Жития святых
Жития святых. Православный календарь на август, 3 декада

Жития святых. Православный календарь на август, 3 декада

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Смотрите также

Успение Пресвятой Богородицы

Когда наступил час исхода, Божия Матерь в молитве обратилась ко Господу, чтобы Он прислал Ей апостолов для утешения. И как некогда Аввакум в одно мгновение был чудесно перенесен от Иерусалима до Вавилона по нужде Даниила, и возвращен назад (Дан. 14, 36–39), так в этот же миг появились апостолы. Затем предстал Сам Господь со славою Силы Своей и всем воинством небесным.


Мученик Диомид врач

Мученик Диомид по профессии был врачом, многих язычников привел ко Христу. Церковь чтит его как врача и призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения. Святой Диомид много путешествовал, обращая людей к истинной вере. Когда он пришел в город Никею, император Диоклитиан послал воинов взять его. По дороге из Никеи в Никомидию он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.


Перенесение образа Спаса Нерукотворного

В сирийском городе Едессе правил Авгарь, пораженный проказой по всему телу. До него дошли слухи о чудесах Спасителя. Он уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой исцелить его. С этим письмом он отправил в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим, не смог подойти к Господу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Иисус Христос Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. А между тем, чтоб вознаградить и безуспешный труд его посланника, Господь омыл лице Свое, взял убрус у Анании, отер им лице Свое, – и божественный лик Его сам собою изобразился на убрусе. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Авгарь принял святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов осталась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Один из правнуков Авгаря, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. В 545 г. персидский царь осадил Едессу, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города, персидское войско отступило. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ и то письмо Спасителя, которое Он написал Авгарю, в Константинополь. Во время перенесения святого образа к Царьграду совершались чудеса и многие больные получили от него исцеления. Святыня прибыла в столицу греческой империи ко дню Успения Богоматери. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы, но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Также Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".


29 августа (16 августа). Перенесение образа Спаса Нерукотворного, поучение 1

В этот день Церковь празднует перенесение нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа из города Едесса в Константинополь. Событие имеет особенную важность для нас. Оно дает нам немного понять, почему святая Церковь так дорожит этим образом Христовым, что за почитание Его претерпела жесточайшее вековое гонение. Итак, образом Божиим был сам первозданный человек, но грех лишил нас образа Божия и напечатлел свой нечистый образ беззакония. С тех пор падшие люди жили в неведении о Боге. Так как человек не мог приблизиться к Богу, Бог Сам приближается к человеку. Сам Единородный Сын Божий является, чтобы восстановить в нас снова божественный образ. Чтоб и все последующие роды не лишились сего счастья – видеть Господа лицем к лицу, Он отпечатлел Свой божественный образ на убрусе и оставил его в церкви. Хотим увидеть Господа и поговорить с ним? Станем пред святою иконою Господа Иисуса Христа и принесем наши молитвы и благодарения с полною надеждою, что Бог исполнит их с любовью и милосердием.


29 августа (16 августа). Перенесение образа Спаса Нерукотворного, поучение 2

В этой проповеди нам напоминается история появления образа Спаса Нерукотворного. Другое изображение Господа Иисуса Христа, Ему современное, сделано было кровоточивою женою, которая получила от Него исцеление. Церковный историк, епископ Евсевий рассказывал, что перед дверьми дома этой женщины стояли две железные статуи, одна в форме женщины молящейся, а другая изображала Спасителя, красиво облеченного в двойную мантию и простирающего руку к женщине. Один церковный историк Созомен свидетельствовал о том, как Иулиан Богоотступник снял эти две железные статуи и на то место поставил изображение самого себя. Но упавший с неба бурный огонь сокрушил грудь статуи, а голову с шеей низверг. Изображение Христа было сокрушено язычниками, а обломки были собраны христианами и положены в церкви, где хранятся до сих пор. Также историк Евсефий упоминал об изображениях посредством красок на картинах ликов апостолов и самого Иисуса Христа. Вероятно, древние, следуя обычаю язычников, выражали таким образом уважение ко всем без различия благодетелям. Также по древнему христианскому преданию святой апостол и евангелист Лука был живописец и писал иконы Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери.


29 августа (16 августа). Преподобный Иоаким Осоговский

Преподобный Иоаким Осоговский жил в 11-ом веке. Является одним из четырех великих болгарских отшельников. Побудил многих людей к христианскому подвижничеству. На месте его кончины устроена обитель.


