианское учение обличает его ложные ценности. Глядя на творящееся преступления, глядя на потери близких (и не только) людей, настоящий христианин не может оставаться равнодушным, его сердце наполняется скорбью. Так же, как и потеряв родных людей, не может человек не оплакивать их уход. И печаль эта никоим образом не будет греховной, но только, если человек не ропщет на Бога, не обвиняет его, не задает ему вопросов, которые часто срываются с языка в отчаянии: «Господи, за что мне это?», «Господи, чем я заслужил твою немилость»? Если человек видит во всем Божье Провидение, верит в то, что Господь устрояет все наилучшим для нас образом, действуя по великой Своей любви к людям, если человек ищет Бога и только на него уповает, тогда его скорби, его слезы угодны Богу, тогда его печаль действительно становится печалью по Бозе, как говорил апостол Павел.
Важно также понимать спасительность посылаемых нам скорбей. Человеческая природа склона стремиться ко греху – это следствие грехопадения. Если бы люди всегда получали просимое, всегда жили бы в полном изобилии и благе, велика вероятность того, что они давно забыли бы о Боге, перестали взывать к Нему – к чему совершать подвиги, к чему очищать свое сердце, если жизнь и так уже прекрасна и счастлива? Изобилие склонно развращать человеческие души, а скорбь, напротив, подстегивать их, пробуждать от томного греховного сна успокоенности. Это важное спасительное свойство скорбей нужно осознавать, и за них быть безмерно благодарными Богу, соделывающему наше спасение, посылая нам все для того необходимое. Только такая скорбь делает терпящего ее блаженным, а совсем не безнадежная, ропщущая, переходящая в уныние и отчаяние.
Человек, взывающий из глубины своей скорби к Богу, на Него одного уповающий, несомненно, найдет утешение. Ведь Господь Сам призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Главное помнить о необходимости придти к Богу, придти с безропотным, открытым, кающимся сердцем. По слову псалмопевца Давида: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50).