Проповедь о Воскресении Христовом
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь Воскресение Христово
В проповеди преподобного отца нашего Арсения говорится о Воскресении Христовом.
Кто же из нас не желает себе спасения? Как можно не веровать в Воскресение Господа Иисуса, засвидетельствованное столькими лицами и веками? А, если в наши дни есть люди, колеблющиеся верою, то знают ли они во всей полноте как совершилось Таинство Воскресения, на котором зиждется наше вечное спасение?
Перенесемся же в вечер Великой Субботы. Тело Иисуса Христа почивает во гробе. Умер Христос, но не умерла любовь к Нему. Рано утром повлекла жен-мироносиц их любовь узнать, не произошло ли на Голгофе или на Гробе Господнем что-нибудь особенное. Они купили ароматов, чтобы помазать тело Иисуса, думая, что Иосиф и Никодим не успели сделать всего, чтобы оказать почести возлюбленному Учителю. Погребавшие покрыли Его только смирною и алоэ и женское сердце захотело оставить Ему прощальную почесть еще миром и ароматами. Очевидно, что у них не было и мысли о Воскресении, так как миро и ароматы нужны для мертвого, а не для воскресшего. Предсказания Господа о Воскресении они либо не помнили, либо не понимали. Святые жены не подозревали, что Гроб окружен стражей и опечатан.
Господь, сопутствующий сонмом небожителей и выведенных из ада человеческих душ, шествует к Живоносному Гробу оживить почивающую там Свою Пречистую Плоть и затем силою Креста Своего отверзает двери неба и рая и вводит верных вместе с благоразумным разбойником. О Воскресении Христовом «ангели первые поют на небесе». Ангел Господень сошел с небес ко Гробу, отвалил камень от его двери и воссел на нем. Сотрясение от падения камня и вид ангела, лик которого сиял как молния и одежда блистала как снег, в трепет привели воинов, стоящих на страже у Гроба. Они упали на землю как мертвые, а, опомнившись, убежали.
Не может быть ни малейшего сомнения, что первою увидела Воскресшего Господа и Сына Своего Пречистая Матерь Божия. После того как Господь видел Ее страждущую при Кресте, возможно ли, чтобы Он не утешил Ее преимущественно перед другими Своим явлением по Воскресении? А, если евангелисты умолчали об этом, то, конечно, в этом была воля Богоматери. Она и по воскресении Господнем оставалась такою же смиренной, какой и была доселе. Многие отцы Церкви полагают, что Богоматерь и не покидала Гроб возлюбленного Сына в продолжение вечера Субботы и последовавшей ночи. И видела явление ангела и самого Воскресшего Господа.
Раньше всех мироносиц еще в сущей тьме идет ко Гробу деятельная и пламенная Мария Магдалина, любившая сладчайшего Иисуса как Господа и Целителя своего. Несмотря на свой ранний путь, она пришла поздно. Потрясенная открытым Гробом она подумала, что взяли Господа. И не побывав в пещере, не увидев ничего, кроме открытого Гроба, она поспешно бежит обратно, к апостолам Петру и Иоанну, чтобы сообщить им весть, что Иисуса нет во Гробе.
Очевидно, что Тело Господа по Воскресении стало не таким, каким было прежде. Оно осязаемое и видимое, но вместе с тем Оно уже легкое, духообразное, не знающее никакой преграды для своего появления в том или другом месте. Оно проникнуто всемогуществом Его Духа.
Ни высочайшая радость, ни глубочайшая скорбь не могла изменить Ее безмолвия, главной черты Ее духа. При всей невыразимой скорби к Сыну, у Нее было глубочайшее смирение, каким дышала Она всю жизнь.
Идя по дороге, ученики разговаривали о произошедших событиях. Они знали, что Тела Господа нет во Гробе, что женам-мироносицам было явление ангела. По пути к ним присоединился Путник, со вниманием слушавший их беседу. Он явился им в другом образе – Человеком, существенно измененным по смерти и Воскресении, поскольку они не смогли бы принять всю радость Его внезапного явления, понять наставления, которые Он хотел им подать. Будучи в сильном смятении ученики не узнали Его. Господь во время пути доказал им необходимость страданий и воскресения, чтобы войти в Славу на земле.
Вечером апостолы и ученики Христовы собрались в одном месте, вероятно, в доме апостола Иоанна, в Сионской горнице. Здесь были и жены-мироносицы, окружившие Матерь Божию. Не было только по воле Божией апостола Фомы. Не страх собрал учеников, а живая, сильная любовь к распятому Христу. Во время беседы они заметили, что между ними стоит Некто, кого до этого здесь не было. Страх и восторг овладели всеми. Все ждали этого явления, но по его пришествии смутились и молчали. Тело Господа было так духообразно, а вид так небесен, Его окружало такое Божественное величие, что ученики невольно думали, точно ли это их Учитель, воскресший плотию? Не Дух ли это Его, пришедший с неба посетить их на время? Недоумение, ужас и радость – все смешалось. Чтобы не было неверия, Господь показал им раны на руках и ногах Своих. От радости ученики и апостолы не верили в происходящее, не доверяли сами себе.
Первым Господь явился женам-мироносицам за их мучительную скорбь при Кресте, за их любовь к даже умершему и положенному во гроб Христу. Любовью своей жены далеко превзошли мужей. Евангелие не представляет нам ни одной женщины, враждебной Господу Иисусу.
Господь присносущный и невидимый, видимый и непознаваемый, познаваемый и снова незримый, проходящий сквозь затворенные двери и приемлющий пищу. Человеческий ум никогда не поймет этих явлений, они принадлежат самой природе воскресшего Тела Христова. Тело, духовно образуясь из вещественного, преобразует земное начало в небесное. Явления Иисуса Христа по Воскресении убеждают нас, что кроме видимого мира существует и невидимый, таинственный. Этот мир – высший, духовный, неизменяющийся - существует не только рядом с нашим, но и облекает его со всех сторон, приникает в него и воздействует на него.