Жития святых
Жития святых и поучения (январь)

Жития святых и поучения (январь)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Описание к аудиозаписям

2. Поучение 1. Обрезание Господне (Назидательные уроки из праздника Обрезания Господня: а) значение имени Иисус; б) мы должны совершать над собой духовное обрезание)

а) Имя Иисус обозначает спасение. От каких только опасностей не страдает человек в этом мире: от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле. Все эти виды зла будут уничтожены Сыном Божиим.

б) Обрезание это священнодействие ветхозаветной Церкви, послужившее знамением вступления в ветхий завет с Богом со времени Авраама. Обрезание для православных христиан является духовным действием, т.е. отсечение всех богопротивных помыслов и предрассудков.

3. Поучение 2-е. День Обрезания Господня (О причинах, почему Господь претерпел обрезание)

Первой причиной, по которой Господь совершил обрезание это исполнение ветхозаветного закона, прообразовавшему собою святое крещение в христианстве. Вторая причина это показать всем, что Он принял истинную, а не мнимую плоть. Тем самым закрывая уста еретиков, которые ошибочно думали, что Господь не принял человеческую плоть, а только имел её вид. В-третьих, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы ввести для нас духовное обрезание, которое подразумевает отрезание душевных страстей. И наконец, Спаситель принял плотское обрезание для начала Своих страданий за нас, чтобы спасти.

4. Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий родился в благочестивой христианской семье в первой половине четвертого века в городе Кесарии. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых. Святитель получил прекрасное образование и даже одно время преподавал риторику, но чувствуя призвание к духовной жизни, отправился для спасительного назидания в Египет, Сирию и Палестину, где процветало подвижничество. В Антиохии посвящен в сан диакона, а через некоторое время и в пресвитера. Святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы. Святитель избегал всякого рода конфликтов, так например, когда к нему, по человеческой немощи, испытывал нерасположение один из епископов, святитель удалился в пустыню.

В тяжелое для Церкви время Василий Великий проявил себя как пламенный защитник Православия. В непрестанных подвигах поста и молитвы святой Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Сила его молитвы была так сильна, что он мог испросить у Господа прощение отчаявшихся в спасении грешников. Находясь при смерти, святитель обратил к вере врача иудея Иосифа, тот был уверен, что святитель не сможет дожить до утра и только в таком случае стал бы православным. Святитель Василий не только дожил до утра, но пришел сам в храм, совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа и преподал ему поучение. На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Отошел он ко Господу, в возрасте 49 лет.


5. Поучение о том, как подражать жизни Василия Великого

По апостольской заповеди мы должны подражать жизни святых. В этой проповеди мы научимся, как поревновать благочестивой жизни святителя Василия Великого. Во первых, жизнь святителя учит нас иметь побуждение к просвещению. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», пишет св ап. Павел Тимофею (1Тим. IV, 16). Во вторых, в осторожности к дружбе. У святителя Василия был единственный друг и звали его святитель Григорий Богослов и нам нужно дружить только с теми людьми, кто ходит по Заповедям Христовым. Ну и наконец, будем исповедниками веры Христовой не по имени только, но главное - по образу жизни.

6. Архиепископ Никон Рождественский. Беседа на тему время и вечность

Каждый год приближает нас к смерти. В течение года кто-то из нас потерял своих близких. Тела их в земле, а участь души неизвестна. Православная вера учит нас, что их загробная жизнь в руках Божиих, а нам остается только за них молиться. Своей жизнью мы определяем для себя загробную участь. Каждый год может стать последним и нам нужно хорошо подготовиться, проведя свою жизнь в покаянии и делании Заповедей Божиих.

7. Поучение о том, что нужно дорожить временем во спасение

Человеку необходимо напоминать о том, чтобы он бережно распоряжался своим временем. Все может возвратиться – и деньги, и имущество, и здоровье, но время не вернется никогда. Каждой минутой нужно дорожить. Ведь, за этот малый отрезок времени человек может впасть в искушение и обречь себя на погибель или даже совершить значительное добро, если он решился идти по пути истины.

8. Истинное счастье может быть только у православных христиан

У истинно православного человека - чистая совесть, упование на Божью помощь, правильные жизненные ценности, что делает его жизнь радостной и спокойной. Однако, сердце настоящего христианина влечется не к земным благам, а к совершеннейшей жизни – к горнему.

9. Архиепископ Никон Рождественский. Полночь на новый год поучительное слово

Архиепископ Никон Рождественский рассуждает о важности ночной молитве для всех православных христиан. Раньше христиане любили встречать полночь в молитве, т.к. именно это ночное время наиболее располагает для уединенной беседы с Богом. Новогоднюю ночь у многих принято встречать застольем и грехами. Ныне великое множество соблазнов и нам следует беречь себя и своих близких от погибели.

10. Архиепископ Никон Рождественский. В полночь на новый год поучительное слово

Господь ждет от нас покаяния и пока ещё продлевает нашу жизнь. Что нам сделать, чтобы встать на путь исправления? Для начала следует покаяться в своем нерадении и лености перед Богом. Оторвать сердце от всего греховного и открыть все свои грехи духовнику. Затем причаститься Святых Христовых Таин и уже не возвращаться к прежней греховной жизни. Да, духовная жизнь непроста, но кто скажет, что жизнь, посвященная этому миру, проходит без слез и тяжелых трудов. Уж лучше скорбеть для Бога и спасения души, чем неведомо для кого и из-за чего. Да и сами скорби, переносимые для Бога, носят в себе утешение.

11. Святитель папа Римский Сильвестр

Святой папа Римский Сильвестр родился в начале четвертого века в Риме в благочестивой христианской семье. Рано потеряв отца, был отдан благочестивой матерью на воспитание одному ученому пресвитеру. Став совершеннолетним, он принялся исполнять заповедь Господа о служении ближним и в своем доме начал принимать странников. Во время гонения на христиан, не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него длительное время и своей проповедью обратил многих ко Христу. Сам Сильвестр был привлечен к суду за исповедание веры, но после смерти гонителя был освобожден. В тридцатилетнем возрасте был рукоположен в диакона, позже в пресвитера, а затем избран Римским епископом. Сильвестр был ревностным пастырем. На диспуте с иноверцами об истинной вере на основании священного писания доказал истину Православия. Иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Скончался святитель мирно в глубокой старости.

12. Поучение о добродетели страннолюбия

Жизнь святителя Сильвестра, папы Римского, учит нас быть страннолюбивыми. Принятие человека большого статуса делается нередко из-за тщеславия, а принятие у себя дома неимущего – делается ради Христа. Сам Господь сказал, что в лице нищих и странных приходит Он. Следовательно, и принимающий во имя Христа получит награду, как принимающий Христа. Конечно, среди странников есть обманщики и неблагодарные, поэтому следует быть аккуратнее.

13. 2 (15) января преподобный Серафим Саровский

Серафим Саровский в миру Прохор родился 19-го июля в 1754 году в Курске в благочестивой семье. Его отец умер, когда ему было 3 года. С младенчества Прохор был под особым покровительством Промысла Божьего. Однажды, он упал с высокой колокольни, испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. С ранних лет он решил посвятить жизнь свою Богу и уйти в монастырь. Простившись с матерью и с родными, он стал послушником. Через два года Прохор заболел водянкой. Болезнь проходила очень тяжко - тело его распухло и продолжалось это в течение 3 лет. Братья, ухаживающая за ним, не слышала от него ни одного ропотного слова. После 8 лет послушания Прохор принял постриг с именем Серафим. После кончины настоятеля на 39-ом году жизни батюшка Серафим ушел в пустынную келлию. Однажды, на него напали грабители, не смотря на то, что батюшка Серафим работал в огороде и держал в руках топор, он отбросил его.. Преподобный несколько суток пролежал, страдая от ран, нопомощь пришла свыше - Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами и исцелила. Прожив пятнадцать лет в лесу, преподобный вернулся в обитель. Первое время подвижник жил в уединении, однако спустя определенное время двери его келлии были открыты для всех. Много людей приходило к Серафиму Саровскому и всех он принимал с любовью.

14. 2 (15) января праведная Иулиания Лазаревская

Милостивая Иулиания родилась в Москве в первой половине 16-го века. После смерти матери, воспитывалась своей бабушкой, а после её смерти – тётей. Праведная Иулиания избегала детских игр, молилась и постилась. Многие упрекали её в том, что она не щадит свою молодость и красоту, однако святую переубедить не смогли. Иулиания смирялась перед другими детьми, ни с кем не ругалась, к прислуге относилась с уважением и не требовала заботы о себе. Святая много заботилась о нищих, шила для них одежду и посылала еду. После выхода замуж, святая продолжала много молиться с поклонами и приучала к этому своего мужа.

Из-за жутких морозов Иулиания определенное время не ходила в церковь и вот однажды, к священнику с иконы Божией Матери был обращен голос Богородицы, в котором говорилось, что хоть домашняя молитва святой угодна Богу, но не так как церковная.

Во время голода, Иулиания много помогала беднякам.

Святую пугали злые духи, повелевая перестать вести благочестивый образ жизни. Господь послал к ней в помощь Николая Чудотворца, который охранял верную рабу Христову.

Много святая претерпела скорбей. Два её сына погибли на службе, другого убил раб, но святая все перенесла, непрестанная молитва и милостыня подкрепляли ее силы. Всего у неё было 10 сыновей и 3 дочери. После смерти святой, у её гроба происходили чудеса и исцеления.

15. Поучение о необходимости посещения храма Божьего

Голос Богоматери, повелевающий святой Юлиании ходить в храм для молитвы показывает нам, как полезно и спасительно для души посещать храмы Божии. Храм Божий это небо на земле. Здесь благодать Духа Божия является нам в многоразличных благословениях, священнодействиях и таинствах. Как радостно, когда в церкви много молящегося народа и как печально, когда там никого нет, кроме священнодействующих. В храме нужно присутствовать с благоговением, без рассеянности и бесчиния.

16. 3 января (16 января) пророк Малахия;

Святой пророк Малахия последний из известных нам ветхозаветных пророков. Свое пророческое служение Малахия называет печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым. Пророк обличал еврейские народ за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, не исполняют Его заповедей, совершают прелюбодеяния, удерживают плату у наемников. Пророк предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред Его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых. Святой пророк Малахия возвещал, что Божий Промысел воздает каждому должное и видит дела всех людей.

17. 3 (16) января мученик Гордий

Гордий родился в 3-ем веке в Кесарии Каппадокийской, в христианской семье. Был взят в войско, где получил звание сотника. В это время началось гонение на христиан, многие были убиты, некоторые скрывались за пределами города. Гордий отказался от воинского звания и поселился в пещере, пребывая в посте и молитве. Однажды в городе начался языческий праздник, на который пришел Гордий, он мужественно проповедовал о Господе нашем Иисусе Христе и бесстрашно обличал языческое зловерие. Некоторые христиане пытались уговорить Гордия на словах отречься от Христа, но сохранить веру, однако мученик преодолел этот соблазн. Святой Гордий с радостным ликом принял мученический венец через усекновение своей честной главы.

18. Поучение о необходимости исповедания веры

В этой проповеди говорится о том, как православному христианину правильно исповедовать свою веру. Гонения за веру было и остается до сих пор по местам. Во время гонений, если православного христианина взяли и нет возможности скрыться, необходимо быть готовыми принять смерть за веру Христову. Нельзя хранить молчание в тех случаях, если единоверные братья по малодушию готовы отречься от веры – нужно их ободрить, укрепить и поддержать. Однако, не смотря на то, что сейчас мирные времена, все же и сейчас есть побуждения исповедовать веру – православным образом жизни. Исповедовать её надо открыто и безбоязненно пред всеми. Бывают случаи, когда молчание неизвинительно, например богохульство. Необходимо обличить богохульника и направить к Истине.

19. Собор семидесяти Апостолов

Установление дня памяти семидесяти апостолов было сделано, чтобы показать их равночестие и предотвратить разногласия в их почитании. Двенадцать апостолов, по свидетельству евангелиста Луки, находились при нем, а семьдесят посылались Спасителем по двое проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам Господь. В евангелии не открыты имена семидесяти апостолов, т.к. первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав.

20. Преподобный Феоктист

Преподобный подвязался в 8-ом веке и был игуменом Кукумского монастыря, который находился на острове Сицилии. Во время иконоборчества, особенно от притеснений страдали монахи. Преподобный Феоктист давал в своем монастыре приют греческим монахам, изгнанным из своих обителей.

21. О терпении скорбей

В этой проповеди говорится о том, чтобы нам научиться подражать святым апостолам, мы должны примером своей жизни содействовать распространению христианской веры, прощать обиды и с терпением переносить все скорби.

22. Евстафий первый архиепископ Сербский

Святой Евстафий родился в области Будимльской в 13-ом веке. С детства возлюбил молитву, церковные службы и укреплялся в любви к Богу. Достигну зрелости, отправился в Зетскую область в монастырь архангела Михаила и принял там постриг. Евстафий вел подвижническую жизнь и скоро стал известным подвижником на всю страну. Спустя определенное время, Евстафий посетил Иерусалим, где поклонился гробу Господню и прочим святыням. У местных отцов подвижников обучился их правилу жизни и подвигов. На обратном пути, Евстафий посетил Афонскую гору, где остановился в монастыре Хиландар. Там он подвязался много лет и стал игуменом. Преподобный за свою добродетельную жизнь получил известность у знатных людей и за пределами Афона. Ему отправляли богатые дары, которые он употреблял на раздачу нищим и бедным. Неудивительно, что при таких достоинствах Евстафий был избран в епископа Зетской епархии, в которой он принял пострижение. Позже Евстафия поставили сербским архиепископском. Святой Евстафий приложил все старания к тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка. Отошел ко Господу в глубокой старости. На месте его захоронения совершались многие знамения и чудеса. Тело святителя Евстафия было обретено нетленным.

23. Преподобный Ахилла

Преподобный Ахилла прославился как великий постник. Предание гласит, что он не употреблял вареную и сладкую пищу, овощи употреблял редко, а в пост вкушал только одну просфору.

24. Святой мученик епископ Никомидийский Феопе́мпт и Никомидийский мученик Фео́на

Святой Феопемпт был епископом в Никомидии во время гонения на христиан. Его схватили и пытались заставить принести жертву идолам. Феопемт отказался, за что был брошен в раскаленную печь. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидели святого живым и молящимся Богу. Умертвить святого пытался волхв Феона, но увидев бесполезность своих задумок, принял веру в Господа нашего Иисуса Христа. Святой Феопемт повторно отказался поклониться идолам и был предан многим и тяжким мукам, после чего был обезглавлен, а святой мученик Феона, тоже отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров.

25. Преподобная Синклитикия

Преподобная родилась в 3-ем веке в Александрии. Очарованные красотой Синклитикии, многие молодые люди искали её руки, но напрасно – её сердце принадлежало Богу. С юных лет она держала пост, совершала дела милосердия, а утешение находила в усердной молитве. После смерти родителей, она раздала имение бедным и поселилась в склепе. Пригласив пресвитера и приняв постриг, Синклитикия строго подвязалась. Добродетельная жизнь преподобной привлекла многих дев и жен. Подобно святому Антонию Великому, который явился основателем отшельнической жизни, святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. В конце жизни все ее тело было истощено и покрыто струпьями. Так она страдала три года и шесть месяцев.

26. Поучения преподобной Синклитикии

В этой аудиозаписи приводятся поучения преподобной Синклитикии:

ищущие Бога претерпевают много трудностей, скорбят, но если выдерживают – находят, что искали;
на каждом духовном возрастании появляются свои искушения, кто победил плотские страсти – приходит тщеславие, появляются мысли об учительстве;
есть женщины, которые живут в миру и хоть внешне воздерживаются, однако в мыслях, в взгляде и в слуху грешат, от этого нужно ограждать себя;

27. Поучение на Праздник Богоявления

В этой проповеди говорится о том, кто учредил освещение воды, как освящается вода, как правильно пользоваться освященной водой и для чего.

