Проповедь: День Рождения, День смерти и прочее.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
День Рождения, День смерти и прочее.
Когда человек появляется на свет – это событие считается праздником, с улыбкой любви и надежды встречают его в колыбели. День его рождения есть день счастья и приветствий. Когда у человека наступает день смерти, и остаются лишь холодные останки, в которых сердце перестало биться, то на этот скорбный и померкший образ обращают одни печальные взоры или проливают над ним слезы.
День смерти есть день печали. Почему же в христианстве считается, что день смерти лучше дня рождения? Неужели святая вера противоречит нашей природе или осуждает ее?
. Жизнь человеческая – это радость и скорбь. Эти чувства соединяются в ней различным образом. И, смотря какие из них преобладают в ней, наша жизнь является счастливой или несчастной. Если речь идет о радости, то смерть открывает перед человеком ее совершенство. Идет ли речь о скорби, смерть прекращает ее.
Бог есть любовь и щедроты Его на всех делах Его. С самого рождения человек, окруженный благодеяниями Божиими, любит жизнь по какому-то внутреннему непреодолимому чувству. Тысячи уз привязывают к ней человека. Самые благородные чувства, самые нежные привязанности делают его драгоценнейшей для него. И он не без ужаса представляет себе минуту, когда должен будет расстаться с этим миром, где сердце его открылось для жизни, где он вкушал ее сладости. Отцовский дом, домашний очаг, родная земля – все впечатления, все воспоминания услаждают душу человека.
День смерти – вот торжественная минута, которая объясняет жизнь, венчает труды ее; вот благодетельное кораблекрушение, которое возвратит изгнанника к берегам Отечества. День этот настанет для каждого из нас, и для каждого он будет днем избавления, если наша вера, наши дела соответствуют имени христианина. День смерти лучше дня рождения. Христианину стоит чаще повторять эти слова, запечатлеть их как слова благодетельные, которые не оставляют никакой скорби без утешения. Особенно стоит повторять их в то время, когда смерть отворяет перед человеком преждевременную могилу. Бурно деревце растет, несмотря на бури, и падает когда источат его годы. Но не так бывает с детьми человеческими. Молодые растения часто гибнут от внезапных ударов. Ни прелести детства, ни красота молодости не могут защитить их. Евангелие Христа Спасителя озарит своим светом это блаженное зрелище. Избранные души пойдут на небо невинными и блаженными. Приготовимся и мы пойти в тот путь, когда повелит нам Высочайшая Мудрость. Не надо забывать, что день смерти лучше дня рождения только для истинного христианина, у которого чувства и повеления соответствуют славной надежде его. Смерть утешительна и отрадна только для чад Божиих, примиренных с Отцом Небесным. Если вы хотите иметь в своем сердце упование христианина, будьте сами христианами, будьте учениками Спасителя не по виду и по имени только, но по живой вере, по преданности вашего сердца и по святости вашей жизни. Жить на земле надо как граждане Неба, убегать от греха, который так легко увлекает нас, остерегаться, чтобы он не погубил цены подвига нашего.
Откуда у Святой Церкви такое наименование и чему оно поучает? Еще в Ветхом завете смерть у истинных христиан иногда именовалась успением, когда еще царство смерти не было побеждено Животворящей Смертью Христовой. В Новом завете смерть по большей части именуется успением, а умершие - усопшими. После Воскресения Господа апостолы стали говорить о смерти как о сне. В благодатном Царстве Христовом смерть потеряла свою грозную силу и стала как переход к новой жизни, не более чем сном. Смерть есть не что иное как сон, отшествие, а не погибель, переход от худшего к лучшему.
Сон человека доставляет ему покой и отдохновение бренному телу, которое со времени греха осуждено Господом на брение и усталость. Смерть служит христианину для отдохновения его тела, которое вместе с душою во время жизни своей служил Господу. Сон делает для человека нечувствительными заботы житейские, различные скорби и несчастия. Также и смерть удаляет христианина от всех неудобств и неустройств житейских, какие по попущению Божиему он испытывает на протяжении всей жизни. Человек засыпает в надежде пробудиться и встать. Христиан верит, что во всеобщем Воскресении он оживет, воскреснет в будущей жизни. Человек безбоязненно предается сну. Христианин, постоянно размышляющий о смерти, безбоязненно вступает во врата ея. Человеку не праздному, а проводящему в свою жизнь в трудах своих особенно сладостен бывает сон. Христианину, неусыпно трудящемуся в деле своего спасения, несказанно сладкой и вожделенной бывает смерть.
Тело есть орудие души, необходимое ей для жизни в мире. Но это орудие нужно душе в то время пока она заключена в теле. Разлука души с телом не может остановить ее жизнь. Со смертью тела духовные силы души должны раскрыться еще более. Несказанно блажен тот, кто из сей жизни переселяется в иной мир с чувством покаяния в своих грехах, с твердою верою и живой надеждой на Искупителя.
Весеннее обновление окружающей природы есть образ внутреннего обновления кающегося грешника, когда он обратится всем сердцем своим от греха к Богу. Зимой земля выглядит мертвой, но как только лучи весеннего солнца обольют ее своим теплом и светом, она оживает под его животворным действием. То же бывает и с душою, омывшей себя слезами покаяния и сокрушения сердечного. Как ни мертва сама по себе греховная природа человека ко всему доброму и святому, но озаряемая светом лица Божия, согреваемая теплотою благодати Святого Духа она становится новым творением, созданным во Христе. Весною Святая Церковь в Великий Пост учит нас покаянию, а в дни Святой Пасхи возбуждает надежду Воскресения.