Проповедь: Дневники архиепископа Никона (Рождественского)
Проповедь: Дневники архиепископа Никона (Рождественского)

Проповедь: Дневники архиепископа Никона (Рождественского)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

«Правда ли, что я навожу на читателей уныние?» (1911 г.)

Статья эта является ответом на критику статьи архиепископа Никона «Наше духовное сиротство и бездерзновение веры». Читатель обвинил владыку в том, что его статья наполнена грустью и безнадежность, навевает на людей уныние и тоску. Владыка же, отвечая, подробно разъясняет смысл своих слов и переживаний. Несомненно целью его не было вызвать в читающих уныние и безнадежность, но скорбь и сожаление о положении нашей Родины, об отсутствии покаяния в сознании русских людей, о все более растущей распущенности и вольности. Слова архиепископа Никона не потеряли своей силы и теперь, спустя столетие. Все так же плодятся и множатся грехи в обществе, развивается и крепнет вседозволенность.

Вспоминает владыка те времена, когда люди с детства воспитывались в духе Писания, на церковных книгах, впитывали в себя церковно-славянский язык, изъяснялись церковными терминами. Но не так теперь – интеллигенции все более чужда вера, многие же становятся язычниками, безбожниками.

Те же, кто еще не совсем отпал от церкви, искушаемы бывают различными оправданиями, говорит владыка Никон. Кто-то оправдывается и успокаивает себя тем, что молятся о нашей Родине святые заступники, да и на земле нашей еще живут во множестве подвижники, из-за которых Господь и помилует ее. Кто-то говорит об избранности Руси, о ее призвании нести миру свет православной веры – как же может Бог допустить ее гибели? Но все эти рассуждения владыка Никон решительно отвергает, приводя множество примеров: и избранный некогда Господом иудейский народ; и великие древние церкви, которые теперь разрушены; и погибшую Византию. Памятуя об этих примерах, должно нам позаботиться о собственном покаянии и спасении, думая при этом, что своей чистой жизнью спасем и нашу Родину, погрязающую в грехах – наставляет архиепископ Никон.

«Скорбное письмо» (1910 г.)

Архиепископ Никон (Рождественский) в своей статье «Скорбное письмо» словно предвещает, пророчествует об ожидающих нашу Родину страшных событиях. Приводит он и письмо простого деревенского священнослужителя, в котором излагаются трудности и скорби, кои переносят люди верующие, а в особенности священство. Все больше и больше ослабевает в молодом поколении вера, все больше в кругу студенчества, а в особенности и в кругу выпускников семинарий, отступников и приверженцев идей, чуждых Церкви.

Но не только молодые им подвластны – широкие круги интеллигенции уже вовлечены в губительные учения. А в след знатному – и простой народ пускается в ту же беду.

Владыка Никон обращается с предостережением и наставлением к священнослужителям и мирянам, призывая их с неотступностью следовать за Христом в грядущие скорбные годы. «Готовьтесь к исповедничеству, готовьтесь к мученичеству» - говорит владыка, напоминая при этом слова Спасителя и апостола Павла о небесной награде, об спасении, уготованном до конца претерпевшим все страдания и поношения.

«Утешение у яслей Христовых» (1916 г.)

Статья написана архиепископом Никоном Рождественским в день праздника Рождества Христова в 1916 году – во время тяжелой Первой мировой войны. Владыка призывает в эти страшные военные годы не отчаиваться, ища утешения у яслей Младенца Христа. Ведь и тогда, когда Христос пришел в мир, тоже началась война. С одной стороны был Ирод, с другой невинные Вифлеемские младенцы, которые, словно войны встали на защиту Сына Божьего и сподобились за свое мученичество венцов в Царствии Небесном. Владыка призывает читателей верить в то, что и наших воинов, встающих на защиту Родины, Господь наградит мученическими венцами. А те, находясь пред Престолом Божьим, будут ходатайствовать о своем Отечестве, просить Господа о мире и уничтожении зла. Следует всецело предаться воле Божьей, найдя в Господе Иисусе Христе мир и утешение, пишет архиепископ Никон.