Проповедь о Вознесении Господнем (Сборник 1)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
После изгнания человека из рая Творец не потерпел, чтобы Его творение совершенно сокрушилось. Он оказал милосердие умолявшему Его и скорбящему естеству, и помиловал образ Свой, который согрешил. Что же Он, творец, делает, дабы из естества же доставить заступника естеству? Он образует другого Адама: берет из Девы персть, и, составив из ней зародыш, запечатлевает на нем истлевший Образ Свой. Соткавши же покров, облекает его в Свой Образ, ибо Он, Творец, явил его победителем искушения, бессмертным после смерти. И увенчавши его бессмертием, вознес ныне на небеса, сделав зачаток нашей природы общим для всех тварей украшением.
Дорожка 7
Дорожка 10
Дорожка 14
Дорожка 16
Светлым днем Воскресения дарован роду человеческому залог победы над смертью. Предречение Давидово содеялось действительным событием, и что прежде Давид желал увидеть в песнях, то теперь увидит на самом деле – Христос возносится на небо. Дивно, каким образом бесчестие рода нашего переменилось во славу, а гнев Божий – в величайшее благоволение.
После изгнания человека из рая Творец не потерпел, чтобы Его творение совершенно сокрушилось. Он оказал милосердие умолявшему Его и скорбящему естеству, и помиловал образ Свой, который согрешил. Что же Он, творец, делает, дабы из естества же доставить заступника естеству? Он образует другого Адама: берет из Девы персть, и, составив из ней зародыш, запечатлевает на нем истлевший Образ Свой. Соткавши же покров, облекает его в Свой Образ, ибо Он, Творец, явил его победителем искушения, бессмертным после смерти. И увенчавши его бессмертием, вознес ныне на небеса, сделав зачаток нашей природы общим для всех тварей украшением.
Украшением тела есть глава, а украшением праздника есть настоящее торжество. Мы празднуем ныне Вознесение Христово с плотью, в котором открывается исполнение Господних праздников. Как глава делает тело благообразным, так и настоящее торжество сияет удивительной красотою Божественной благодати. Первый и досточтимый чудный праздник есть Христово Рождество по плоти. Второй праздник – есть праздник Богоявления, гораздо более первого предоставляющий предметов для созерцания. А третий праздник есть Воскресением. Оно животворит тех, кто в крещении, омывшись кровью Христа, возрождаются Святым Духом. Однако же и праздник Воскресения, удерживая еще Христа на земле, не доставляет полной радости. И только ныне, в день Вознесения, все исполнено совершенного веселья. Ныне Господь наш явил нам новое зрелище – плоть нашу, вознесенную на Царский Престол.
Неразрывно и непоколебимо соединились между собой три удивительных чуда, неизвестных от начала времени и превосходящих силы самой природы. Чудеса эти следующие: Рождение незамужнею матерью, Воскресение после трехдневной смерти и Вознесение плоти на небеса. Спаситель взошел туда же, откуда и нисшел. Взошел в присутствии мужей и женщин, во множестве созерцающих Его до тех пор, пока их пристально смотрящие в высоту очи не ослабели, причем Ангелы дали свидетельство касательно того, что они видели и предвозвестили второе Его пришествие.
В одно время Господь является истинным человеком, а в другое – истинным Богом, то принимая на Себя знак раба, по Своей любви к нам, то, по Своему величию, утверждая нашу веру в Свое Божество. В те дни, сошедши с неба на землю, Он являлся нам Искупителем нашим, а ныне, возносясь с земли на небо, является ходатаем за нас у Бога-Отца. Хотя сей, единородный Сын Божий, не оставлял неба, когда благоволил пребывать на земле с нами. И теперь не оставляет земли, когда сидит на небе возле Бога-Отца. Поэтому настоящий праздник Вознесения Господнего для нас также должен быть торжественен и радостен, как и прочие великие дни. Ибо этот праздник Господень еще яснее, убедительнее и непреложнее утверждает нас в том, что Искупитель наш Иисус Христос есть истинный Бог, который, восходя на небо, тем самым засвидетельствовал, что Он действительно сошел с неба на землю, как сказано в Писании.
Естество, созданное Богом, разделяется на небо и землю. Но Благодать, соединившая ныне разделение их, не позволяет мне его видеть. Действительно, кто может сказать, что небо отличается от земных вещей, когда Святой образ царствует над горою и над долом? Мы еще порабощены долу и, изнывая в гробах, даем повод дьяволу радоваться. Но когда он смотрит на небо, то отбрасывает свою радость, ибо видит вверху корень надежды на воскресение мертвых внизу. Корень этот заключается во Христе, преданном на крест и обличенном в наше тело, а теперь пребывающем на небе. При виде этого дьявол объемлется страхом, не понимая силы Домостроительства. Потеряв рай, мы приобрели небо, благодаря Христу.