28. Поучение о распятии плоти со страстьми и похотьми

Плоть была создана не для смерти. Однако, с преступлением заповеди Божией жребием человеческого тела стала смерть. Она противится духу и возбуждает в человеке самолюбие и чувственность, ведущие к грехам. Осознав это, понятие о распятии плоти начинает быть разумной. Умертвить чувство злобы, убить расположение к убийству, очевидно, есть действие не разрушительное, а охранительное. Умертвить плоть в духовном понимании означает не применение к ней карательных орудий, а пост, труды, умеренность, делание духовных правил и рассуждений.

29. Отчего мы боимся смерти ?

Человек боится смерти по следующим причинам. Во первых, мало любим Господа нашего Иисуса Христа. Кто кого любит, тот к тому и стремится. Не находим удовольствия в исполнении Заповедей Христовых и не можем представить блаженства пребывания со Христом. А не умея представить этого блаженства, мы и не стремимся к нему. Во вторых, мы боимся смерти из-за того, что очень привязаны к временной жизни. Не будет наше сердце привязано к благам жизни - мы встретим ее спокойнее, чем как встречают многие теперь. И наконец, смерть нам страшна ещё и потому, что к ней мало готовимся. Много грешим, не исправляемся - не знаем, что будет с нами – нашей душой, кто защитит нас на суде Божием.

30. Поучение на Крещение Господне: а) не должно стыдиться труда и безвестности; б) необходимость крещения

Крещение Господне – великий праздник. Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества. Бог Отец о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына (Мф. 3, 17).

В этой проповеди из земной жизни Спасителя мы можем выделить много поучительных вещей для совершенствования нашего духовного видения своей жизни. Из евангелия мы знаем, что Господь с юных лет до Крещения занимался древоделием, что учит нас к черному труду относиться с уважением. Господь наш Иисус Христос большую часть Своей жизни проводит в безвестности, что не дает нам право жаловаться на свою судьбу и искать себе нечто особенное. Будучи свят и безгрешен, Он, однако, крестился, дабы показать нужду крещения. И наконец, явление всех Трех Лиц Божества при крещении Спасителя утверждает непостижимый догмат Святой Троицы и что все лица Святой Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие в деле нашего спасения.

31. Поучение второе на Крещение Господне – Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?

Господь наш Иисус Христос крестился ради нас грешников. Чтобы, как Сам Он крестился, так и мы все, последователи Его, крестились. Во вторых, Спаситель крестился, чтобы освятить воду и подготовить её для нашего крещения. В третьих, чтобы явить людям Святую Троицу.

А для чего принимаем крещение мы христиане? Во первых, очиститься Святым Духом от первородного греха и от своих грехов, когда крестимся не в младенчестве, а в возрасте. И наконец, чтобы сделаться расположенными к добру и достойными вечного спасения.

32. Поучение третье на Крещение Господне – Почему Дух Святый явился при крещении в виде голубя?

В этой проповеди говорится о том, что Святой Дух явился на Иордане в виде голубя, чтобы засвидетельствовать, что Иисус Христос хоть и крестился, но безгрешен, как Бог. Святой Дух принимает на Себя образ голубя, которое служит символом чистоты и невинности. Сходит Он только на святых, на грешниках Он обитать не может.

33. Поучение четвертое на Крещение Господне – О едином Боге, в Троице славимом

Если бы мы не знали, что Бог есть един, но в трех Лицах, мы не были бы христианами и не знали бы как нас любит Бог. Кого бы мы не призывали Отца ли, Сына ли или Духа Святого - всегда призываем всю Святую Троицу, хотя и одного Лица имя именуем. И когда мы молимся единому, в Троице славимому, Богу: тогда Отец обращается к нам всей Своей любовью, Сын ходатайствует за нас всеми Своими заслугами, Дух Святой пребывает с нами всей Своей животворящей силой.

34. Поучение пятое на Крещение Господне – О таинстве Крещения

Мы принимаем крещение для оставления грехов. Купель очищает нас, потому что в воде сокрыта благодать Святого Духа, низведенная на землю воплощением Сына Божия и грехи при крещении оставляются, потому что принесена жертва на кресте. Погружаясь в воду, мы как бы погребаемся, а выходя из воды, мы «воскресаем». «Погребаясь» в нас умирает ветхий человек со своими страстями и похотями, а «воскрешение» прообраз выхода из воды – обозначает избрание жизни богоугодной и благочестивой.

35. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Креститель Господень Иоанн родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Он завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыл в храме его отцу, что у него родится сын. Святой Иоанн был отведен в пустыню, где вел строгую жизнь для великого служения. Когда ему исполнилось 30 лет, он начал проповедь покаяния и, выйдя на берег Иордана, готовил народ к принятию Спасителя мира. Крестив Господа нашего Иисуса Христа, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

36. Первое поучение на праздник Иоанна Крестителя – Черты для подражания из жизни св. Иоанна Предтечи Господня

Как некогда Иоанн Креститель явил себя именно таким, каким был избран, так следует стать и нам такими, какими нас избрал Бог, т.е. святыми и непорочными пред Ним в любви (Еф. 1, 4. 11).
Как подобно тому, как Иоанн Предтеча удаляется в пустыню на воспитание и приготовление к своему служению, так и следует поступать христианским родителям по отношению к своим детям - устраниться от всех противо-христианских обычаев и удалить своих детей от зловредного их влияния.

Усердное служение Крестителя Господня - без примеси сомнения и лености. Если избрали дело или службу, то нужно действовать добросовестно, по всему, как требует закон Божий, совестный, житейский и гражданский.

Если делая добросовестно свое дело, встретим препятствия, скорби, притеснения, потери, и даже опасности жизни, то не будем бояться - эта жизнь коротка и потери ее коротки, а другая жизнь вечна.

37. Поучение второе на праздник Иоанна Крестителя – Участь друга истины

Участь Иоанна Предтечи показывает нам, как поступают с другом Истины. За страсть, которую Иоанн хотел побороть в Ироде - привела его в темницу. Именно, чтоб Иоанн снова не стал говорить о его преступном браке народу. Враги истины очень опасны для человека. Для людей ненавидящих голос Истины, нет ничего святого. Для каждого христианина истина должна быть самым главным качеством его сердца и крайне необходимо у Бога просить друзей Истины, которые будут обличать наши несправедливости, грехи и неправды.

38. Преподобный Георгий Хозевит

Преподобный Георгий родился в благочестивой христианской семье на острове Кипр. У него был старший брат, который удалился в Палестину и там принял постриг. После смерти родителей, преподобный сам удалился в Палестину и по совету брата, стал иноком в обители Хузив, которая находится между Иерусалимом и Иерихоном. Преподобный Георгий очень преуспел в монашеском делании и к тому времени стяжал дар чудотворения. Пищу он принимал очень скудную через 2-3 дня, одежду изготовлял из старых тряпок. Святой с любовью относился ко всем братьям и всех приходящих к нему назидал с кротостью и смирением. Почил святой в старости.

39. О том, что мы должны жить на земле, как странники и пришельцы, взыскующие вечного града

Православные христиане не должны считать себя на земле постоянными жителями, а странниками. Как же подобает жить страннику? Странник не привыкает слишком к своему временному жилищу. Он не смущается тем, что на дороге застигают его бури и ненастье. У него одно на уме – отечество. Для странствующего на чужой стороне необходим верный указатель пути, ведущий в отечество. Для христианина этот указатель есть закон Божий. Для странника необходимы места отдыха, для христианина место духовного отдохновения есть храм Божий. И наконец, чем странник дальше идет по своему пути, тем более сокращается его путь, тем ближе он к своему отечеству.

40. Преподобный Григорий Чудотворец

Преподобный Григорий жил в 11-ом веке. Принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Отличался разными добродетелями, но особенно подвигом молитвы. Сподобился от Бога дара изгнания злых духов и других чудотворений. Однажды, воры хотели украсть книги святого – единственного его достояния, однако внезапно по молитвам Григория были погружены в глубокий сон и были разбужены только через 5 дней. Другие злоумышленники залезли к нему в огород, нагрузили овощей, но с места сдвинуться не смогли, простояли двое суток. Раскаявшись, воры были помилованы и стали честными трудниками в монастыре. Кончина преподобного Григория наступила следующим образом, когда он спускался к Днепру, его увидели дружинники Ростислава Всеволодовича и решили посмеяться над святым. Преподобный предсказал князю и его воинам погибель в предстоящей битве. Исполнившись ярости, князь приказал связать преподобного и с камнем на шее утопить. На третий день тело святого Григория было чудесно обретено нетленным в его закрытой келлии со связанными руками и ногами и с камнем на шее.

41. Поучение о тяжести греха воровства

«Чужое добро в прок не пойдет» - истина, которая подтверждается многочисленными примерами. За воровство наказывает Господь и если Он в здешней жизни не накажет нас, то как бы наказание за этот грех не последовало для нас в вечной жизни. Соблюдением заповеди «не воруй» всегда занимались и занимаются люди, всею душою желающие угождать Богу.

42. Мученики Иулиан и Василисса и поучение о супружеском целомудрии;

В этой проповеди супругов призывают ложе сохранить непорочным, возлюбить воздержание и целомудрие – не смотреть на брак как на средство к угождению своей плоти. Из-за несходства характеров не расходиться, а предпочесть этому терпение немощей и недостатков друг друга ради Господа. И если не получается исправить друг друга, то нести свою участь, как крест, посланный от Бога. А если встретится соблазн, то удалиться от него и просить у Бога помощи. Он всесилен, пошлет благодать, и буря утихнет.

43. Преподобная Домника

Преподобная Домника была язычницей и прибыла с четырьмя спутницами из Карфагена в Константинополь, где они приняли крещение и стали монахинями. Преподобная в течение продолжительного времени строго подвязалась и взошла на высоту духовного совершенства. Святая Домника исцеляла больных, управляла стихиями и предсказывала будущее. Чудесами обращала умы местных жителей к заботе о вечной жизни, о душе. Отошла ко Господу преподобная в глубокой старости.

44. Мученик Полиевкт

Мученик Полиевкт родился в знатной языческой семье. Был женат на дочери военачальника и занимал видное положение в императорской армии. По навету друга христианина, он много думал о Боге, но медлил с принятием крещения. Когда началось гонение на христиан, Полиевкт воодушевился любовью к гонимому Господу и объявил себя христианином. Как бы ближние не пытались его отговорить, он с твердостью перенес причиненные ему побои, подставил голову под меч. По Промыслу Божьему, крещение его все свершилось - крестился он в собственной крови. Мученик Полиевкт особо почитается как хранитель клятв и договоров.

45. Уроки из жизни мученика Полтевкта: а) с порочными не дружись; б) должно заботиться прежде всего о своем спасении и в) искать Царствия Божия

С порочными людьми дружить опасно. Дела порочного друга чернят душу, пристают к его товарищу и другу, заражая сердце и распуская, зловредный пример. Порочные друзья отвлекают от христианского образа жизни и случается часто, что при каждом добром начинании заманивают мирскими удовольствиями и суетой.

Вечное спасение — это первейшее христианское дело. Все самое ценное в этом мире – богатства, семейство, слава и прочее в день смерти оставит нас, а душевное спасение, пойдет с душою в будущий век и во веки веков не отлучится от нее. Из жизни мученика Полиевкта мы видим, что он искал прежде всего Царствие Божие, а от всего противного Богу отклонялся, так должны поступать и мы – в первую очередь спасать свои души дабы все прочее приложилось нам (Мф. 6, 33).

46. Святитель Филипп Митрополит Московский

Святитель Филипп в миру Феодор родился в благочестивой знатной семье, которая была приближена ко двору московских государей. С детства его готовили к государственному служению, однако Феодор, возлюбивший больше духовное, нежели земное, уклонился от придворной жизни, видя в ней суетность и греховность. Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам" (Мф. 6, 24) и он ушел в Соловецкий монастырь, где принял постриг с именем Филипп. Там он исполнял самые трудные послушания и духовно возрастал. Через образ Богоматери "Хлебенный" Пречистая явила к нему Свое благоволение. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, а через некоторое время его посвятили в игумены. Обитель духовно возрождалась. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма, при этом сам, работая обычным строителем.

В Москве о нем вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. После долгих уговоров святой Филипп согласился стать предстоятелем Русской Церкви. Святитель смиренно обличал все действия царя, которые не были по Закону Божьему. Сам же Иоанн Грозный жил напряженной деятельной жизнью, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждую крутую государственную меру, предпринятую им, он воспринимал, как благо для всего государства и как действие Божие в истории. Сама опричнина им была задумана, как иноческое братство, после службы Богу ратными подвигами, опричники должны были идти на долгую церковную службу. Слезами покаяния Грозный хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, думая, что жестокие деяния творятся во благо России. Самозванное иночество Грозного тяготило святителя. Он видел среди опричников многих нераскаянных преступников. Царь стал проявлять большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Святитель Филипп при соборном суде был ложно обвинен во множестве мнимых преступлений и был приговорён к пожизненному заточении в темнице, где он терпеливо принял издевательства и наконец саму мученическую смерть.

47. Об обязанностях пастыря и паствы

Обязанности пастыря по отношению к пастве - не иметь иного намерения, как приобретение им вечной жизни. Он должен знать духовное состояние каждого и в соответствии с ним давать наставления.

Обязанность паствы по отношению к пастырю – слушать пастыря. Однако, одним слушанием не спасемся, нужно ещё молиться и исполнять. Есть те, кто уклоняются и думают, что спасутся сами без послушания истинному пастырю, такие идут на встречу льву, который «рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8).

48. свт. Григорий Нисский и поучение о православной вере

Святитель Григорий Нисский был младшим братом Василия Великого. Обладал прекрасным образованием, определенное время занимался преподаванием красноречия. Когда стал святителем, усердно трудился над искоренением арианства, за что претерпевал с их стороны различные нападки. Святитель был пламенным защитником православных догматов и ревностным пастырем. С большой любовью относился к людям, защищал слабых, помогал бедным.

49. И поучение о православной вере

Православная вера для нас является первым и высшим благом. Она учит жить истинно человеческой жизнью, отличает нас от животных и поднимает до ангельского жития. Вера обличает множество грехов нашего общества и дает средства как с ними бороться. Православная вера подает нам таинства и учит нас, как очиститься от грехов, избежать вечной погибели, примириться с Богом и получить вечное блаженство.

50. Преподобный Маркиан Пресвитер

Преподобный Маркиан вырос в знатной семье. За чистоту своей жизни и благой нрав был замечен Константинопольским Патриархом и удостоен пресвитерского сана. После смерти родителей свое немалое имущество потратил на помощь бедным и строительство храма. Наставлял ближних со словами, что нельзя жалеть имущества на украшение храмов Божиих. Преподобный был строг к себе, имел только одну одежду и строго соблюдал посты. Во время перенесения мощей в новый храм, один нищий попросил у него подаяние, не имев, ничего с собой, Маркиан отошел в сторону снял с себя одежду, отдал ее нищему, оставшись нагим под фелонью и епитрахилью. Во время литургии, клирики и Патриарх увидели под фелонью преподобного одежду подобную царской. Патриарх даже захотел сделать замечание преподобному за богатство его облачения, но увидев после литургии наготу святого, понял, что это было чудо. Преподобный Маркиан получил от Господа дары чудотворений: он мог изгонять злых духов и исцелять болящих. По молитвам святого прекратился страшный пожар. Спас увещеваниями и помощью многих блудниц от погибели.

51. Поучение о заботе о храмах

О необходимости храмов Господь показал в своем повелении об установлении скинии в пустыне. С опытом израильтяне поняли, что пока скиния и кивот завета были с ними, с ними был и Бог. Эти же слова по схожему смылу Господь произнес самарянке, сказав, что истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут поклоняться Богу в духе и истине. (Иоан. 4, 20– 23).

В нашем государстве строительство и украшение храмов стали заслугой не только государственной, но и народной, много людей по своим возможностям вносили свою лепту в благоустройство. Создавая храмы, в них образовываются общины православных христиан, имеющие между собой союз во имя храма, где они молятся, учатся исполнению Божьих Заповедей и участвуют в святых таинствах, что является угодным Богу.

В этой проповеди нас учат не поддаваться мнению о том, что украшать храмы не нужно.

52. Преподобный Дометиан епископ Мелитинский

Преподобный родился и жил в 6-ом веке. Был женат. Овдовев, принял монашество и вел строгую и святую жизнь. В 30 лет был выбран епископом Мелитины. Был добрым и ревностным пастырем. Не раз отправлялся в дипломатических целях для устранения разногласий с греками. Дометиана любил народ и нередко ему преподносили богатые дары, которые преподобный раздавал на содержание неимущих.

53. Прп. Павел Обнорский

Преподобный Павел родился в 1317 году в Москве. Ещё отроком он мечтал стать монахом. Тайно удалившись от родителей, Павел принял иноческий постриг в обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, позже он перешел в обитель самого Сергия Радонежского, где прожил 15 лет в уединенной келлии. Спустя определенное время, по благословению преподобного Сергия, Павел удалился в пустыню, где он строго подвязался и переносил тяжкие скорби. Однажды, его сильно избили и связанного оставили лежать, спустя несколько дней, по Божьему внушению, его нашли странники и освободили.

На месте своих подвигов, Павел получил знамение и по благословению святителя Фотия основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. Преподобный Павел получил от Бога дар прозорливости.

54. Прп. Феодосий Великий

Преподобный Феодосий родился в 5-ом веке в Каппадокии (Малая Азия). Воспитан в вере и благочестии. Ещё с отрочества стал чтецом в храме и хорошо знал Священное Писание. Отправившись в Иерусалим, получил благословение от преподобного Симеона Столпника, который обладал даром прозорливости и никогда ранее не видевший Феодосия, приветствовал его, назвав по имени, и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. Достигнув Иерусалима, по благославению Лонгина –столпника поселился в храме вблизи от Иерусалима. Со временем к нему стали приходить люди и он, желая уединения, поселился в пещере где, по преданию ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Со временем, у Феодосия начали появляться ученики, число которых постепенно росло. По указанию Божьему, преподобный основал обитель в пустыне. Число учеников преподобного Феодосия уже составляло 700. Припасы в обители, по Божьему промыслу, росли и там многие странники находили духовную поддержку и пищу.

Ещё при жизни Феодосий сподобился от Господа различных даров чудотворений. По его молитвам исцелялись больные, получали спасение люди, попавшие в тяжелые смертельные ситуации.

55. Поучение о пользе смертной памяти

В этой проповеди нам говорится о том, что для верующего человека, ищущего Царствие Божие, важно не прилепляться ко всему земному, так как ничего из материального он на тот свет с собой не возьмет, а только молитву и добрые дела. После смерти, человек отвечает перед Богом за все свои дела, слова и помышления. Праведники пойдут в Царство Небесное, а грешники в вечные муки. «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Многие святые имели у себя в келье гроб, а на столе череп мертвого человека, которые всегда напоминали о смерти, суде, аде и Царствии Небесном.

56. прп. Михаил Клопский

Преподобный Михаил происходил из боярского рода. Принял на себя подвиг юродства и в одном рубище пришел в Клопский монастырь. В обители свое имя он никому открывать не стал, строго подвязался. Получил от Господа дар прозорливости. Преподобный обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. В церкви пел на клиросе, а за трапезой читал жития Святых. Однажды обитель посетил князь Константин Дмитриевич, сын великого князя Димитрия Донского, он узнал Михаила, назвав его своим родственником и по имени. Преподобный подтвердил и не стал дальше утаивать своего имени.

57. Икона Божьей Матери Млекопитательница

Чудотворная икона первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного, позже была перенесена в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон, где хранился устав святителя Саввы.

58. Святая мч. Татиана

Святая Татиана родилась у знатных благочестивых родителей и получила христианское воспитание. Предпочла выгодному супружеству девство и стала диакониссой. Так как она жила во время гонения христиан, её привлекли к суду и потребовали принести жертву. Святая отказалась, за что была подвержена многим страданиям, во время которых, ей являлись ангелы и уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания.

59. Поучение о бытии ангелов

Жизнь святой Татианы показывает нам, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку. Есть люди даже среди христиан, которые сомневаются в существовании духовного мира. В этой проповеди мы узнаем, как найти свидетельства о бытии духовного мира через природу, о словах Господа об ангелах в Евангелии, подтверждающие их существование. Однако, не смотря на желание ангелов Божиих нам помогать, мы можем отогнать их своими греховными делами, словами и помышлениями.

60. Свт. Савва архиепископ Сербский

Святитель Савва был сыном основателя самостоятельного сербского государства Стефана Немани. С детства усердно посещал Богослужения, любил пост, питал любовь к инокам, избегал празднословия и смеха. Часто молил Господа указать ему надлежащий путь ко спасению и Господь послал ему русского инока, который своими рассказами увлек его к подвижнической жизни на Святой Горе. Святой решил подвязаться на Афоне, узнав об этом, его отец Стефан послал за ним воинов, однако Савва поспешил принять постриг и послал родителям свои мирские одежды, отрезанные волосы и письмо, в котором умолял не сожалеть о его поступке. Стефан смирился с решением сына и отправил крупную денежную сумму сыну, который тот употребил на строительство церквей. Позже по наставлению святителя, его родители приняли постриг. Отец принял иноческий постриг с именем Симеон и пришел к сыну на Афон. Савва много позаботился об афонском монастыре Хиландр, который стал ещё одним славянским монастырем. После смерти отца, святой Савва перевез нетленные мощи своего родителя в Сербию. Там он совершил много дел по укреплению Православия, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими. В 1219 году был рукоположен Константинопольским патриархом в сан Архиепископа всей Сербии. С того времени Сербская Церковь стала автокефальной. Много трудов положил святой архипастырь для искоренения неправомыслия и утверждения Православия в Сербии. Скончался святитель Савва в 1237 году.

61. Прп. Мартиниан Белозерский

Преподобный Мартиниан в миру Михаил родился в 1370 году, в деревне Березники. В 13 лет тайно от родителей ушел к преподобному Кириллу Белозерскому, находясь у того в полном послушании. В монастыре он стал иеродиаконом, а потом иеромонахом. После смерти преподобного, Мартиниан ушел на безлюдный остров, где позже образовался монастырь. Преподобный Мартиниан всегда был поборником правды и справедливости. В трудное время для великого князя Василия Васильевича Темного, оказал духовную поддержку.

62. Святые мученики Ермил и Стратоник

Святые мученики Ермил и Стратоник были друзьями и приняли мученическую смерть за веру Христову.

63. Почему для хотящих жить благочестиво неизбежны гонения и скорби?

Почему каждому желающему благочестивой жизни приходится переносить гонения и страдания? Во первых, все плотские люди не любят жизнь по заповедям Божиим и поэтому, жизнь верующих людей для них ненавистна. Во вторых, нет ни одного человека без греха, а от грехов нас очищают скорби, поэтому кто благочестно терпит больше страданий на пути благочестивой жизни, тот становится совершеннее и в будущей жизни насладится большим блаженством.

64. Прп. отцы, в Синае и Раифе избиенные

В 4-ых и 5-ых веках в ущельях и пещерах Синайской горы, а также в пустыне Раифе подвязалось много христианских подвижников. Благодаря непрестанному молитвенному бодрствованию многие из них имели дары чудотворений. В начале 4-го века на Синай и Раифу напали влеммиане (кочевое арабское племя). Очень многих они жестоко убили – разрезали напополам, отрывали конечности, отрезали головы. Кому-то из монахов удалось избежать мученической смерти, например во время нападения на Синае, те кто укрылись в Церкви, по Божьему промыслу, остались спасены - из вершины горы вырвался сильный огненный столп и влеммиане в страхе разбежались. Второе нападение на святых отцов произошло в 5-ом веке.