29 августа (16 августа). Феодоровская икона Божией Матери

Федоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича. По преданию эта икона была обретена его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Чудотворной иконой был благословлён Александр Невский и у него она оставалась до конца его жизни. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской, яркие лучи которой исходили от святого образа, попаляя врагов, татары были разгромлены. В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, а Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери связано с прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов.


30 августа (17 августа). Мученик Мирон пресвитер, поучение о средствах, содействующих обузданию гнева

Однажды, в день Рождества Христова, игемон Антипатр вошел в церковь, чтобы взять христиан, собравшихся на молитву, и предать их мучениям; увидя это, святой Мирон преисполнился ревности и с силою обличил игемона. За это он был предан жестоким мучениям. После многочисленных тяжелых истязаний, по благодати Христовой, не потерпел никакого вреда. Наконец он был отдан на съедение зверям, однако не потерпел и от них никакого вреда. Тогда игемон Антипатр преисполнился гнева и умертвил самого себя. Если так опасен гнев, что подвигает на самоубийство, то полезно будет узнать о средствах, способствующих к его обузданию. Человек, который поддаётся гневу, должен держать у себя в уме, что люди разгневанные и разъяренные выглядят мерзко. Это внедрившись в нашей памяти, может прекращать порывы гнева. Особенно полезно воспоминать при оскорблениях, возбуждающих в нас гнев, следующее учение Христа Спасителя: аще кто ударит тя в ланиту, обрати ему и другую. К укрощению гнева много еще помогают примеры людей, великодушно и спокойно встречавших огорчения. Полезнее всех примеров великодушия иметь в виду терпение Христа Спасителя. Если вышеозначенные средства не укротили гнев, то нужно совершить искреннюю молитву о человеке, подвигшем нас в гнев: «Господи! Прости согрешения оскорбившему меня ближнему: не вмени ему в грех его поступка, меня огорчившего, он человек, ему свойственны слабости». Господь не оставит и поможет.


30 августа (17 августа). Преподобная Алипия Печерского иконописца

Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев. С молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре и посвящен в сан иеромонаха. Преподобный писал даром иконы, вёл подвижническую жизнь, также известен даром чудотворений еще при жизни. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Скончался в 1114 г.


Мученики Флор и Лавр

Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они жили во II веке в Византии, затем в Иллирии (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами. Вели богоугодную жизнь. Однажды, правитель отправил их на стройку языческого храма в одну область. Там они привели жреца и его сына к вере в Господа нашего Иисуса Христа. Однако, когда правитель узнал об этом, он приказал братьев кинуть в пустой колодец и закопать. Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота.


31 августа (18 августа). Мученики Флор и Лавр, поучение 1

Из жития святых мучеников Флора и Лавра мы видим, что они, будучи каменотесами, при всех своих житейских занятиях достигли Царствия Небесного. Занимаясь своим ремеслом, они прежде всего заботились о славе Божией и жили богоугодно. Чтобы дела мирские не препятствовали делам духовным, нужно следовать заповеди Господа: “Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 33). То есть нужно, чтобы дело спасения души первенствовало между другими делами. Если прежде всего стараемся обеспечить себя в материальном плане, это значит, что мы не на пути к Царствию Небесному.


31 августа (18 августа). Мученики Флор и Лавр, поучение 2

Чем дороже сокровище, тем больше усилий требуется для его приобретения. От нас, христиан, требуется немало усилий и подвигов для того, чтобы получить Царство Небесное. Необходимо переменить себя и в уме, и в воле, и в чувствах, и в делах, и во всей жизни. В мире, говорят, спастись невозможно. Неудобно, но возможно. Пусть встречаются нам соблазны в мире, но от нас зависит – увлекаться ими или отвергнуть их.


31 августа (18 августа). Преподобный Иоанн Рыльский

Иоанн Рыльский родился около 876 года в благочестивой семье в селе Скрино. Рано лишившись родителей, был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Корова с телёнком нашлись, а хозяин отпустил мальчика. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу. После нападения разбойников Святой переселился в пустынную местность. Там к нему поселился его племянник святой Лука, однако брат преподобного Иоанна силой забрал сына, который во время пути умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. После долгих странствий святой поселился в месте, называемом Голец. Господь произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. О его подвигах стало известно царю и он захотел встретиться с преподобным, но святой решил уклониться. Через некоторое время основал у подножия скалы монастырь. Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн ушел в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, он мирно преставился ко Господу.


Мощи и почитание

Примерно через 30 лет после кончины, во время борьбы Болгарии с Византией, преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец. В начале 11-го века на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, который построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского. В память своего небесного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь.