Проповедь: Беседы о мирской суете (часть 2)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Горе тем, кто жизнь проводит в наслаждениях, они понесут наказание. Блажен тот, кто в этом мире умер ради Христа и всегда носит с собой скорбь Его страдания перед очами своими. Блажен тот, кто в сей юдоли плачевной непрестанно плачет. Действительно, должен плакать человек, при воспоминании о небесном Сионе, природном своем отечестве, видя изгнанным себя к горьким водам вавилонским. Суетны те, кто ищет в этой жизни утех и роскошеств. Ведь куда бы ни обратил ты очи свои, везде найдешь побуждение к плачу.
Признак суеты – это проводить жизнь в роскоши и ложных удовольствиях и желать наслаждений в этом мире. Воспитанный в рабстве грехов и суетствий, человек ни во что ставит свободу духа и вечное блаженство. Всякая мирская радость суетна. Мы ходим во тьме, и не видим тех, среди кого вращаемся. Не безумно ли торжествовать в пути этого земного странствия, не зная, угоден ли ты Богу? Безумно радоваться, рискую ежечасно быть низринутым в ад.
Если любишь честь, будь другом Богу, ибо тот, кто угоден Богу, приобретает истинную честь. Суетно искать чести в наше время потому, что она добывается большим трудом, сохраняется усиленным иждивением и скоро заканчивается. Лишь рабам Божьим принадлежит истинная честь. Все те, кого ныне мир почитает, были друзьями Божьими. Честь, которую приобрели святые, как на небе, так и на земле, они приобрели не гоняясь за нею, а удаляясь от нее.
Счастливый в нашем мире должен находиться в постоянной боязни, чтобы сохранить душевное смирение и служить Христу. Редкий человек в счастье благоразумен. Счастье представляет столько опасностей, сколько и нерадение. Несчастья же не смущается никто, разве только тот, кто раболепствует перед счастливым. Великое мужество – это сражаться со счастьем, великое счастье – не побежденным быть от счастья.
В мирском высокопочитании спасение твое подвергается такой угрозе, что даже те, кто особенно угоден Богу, находятся в опасности. Людская благосклонность больше причиняет вреда, чем приносит пользы. Не думай, что можешь что-то приобрести от любви человеческой. Как неразбавленное вино мутит голову, так и мирское высокопочитание превозносит нас, мутя разум и душу. Осуждение и ненависть других приведут тебя к самопознанию, а благоволение людское, вошедшее в душу, похищает это самопознание.
Скорби не только отвлекают нас от непозволительных дел, но и наводят забвение на прихоти, перед которыми мы обычно раболепствуем. Не проси же Бога избежать скорбей, но моли Его, чтобы он наградил тебя терпением перенести их. Польза скорбей и в том, что они разум просвещают. Бог для того и ниспосылает скорби, чтобы ты познал Его, чего не сможешь сделать, если проводишь свои дни в спокойствии. Бог посылает тебе скорби, чтобы ты прибегал к нему, как к некоему пристанищу.
Бог есть Отец не богатых, но нуждающихся. Радуйся же, если у тебя чего-нибудь нет или что-то не исполняется по твоему желанию. Не говорит Бог о том, что знает о твоей нужде в драгоценностях и роскоши, но говорит об умеренной пище, питье и одежде, ибо единственно в этом имеют нужду праведные. Бог есть Отец тех, кто бывает доволен самою простою пищею и одеждою. Возложи всю свою надежду на Бога, который даст своим сыновьям всего в изобилии, и если чего-нибудь не достанет, то этот недостаток восполнит Он утешением духовным.
Мир почитает того мудрым, кто притворством своих пороков снискивает богатства и почести и, напротив, тех считает безумными, кто презирает все мирские суеты. Они как светильники горящие, а мир – это ветер, который постоянно загашает их. Люди мудрые и добродетельные стараются не показывать никому своей святости, кроме Бога, который взирает не на внешность, а на душу. Премудрость Бога совершенно противоположна мирской. Добродетельные люди не ставятся миром ни во что, но они дорого ценятся у Бога, ибо Суд Божий совершенно отличен от суждений и мнений человеческих.
Истинная мудрость есть в том, чтобы быть безумным ради Христа. Истинная премудрость, которая заключается в отвержении самого себя, считается у людей безумием. Премудрость Христова превосходит всякий сотворенный разум, поэтому мир и называет ее безумной – она превосходит всякое понятие. Признак великой Премудрости – презирать мир сей для Бога. Тот многознающий, кто умеет себя спасти. В истинном познании самого себя, каковы мы есть на самом деле, состоит высота Премудрости Христовой.
С плачем мы рождаемся на свет, в трудах проводим жизнь, и в болезни умираем. Поскольку жизнь людская на земле есть непрестанный и непрерывный труд, Бог благоволил сократить нашу жизнь и облегчить наш труд. Милосердный Бог не хочет, чтобы мы трудились долгое время, и так как слава наша заключена на небе, то Бог желает, чтобы мы были с ним. Для нашей пользы восхотел Он, чтобы наша жизнь была краткою, дабы мы, презрев настоящую жизнь, научились любить вечное и блаженное житие будущего.
Немедля раскаивайтесь потому, что вы ничего не знаете о смертном часе. Отлагающие покаяние подобны путешественникам, которые, отправляясь в далекое странствие, не делают запасов и вспоминают о них, когда корабль уже отошел от пристани. Находящийся при смерти уже не может сделать того, что здоровый. Ты думаешь, что всегда успеешь принести покаяние, но это суетное предположение: когда будешь объят скорбью смерти, то уже не в силах будешь сделать это.
Обращайся к Богу, когда пребываешь в совершенном здравии и благополучии, ибо сможешь ли ты приблизиться к Богу в час смертный, если всю жизнь от Него удалялся? Время сей жизни есть временем плача и покаяния, а время смерти уже не является временем приобретения вечного спасения. Ради чего отлагаешь покаяние, которого не обретешь во время смерти? Много кто плачет в час своей смерти, но делает это из-за боязни ада, ибо не раскаялся вовремя. Грядущий Суд, печаль и страх смерти – все это столь помрачит твой разум, что едва ли сможешь обратиться к Богу, если всю свою жизнь работал миру. Во время смерти, болезни и печали только с величайшей трудностью найдешь в себе силы возвысить свое сердце к Богу.