65. Прп. Иринарх

Преподобный Иринарх, в миру Илия, родился в 1548 года в селе Кондаково. С детства хотел стать монахом. Когда ему исполнилось 30 лет ушел в Борисоглебский монастырь. Там жизнь у святого была непроста, но он все переносил с терпением. Когда его лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь. Однажды во время пения Херувимской, Иринарх узнал, что его мать отошла ко Господу и громко расплакался. Как-то раз молясь перед иконой Спасителя и вопрошая Господа о том, как ему спастись, Иринарх услышал слова: «Иди в келлию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься». Преподобный носил на себе множество медных крестов и тяжелый обруч. Спал не более трех часов. Преподобный сподобился от Господа различный откровений, например, что Москву захватит Литва. Предупредив царя, он стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. В тяжелое Смутное время преподобный Иринарх вдохновлял соотечественников на ратный подвиг, благословлял приезжавших к нему воевод. С Божией помощью, князь Пожарский захватил Кремль и на нашей земле постепенно начал водворяться мир. Однако и в мирное время преподобный Иринарх не оставлял молитв за Отечество. По молитвам преподобного, совершались чудеса, исцелялись больные и изгонялись злые духи. Также ему был открыт день своей кончины.

66. Преподобный Элеазар Анзерский

Преподобный родился в конце 16-го века в городе Козельске, в семье купцов. По благословению родителей удалился в Соловецкий монастырь. В обители у него открылось художественное дарование. Спустя определенное время, по благословению игумена, преподобный удалился на Анзерский остров, где вокруг него образовался скит. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон. Скончался Элеазар в глубокой старости.

67. Прп. Иаков епископ Низибийский и поучение о том, что любая ложь противна Богу

Однажды, Иаков епископ Низибийский пошел в какое-то село. Трое нищих решили обмануть преподобного, чтобы получить больше денег и придумали хитрость: один притворился мертвым, а двое остальных шли попросить материальную помощь, как бы на похороны. Преподобный дал денег сколько мог, помолился и пошел дальше, однако хорошее настроение у двоих товарищей быстро прекратилась, когда вернувшись к третьему, действительно нашли его мертвым. Испугавшись, они догнали епископа, рассказали всю правду и попросили прощения. Преподобный Иаков простил, вернулся, воскресил и попросил более так не делать. Из этого рассказа можно вывести тот урок, что любая ложь противна Богу. Ложь бывает на словах и на деле.

68. О скорбях

Однажды Нил Постник, видевший избиение подвижников в Синае и Раифе от варваров, задался вопросом: «За что они страдали?». На свой вопрос он получил следующий ответ. Господь попускает праведникам терпеть зло от людей, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца. Там на небе, Он воздаст несравненно больше. Неисповедимы пути промысла Божия, но они всегда ведут к благим целям. Один инок, который пришел в город, чтобы продать свое рукоделие, увидел, как с почестями хоронят одного богатого грешника. Вернувшись к своему старцу, он увидел того, растерзанного гиеной. Инок заплакал и начал взывать к Богу. Ему явился ангел и сказал, что вельможа за один добрый поступок, совершенный при жизни, получил почетные похороны, когда как в будущей жизни за все зло будет нести наказание, а старец, хоть и был во всем угоден Богу, однако имел порок, который был очищен злой смертью.

69. Святая равноапостольная Нина

Святая Нина родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии в благочестивой семье. Её отец был родственником святому великомученику Георгию, а мать сестрой Иерусалимского Патриарха. Её отец решил подвязаться в Иорданской пустыни, мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а Нину отдали на воспитание благочестивой старице. Как-то раз Нина узнала, что Грузия еще не просвещена светом христианства и молилась Пресвятой Богородице, чтобы увидеть эту страну, обращенной ко Господу. Божия Матерь явилась Нине во сне, укрепила и повелела ей идти в государство проповедовать Евангелие, пообещав Своё покровительство. Апостольские труды святой сопровождались многими чудесами, однажды она избавила от тяжкого недуга грузинскую царицу, но несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан из-за ведомости языческим советникам, хотел предать Нину на мученические страдания. Когда замышлялся план, как казнить святую, солнце померкло, а царь ослеп. Пораженная свита начала молиться языческим идолам о помощи, но ничего не происходило, только после молитв Нины Богу - Господу нашему Иисусу Христу мгновенно рассеялся мрак, а исцелившийся Царь принял святое Крещение вместе со своей свитой. Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. Отошла ко Господу на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов.

70. О любви к ближним

Святая Нина много заботилась о ближних и о спасении их душ. И нам следует с неё брать пример и друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию.

71. святитель Феофан затворник

Святитель Феофан, в миру Георгий, родился в 1815 году в семье священника в селе Чернавское. В 1841 году закончил академию и принял монашество с именем Феофан. В составе Русской Духовной Миссии посетил святые места, изучал писания отцов Церкви. В 1859 г. Стал епископом Тамбовским и Шацким. Занимался подъемом народного образования, открывал церковноприходские и воскресные школы. В 1872 г. святитель ушел в затвор. В течение этого времени он пишет литературно-богословские труды, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». Святитель мирно отошел ко Господу в 1894 году.

72. Преподобный Павел Фивейский

Преподобный Павел родился в Египте, в городе Фиваиде. Много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан Святой Павел удалился в пустыню. В пустыне он прожил 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, пальмовые листья использовал для одежды и укрытия от зноя и холода. Незадолго до кончины, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях.

73. Преподобный Иоанн Кущник

Преподобный родился в богатой и знатной семье в Константинополе. Познав суетность мира, тайно удалился и принял монашеский постриг. В обители он нес безропотное послушание, беспрестанно молился, терпеливо нес труды и воздержание. Спустя 6 лет его настигло искушение: воспоминание о родителях. О своем состоянии он поведал игумену и попросил благословения с верою, что и родителей увидит и козни лукавого избежит. Игумен отпустил Иоанна.
Возвратившись в Константинополь, он под видом нищего и никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше). Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь. Тогда Иоанн открылся родителям и в возрасте не более 25 –ти лет мирно отошел ко Господу.

74. О должной любви к Богу

В чем состоит любовь к Богу? В постоянном помышлении о Боге, в сердечном услаждении совершенствами Божиими – осозновать, что благость Его простирается не только к великим существам, но и к малым. Также любовь к Богу состоит в любовном расположении сердца к Нему. Это состояние сложно выразить. В этом состоянии находился апостол Павел, так была сладостна любовь к Богу, что он не находил ничего в мире, могущего отвлечь его от Бога.

75. О Промысле Божьем (часть 1)

Антоний Великий однажды подумал, что нет в пустыне подвижника кроме него. Однако, Господь открыл ему о Павле Фивейском и что тот начал подвязаться раньше него и угодил Богу своими трудами. На пути к другому пустыннику, Павел повстречал гиену, которая проводила его до пещеры святого Павла. Встретившись, Павел Фивейский начал рассказывать о своем прошлом. Во время их беседы ворон прилетел и положил около пустынников хлеб, причем обычно ворон приносил хлеб только на Павла, но в этот раз принес больше, т.к. к нему пришел Антоний. После совместной молитвы и разговора, Павел попросил Антония принести одежду, которую подарил ему епископ Афанасий и в ней похоронить. Преподобный Антоний удивился, что Павел знает об одежде, действительно, подаренной ему св. Афанасием Александрийским, и поспешил исполнить просьбу святого отшельника. После смерти Павла, Антоний собрался копать могилу, но почва была тверда как камень. Только подумав, что надо идти в монастырь за заступом, появились два льва из пустыни, выкопали довольно глубокую яму и удалились. Из этой истории, мы можем убедиться, как Господь заботится о наших потребностях и что нам необходимо всегда хранить упование на Господа.

76. О Промысле Божьем (часть 2)

Жизнь преподобного Павла Фивейского показывает нам, что Промысл Божий следил за ним не только при жизни, но и по смерти его, послав двух львов для погребения его честного тела. Чтобы и нам почувствовать Его бодрствование над нами, необходимо быть внимательными к своей жизни. Задумаемся над сложностью существования духовного мира и физического, какой же мощной силой держатся, как не Промыслом Божиим. Присмотримся и к так называемым нашим частным житейским случаям, обстоятельствам и отношениям, и сквозь них увидим тот же вседействующий промысл Божий. Упование на Промысел Божий само по себе благотворно и спасительно, а в душу вселяет неземное спокойствие.