Подобно тому, как в дни Пасхального торжества Воскресение Господа было причиною нашего веселья, подобно этому Вознесение Спасителя на небо служит предметом настоящей нашей радости. Мы вспоминаем ныне и чтим тот день, в который бренная природа наша вознесена во Христе к престолу Бога-Отца. Чтобы сделать нас участниками сего блаженства, Господь наш Иисус Христос на сороковой день вознесся в присутствии Апостолов на небо, положив конец своему пребыванию на земле во плоти, и воссев подле Отца. Вступив во славу Его величия, Сын человеческий явил Себя Сыном Божьим, став ближе к нам по Божеству. Так вера наша стала надежнее, ибо узнали мы Его равенство с Отцом.
Господь наш Иисус Христос имел предшественников в восшествии на небо. Святой Илия, как мы знаем, вознесся туда на огненной колеснице и пребывает там и поныне, ожидая кончины мира потому, что Бог только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от оной. Между тем, как Спаситель наш победил смерть Своим славным Воскресением. Илия вознесся на небо на колеснице. Это доказательство того, что как человек, он имел потребность в посторонней помощи, которую и оказали ему Ангелы. Сам собою он не мог вознестись туда – слабость человеческой природы не позволяла ему сделать этого. Спасителю же не нужна была колесница и не нужны были Ангелы – Творец Божественною силою вознесся на небо, ибо Он возвратился туда, откуда сошел.
Ныне Господь наш не только стал посреди учеников Его, но и отдалился от них и был взят на небо, взошел в Святое Святых и сел подле Отца. Многие Вознесения были прежде Иисуса Христа: и Иеремию пророка, и Аввакума, и Илию Бог взял на небо. Но вознесение их было простым перемещением, которое хотя и возносило их на небо, не выводило всецело из пределов земли. И только Вознесение Христа было действительным, ибо всякая высота теперь оказалась ниже Его, всем свидетельствуя, что Он есть над всеми Бог. Взошел же Он на небо не Божеством, но вознес нашу природу, которую воспринял. Ибо надлежало принести Богу естество наше как некий зачаток за весь род. Поэтому, хотя было много воскресений и вознесений, мы ни одно из них так не празднуем, как Воскресение и Вознесение Господне.
По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, когда ученики Его смотрели вслед Ему, явился им Ангел Господень и сказал: «Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы теперь видели Его, возносящимся на небо» (Деян. 1:11). Второе Пришествие же Его будет страшное и ужасное во обличении всякого дыхания. Явится Он в знамени Сына Человеческого, на котором распяли Его, несомый Святыми Ангелами, и пред Ним Михаил Архангел, трубящий и пробуждающий усопших, начиная от Адама и до скончания веков. Мертвые восстанут из гробов, как от сна, и соберут Ангелы людей со всех концов Вселенной в юдоли скорбной. Помните же этот День, страшный и ужасный, великий и славный, ибо если Ангелы, ничем не согрешившие, трепещут от одной мысли об этом дне, то какой же трепет будет у грешников в этот страшный День?
Вознесшийся превыше небес есть подлинный Господь потому, что, сначала сошедши на землю, Он затем взошел на небеса. Единородный Сын Божий, Воскресением Своим освободив человечество из плена смерти, приготовил тем самым для желающих правды оружие укрепления веры. Мы же, если будем руководствоваться этим принципом, очами разума сможем увидеть Господа, взошедшего на небеса.
Ныне радуется земля и все живущие на ней, ныне воссияла красная весна, поскольку часто веет южный ветер, сияет яркою теплотою солнце, изливаются дожди, земные недра размягчаются и земледелец водружает рало, сладко рассекая борозду. Ныне реки ровняются с берегами, ныне вертограды плодоносят, трава благоухает и земля приносит злак. Ныне деревья выпускают листья, летние соловьи у источников распевают песни. Ныне море благомерно волнуется, а корабли благонадежно отходят от пристани. Ныне рыбари проверяют глубину, совершая ловлю. Ныне трудолюбивая пчела вылетает из улья и, собирая нектар, делает плод сладкий. Все это украшается и светлеет Вознесением Господним, и всем этим прославляется Бог, и нами через все это познается.
Христос должен был вознестись на небо в той же самой плоти, которую Он воспринял для того, чтобы быть ходатаем между Богом и людьми, показав Своему Отцу безгрешное тело, принесенное в жертву на Кресте. Так надлежало умилостивить Бога к нашим грехам. Затем, это было сделано для того, чтобы мы, следующие заповедям Христа, имели незыблемую надежду на Воскресение и вечную славу во плоти. Ибо если воскрес и прославился во плоти Христос, который является главою верных, так же надлежит воскреснуть и прославиться во плоти и самим верным, которые являются надежными Его последователями.
В этот день падший возносится превыше Ангелов, а человеческое естество, Божиим Словом содеявшись сопричастным к Вознесению Богочеловека, возымело свое участие в Божеской Славе. Взойдем на Гору Господню, и последуем мыслью и сердцем отверзшему нам врата Царства Вечного, дабы познать и вкусить сладости райские, и истолковать Рай так, каким он есть, превосходящий всякий ум человеческий. Спросим же мы об этом небесном жилище, которое уготовал нам Бог, у видевших оное духовными очами и сердцем. «О, Рай, - сказал один Святой Отец. – Мы можем приобрести тебя, но не можем нашим умом постинуть».