77. Преподобный Варлаам Керетский

Преподобный Варлаам жил в 16-ом веке близ Белого моря в Керетской волости. Был священником и ревностным пастырем, однако враг рода человеческого никогда не дремлет и внушил Варлааму мысль о неверности жены. В припадке ревности убил невинную жену. Сложив с себя служение, Варлаам как покаяние, положил труп своей жены в лодку и, держась берега, плавал непрерывно до тех пор, пока мертвое тело убитой не истлело. Получив знамение от Господа о прощении греха, Варлаам принял постриг. Преподобный Варлаам являлся гибнущим среди бушующего моря рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лед. Жизнь преподобного показывает нам, как тяжелый труд покаяния и молитвы помогает не только получить прощение грехов, но и святость.

78. О страдании праведников

Почему путь в Царство Небесное усеян скорбями? Мир ненавидит учеников Божиих, потому что они не хотят принадлежать грешному миру. Неизбежны страдания праведника, пока существует мир, лежащий во грехах.

Скорби являются неким удобрением для выращивания обильных плодов. Таким образом, они посылаются Богом праведникам для очищения от какой-либо слабости и немощи, чтобы те явились свободно к престолу для получения венцов. Они помогают не привязываться к этому временному миру и посылаются тогда и в такой мере, чтобы принести пользу.

79. Преподобный Максим Христа ради юродивый

Святой праведный Максим был иереем в городе Тотьме. В течение сорока лет нёс тяжелый подвиг юродства, находясь в посте и в молитве. Скончался преподобный в глубокой старости.

80. Преподобный Антоний и поучение о силе слова Божия, труде и молитве в деле спасения человека

Преподобный Антоний родился в 251 году в Египте в селении Кома. Был воспитан в благочестивой семье. После смерти родителей, раздал имение нищим, поручил воспитание сестры благочестивым девственницам, а сам поселился в окрестностях селения. Черпал духовные наставления от старца, питался трудами от своих рук. Преподобному пришлось испытать различные искушения от лукавых духов, Господь, увидев его терпении и мужество, пообещал ему помогать и прославить во всем мире. По благословению старца, преподобный перешел в пустыню, где обрел мир и чистоту помыслов. Господь открыл место его пребывания и к Антонию стали стекаться желающие подражать его подвижнической жизни, а гора, на которой спасался преподобный, оказалась окруженной иноческими обителями, руководимые преподобным. В 311 году началось гонение на христиан и преподобный Антоний, желая послужить мученикам, отправился в Александрию, но Бог сохранил его жизнь для пользы многих. Во время своего пребывания, Антоний привел многих язычников к вере. Преподобный получил от Господа многие дары, исцелял больных, прогонял злых духов, охранял от опасностей путников. Однажды, у него возник помысел, что до него никто еще не жил столь строгим отшельником. Своему угоднику Спаситель открыл пребывание в пустыне преподобного Павла Фивейского подвизавшегося уже 91 год в самой глубине пустыни. Скончался преподобный Антоний в 356 году.

81. Поучение о действии на душу человека Слова Божьего и молитве

Посещая регулярно Храм Божий, Антоний услышал Евангельские слова: «если хощешь быть совершенным, пойди, продай имение и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Эти слова запали ему в душу и он решился расстаться с миром и его сокровищами навсегда. Когда Антоний уже подвязался в пустыне, он нередко унывал, тосковал и плакал. Преподобный обратился за помощью к Богу и увидел перед собой человека, который работал, а после работы начал молиться, после молитвы снова начал работать. Это был ангел, посланный для вразумления. Жизнь преподобного учит нас следующим истинам. Во первых, Слово Божие имеет благотворное влияние на человека. Во вторых, мы учимся смотреть на труд, как на средство, содействующее нашему спасению. И наконец, трудясь нельзя забывать и молитву.

82. Преподобный Антоний Дымский

Преподобный родился в 1157 году в Новгороде. Услышав в храме слова Христовы "Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16, 24), оставил мир и принял постриг. Избегая славы, оставил обитель и поселился на берегу Дымного озера, где позже основал монастырь, в котором и передал дух свой Господу.

83. Святитель Афанасий Александрийский

Святитель Афанасий родился около 297 г. в Александрии в благочестивой христианской семье. Он очень любил богослужения и в детстве, играя со сверстниками, вместе с ними с точностью совершал службу. Бывало, что и дети язычников к ним присоединялись и Афанасий, рассказывая им о Спасителе, если они сами хотели, совершал над ними обряд Крещения. Об этом узнал святитель Александр, убедившись в правильности соблюдения обряда, он признал его действительным и довершил миропомазанием. А родителям Афанасия посоветовал воспитать мальчика в книжном обучении и посвятить Церкви. Когда Афанасию исполнился 21 год, он стал диаконом, а после смерти святителя Александра стал его преемником. Святитель Афанасий неотступно отстаивал чистоту Православия и неустанно обличал ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

84. Святитель Кирилл Александрийский

Святитель родился в Александрии во второй половине четвертого века в знатной и благочестивой семье. Получив хорошее образование, он поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет был посвящен в диакона, а затем и в архидиакона. Позже за свою целомудренную жизнь получил послушание произносить проповеди. После смерти Патриарха Феофила сам стал первосвятителем Александрийской церкви. Усердно оберегал свою паству от ереси и нападений врагов. После массового избиения христиан иудеями, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов православной веры. Много времени посвятил борьбе с ересью Нестория. Причем, сначала не называя имени самого Нестория, осуждал его мнение в послании, а затем отправил ему личные увещевательные послания. Много терпения и трудов пришлось перенести святителю Кириллу, чтобы добиться разоблачения еретиков.

85. О средствах обличения заблуждающихся

Истинное обличение беззакония и неправды состоит в удалении от беззакония и делании правды. Одна жизнь настоящего христианина может послужить к исправлению жизни людей, не радеющих о спасении. Также из нравственных действий, потребных при обличении, важнейшим делом является молитва. Но при добродетельной жизни и молитве нередко требуется и слово обличения. Если ближний впал в преступление, то первые действия обличения должны быть аккуратными, но если человек, несмотря на кроткие увещевания, продолжает согрешать против веры и нравственности, то требуются явные обличения.

86. Преподобный Макарий Великий

Преподобный Макарий родился в Египте в благочестивой семье. Когда он подрос, родители женили его. Рано овдовев, Макарий решил стать монахом. Господь послал ему опытного наставника, который помог ему встать на путь уединенного подвига. Слава о молодом отшельнике дошла до епископа и он поставил Макария чтецом Церкви. Однако, преподобный стремясь к уединению, ушел из селения. Много искушений и скорбей перенес святой. Как-то раз, одна женщина из селения забеременела и по научению любовника, оклеветала Макария. После чего его жестоко избили и заставили платить деньги на пропитание. Святой все воспринял с кротостью. Спустя определенное время, когда ему исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить отступить злых духов может только смирение. Преставился преподобный Макарий на 97-ом году жизни.

87. О молитве за усопших

Как-то раз Макарий шел по пустыне и обнаружил череп, который как бы издавал звук. Череп поведал, что при жизни он был главой жрецов и в жизни загробной испытывает тяжелейшие мучения, но когда преподобный Макарий молится за усопших, то он испытывает некое облегчение. Однако череп рассказал и о том, что ещё более тяжкие муки испытывают те, кто познал Бога, отверг Его и заповедей Его не исполняет.

Моление за усопших издревле существовало и существует в церкви, как предание апостольское. В этой проповеди говорится о том, что надо с верой и надеждой на милосердие Божие, молиться за усопших. Самим же избегать небрежной жизни надеясь, что и за нас молитва, после нашей смерти, принесет нам отраду и покой.

88. Епископ Марк Эфесский

Марк Ефесский в миру Еммануил родился в Константинополе, происходил из знатной и верующей семьи. Получил прекрасное образование и ещё в миру вел строгую подвижническую жизнь. Император Мануил II приблизил Еммануила ко двору, но тот стремился к подвигу иночества и отправился на остров Антигон. Но так как жизнь на острове из-за турецких набегов была беспокойной, Марк со своим наставником вернулся в Константинополь. После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа, был возведен на Ефесскую кафедру. Несмотря на жажду подвижнической жизни в отшельничестве, ему предстояла защита чистоты Православия. Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был открыт в кафедральном храме Феррары. По ряду вопросов между православными и латинянами не было достигнуто единства (подробное описание расхождений можно найти в аудиозаписи). Но из-за политических целей «найти нечто среднее» - стало основой богословских исканий греческих представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве. В 1439 году была подписана Флорентийская уния. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом. Вернувшись в Константинополь, Марк всецело занимался своей разоренной епархией. Святой Марк тяжело болел и желал провести остаток своей жизни на Афоне, однако добраться до туда ему не удалось и он был взят в плен Византийскими властями. После двух лет заточения он был освобожден и вернувшись в Константинополь в возрасте 52 лет преставился ко Господу.

89. Блаженный Феодор Новгородский

Блаженный Феодор родился в Новгороде и был воспитан в страхе Божьем. Придя в совершенный возраст, стал изучать Священное писание. По гласу св. апостола Павла: «мы юроди Христа ради», Феодор искал спасения в юродстве. Добровольно терпел лишения и скорби, не имел пристанища, все что имел, отдавал убогим. Больные, с верою приходящие на место его погребения, получали исцеление.

90. Преподобный Савва Сторожевский

Преподобный Савва в ранней юности ушел от мира. Принял постриг от Сергия Радонежского и стал одним из первых его учеников. Преподобный любил безмолвную жизнь, обходительно и с кротостью обходился с братией. Савва строго подвязался, спал на полу, носил грубую одежду и питался только растительной пищей. Определенное время был игуменом Сергиевой Лавры по просьбе братии. Князь Юрий Димитриевич Звенигородский избрал Савву своим духовником и упросил близ Звенигорода основать обитель. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец, обнес монастырь деревянной оградой и в овраге выкопал себе келию. Как-то раз князь собрался в военный поход и по молитвам преподобного одержал победу. Скончался святой Савва в глубокой старости. После смерти случались различные чудеса, например у гроба преподобного совершались исцеления. Предание сохранило рассказ, как Савва спас от медведя царя Алексея Михайловича.

91. 19 янв. Преподобные Макарий Печерский постник и прп. Макарий диакон Печерский

Два святых мужа, память которых совершается ныне, были диаконами. Преподобный Макарий из Дальних пещер был постником, отличался нестяжательностью, часто посещал храмы и изучал Священное Писание. В детстве он много болел и родители обещались отдать его в монастырь, если он выздоровеет. При жизни имел дар чудотворений.

92. Преподобный Евфимий Великий

Преподобный Евфимий родился в 377 году в армянском городе Мелитине в знатной христианской семье. Родители долгое время не имели детей и молили Господа о даровании им ребенка. Ещё до рождения они определили его для служения Богу. Когда Евфимию было 3 года, умер его отец. По просьбе матери был принят на воспитание мелитинским епископом. С юных лет святой вел высоконравственный образ жизнь, воздерживался от праздных разговоров, хранил чистоту и целомудрие. Пройдя все низшие церковные степени, был рукоположен во пресвитера. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и, придя в Фаранскую лавру, стал жить в её окрестностях затворником. Затем переселился в пустыню Кутила, где образовался монастырь. Однажды, он исцелил одного юношу и с тех пор к нему за исцелением стали приходить болящие и получали исцеление. Стремясь к уединению, преподобный поселился в одну из пещер. По указанию Свыше, святой стал принимать к себе в ученики. Их число стало расти и постепенно образовалась Лавра Евфимия Великого. Преподобный многих привел к вере, среди них много сарацин. Усердно защищал чистоту Православия, получил дар прозорливости. Преставился ко Господу 20 января 473 года.

93. Святитель Евфимий патриарх Болгарский Тырновский

Святитель Евфимий в молодом возрасте посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг. Несколько лет прожил в Константинополе и на Афоне, подвизаясь под руководством старцев. Был избран на патриаршую кафедру. Усердно боролся против ереси и лжеучениями, являлся выдающимся духовным писателем. В 1393 года страна была завоевана Османской империей почти на 500 лет. Святитель в это время фактически замещал царя, являясь духовным руководителем народа. Святитель Евфимий неустанно проповедовал, предостерегая своих соотечественников от принятия ислама. Дата смерти святого неизвестна.

94. Преподобный Евфимий Архангелогородский

О жизни преподобного нечего не было известно до обретения его мощей. Один кузнец рыл яму и случайно наткнулся на гроб. Подумав, что это клад, он пытался его вытащить. Кузнец позволил себе невежливо высказаться, за что был поражен болезнью. Только после молитвы над гробом, болящий получил здравие. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления, а мощи были перенесены.

95. Для чего Господь скрыл от нас час смертный?

Господь утаил от нас час смерти, во-первых, для того, чтобы мы постоянно бдели над самими собой. Во-вторых, Господь не сказал, как нам долго осталось жить, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день самоисправление. И наконец, если бы мы знали точное время нашей смерти, то из-за рабского страха посвятили бы весь остаток дней своих на творение добрых дел. Но такое приготовление являлось бы принужденным, а Бог любит благое произволение духа.

96. Ватопедская икона Божией Матери

Название Ватопедской - икона получила в честь следующего события. Царевич Аркадий упал с корабля в море и заступлением Божией Матери остался цел. Святой царь Феодосий Великий в благодарность щедро одарил монастырь.

Также Пресвятая Богородица с Ватопедской иконы обратилась к игумену и предупредила о намерении разбойников ограбить обитель, что позволило игумену сделать все необходимое для спасения монастыря. В память милости Богородицы перед иконой горит неугасаемая лампада. Икона носит ещё названия "Отрада" или "Утешение".

97. Преподобный Максим Исповедник

Родился Максим Исповедник в Константинополе около 580 года в благочестивой христианской семье. Преподобный получил разностороннее образование. Обладая знаниями и добропорядочностью, стал первым секретарем императора, однако придворная жизнь его тяготила и он ушел в обитель, где принял постриг. Спустя определенное время стал игуменом. В этот момент возникла ересь монофелитства, против которой началась ожесточенная борьба. Вражда ожесточилось ещё тем, что сторонники монофизитской ереси заняли три патриарших престола на Православном Востоке. В конечном итоге, монофелитство было предано анафеме, вместе с её представителями. Однако, против преподобного Максима начались козни, его обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. Отрезали руку и язык ему и папе Римскому Мартину. Господь явил чудо, эти пострадавшие обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину. Над могилой святого совершались исцеления. Преподобный оставил Церкви большое Богословское наследие.

98. Мученик Неофит

Святой Неофит родился в благочестивой христианской семье в городе Никее. С детских лет имел пламенную любовь к Богу. По его молитвам ещё в отрочестве совершались чудеса. С собой в школу он брал еду и раздавал детям беднякам, а сам уходил молиться. Чудесным образом изводил воду из камня и поил ею детей, запрещая им об этом рассказывать. Спустя некоторое время, ему было указано свыше покинуть родительский дом. Неофит решил подвязаться в пещере и, найдя там льва, приказал тому покинуть место, зверь повиновался. Предуведав кончину родителей, вернулся, чтобы похоронить их и раздал имение нищим. Святой возвратился в пустыню, однако спустя определенное время началось гонение на христиан. По указанию свыше Неофит прибыл в Никею и стал укорять язычников и укреплять верующих. Язычник удивился юному возрасту святого и, не обретя успехов в уговоре святого, приказал его мучать. Мученику содрали до костей железными когтями, но он все мужественно вытерпел. Затем его бросили на растерзание диким зверям, но они не стали причинять вреда святому. На арену решили выпустить голодного льва, но тот был тем самым львом, который уступил святому пещеру в пустыне и просто лег у ног Неофита. Разъяренный мучитель, видя свое бессилие, приказал пронзить сердце святого мученика копьем.

99. Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила

Святые мученики пострадали за веру в царствование Диоклитиана и Максимиана. Святые скрывались в горах, не желая жить с язычниками. Однако, их нашли и за исповедание веры Христовой начали мучать различными способами –строганием железом, посыпанием ран солью и прочими жестокостями. Святых бросили в раскаленную печь, откуда они, с Божьей помощью, вышли невредимыми. Затем мученикам отсекли головы.