Проповедь о Таинстве смерти (№123)
Проповедь о Таинстве смерти (№123)

Проповедь о Таинстве смерти (№123)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Как живут наши умершие? Их блаженства и муки

«Во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39). В этих словах нам преподается совет постоянно не только во всех делах, но и во всех словах наших помнить о неминуемой смерти каждого, чтобы не грешить. Однако, очень мало людей руководствуются в течение всей своей жизни этими словами, большинство вспоминает о них тогда, когда наступит эти самые последняя. Как болящим врач дает лекарства для излечения, так и пророк Сирах дает нам это правило, которое помогает вылечиться от грехов. Грех является причиной смерти, не только телесной, но и духовной, то есть, когда душа погрязла в грехах теряет образ и подобие Божие и таким образом как бы умирает для вечного блаженства предназначенного ей Богом. Во избежание греховной жизни и впоследствии вечной погибели, премудрый Сирах наставляет всех помнить о том, что к каждому из нас придет смертный час.


Смерть телесная как предел человеческой жизни и её причина

Когда не было греха в мире тогда не было и смерти. Ещё в раю первенцу Адаму было сказано Богом помышлять о смерти, чтобы оберечь того от греха. Почему ещё невинному было необходимо напоминание о смерти!? Это потому что человек должен иметь нужду в страхе, так как страх смерти может иметь доброе действие, где недостаточно любви и обещаний. Хорошо было бы если человек мог слушаться Господа по понуждению любви, если бы он мог свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода имеет в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое может остановить колебание и удержать от наклонностей ко злу и таковое есть страх смерть. А что такое смерть? Смерть это возвращение тела в землю, а духа к Богу, то есть разлучение души от тела. Без души тело подвергается тлению. До второго пришествия останки человека находятся в земле и когда Господь придет судить весь мир, каждый получит новое тело, только одни пойдут в радость вечную, а другие на нескончаемые мучения. Ничего нет не известнее, чем день и час смерти. Смерть не назначает времени, не считает сколько лет прожил человек, не смотрит богат ли человек или беден, не ждет старости, не щадит юности и не обращает внимание на то, готов ли человек к будущей жизни или нет. Из священного писания известно, что прародители наши сотворены были бессмертными, но откуда же и когда появилась смерть? Писание поучает, что она есть последствие греха. Бог дал заповедь Адаму и Еве не вкушать плодов с древа познания добра и зла, но она была нарушена и отныне каждому человеку надлежит предел земной жизни. Враг рода человеческого в образе змия, прельстил прародителей к нарушению заповеди Божьей, сказав, что они не умрут, а станут как боги, но вкусив, Адам и Ева не получили божества, а были изгнаны из рая и попали под казнь смертную и не только сами, но и их дети. Пребывая, до нарушения воли Божьей, бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие.


Когда умрем?

О всем, что может случиться с нами в жизни мы только предполагаем, что же касается смерти, то мы в уверены в том, что придет она к каждому. Ни один человек не может сказать, что он доживет до вечера или до утра, потому что многие, ложась спать здоровыми, на утро оказывались мертвыми и многие ставшие утром здоровыми не доживали до вечера. Например, евангельский богач, который скопил добра и решил проводить жизнь свою в удовольствие, сказал ему Бог, что в эту ночь заберут его душу. Думал ли этот сластолюбец, что смерть постигнет его в эту ночь? Нет, он рассчитывал жить ещё долго, роскошно, весело и все дары Божии употребить только для себя. Не зная ни места, ни времени, нужно быть постоянно готовыми к исходу. Будем помнить, что души наши после смерти будут жить вечно и что смерть это переход от жизни временной в жизнь вечную, в которой мы получим награду или наказание за жизнь земную.


Предсказание некоторым благочестивым людям об их смертном часе

За благочестивую и святую жизнь под руководством Святой Православной Церковью некоторым людям за определенное время, это может быть несколько лет, месяцев и дней было предсказано о времени их смерти. Так, например, Святому Священно мученику Клименту Епископу Анкирскому Господь открыл, что 20 лет он будет страдать и через это время мученически скончается. Святому Стефану Епископу Пермскому было предсказано о дне смерти за 3 месяца. Также другим Святым заблаговременно святыми ангелами, угодниками Божиими или Самим Господом было предвозвещено об их переходе в жизнь вечную.

О необходимости приготовления к смерти

Если тем благочестивым людям, которые знали о времени своей кончины и, не взирая на это, всю жизнь провели в подготовкек исходу, то тем более нам, не знающим о своем смертном часе, необходимо молиться, чтобы быть готовыми дать добрый ответ на судище Христовом за жизнь, проведенную нами на земле. Для этого надо всегда помнить о своем смертном часе и в случае падения скорее исповедоваться, не откладывая покаяние, как это делается по нашему нерадению. Многие хотят отложить покаяние на старость, но кто сказал им, что они будут жить долго и не умрут задолго до её начала!? Разве не часто нам приходится видеть молодых людей, одержимых тяжелыми болезнями, которым не до сокрушении о грехах, так как в это время мысли человека в ужасе от приближения смерти. К покаянию нужно приступать заранее, дабы скорее прийти в разум истины и собрать побольше плодов для вечности. Ведя благочестивую жизнь, нам никогда не будет страшна встреча со смертью.


О мужественной христианской встрече со смертью

Итак, христианский страх смерти только помогает проводить жизнь Богоугодно. Он не приводит её в смятение, а раскрывает душу для подвигов. Истинный христианин встречает смерть как вестника мира. Смерть приходит не для того, чтобы разъединить его со Христом, а наоборот соединить. Если для кого то смерть представляется чем-то иным, то эти люди не знают другой жизни кроме земной, не знают о других благах, кроме временных, не знают другого Бога, кроме богов века сего. Несчастны те люди, которые боятся вспоминать про смерть. И если мы боимся даже думать о смерти, то значит, что так мало живем мы для Бога. Утешительна повесть о смерти праведников, поучительно и душеспасительно сказание о том, с каким смирением и сокрушением сердца они приуготовлялись к ней, с каким святым страхом они встречали её и как Господь Бог прославил кончину их. Ещё один пример поистине христианской кончины праведника это отшествие ко Господу Великого Сисоя, когда преподобный лежал на смертном одре, пришли Ангелы за его душой, а он просил дать ему краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Человеколюбивый Господь принимает не только праведников, но и грешников. Во времена греческого императора Маврикия жил свирепый разбойник, которого никак не удавалась поймать. Император, узнав про него, послал ему крест в знак прощения его злодеяний. Увидев крест, разбойник умилился и явился покаяться, через непродолжительное время он заболел и во сне ему было видение, как будто над ним проводят страшный суд. Устрашившись, человек этот провел остаток своей жизни в искреннем покаянии и в сожалениях о своих грехах. Переменив свой образ жизни, он получил от Бога прощение грехов и спасся. Из этой истории сделаем следующий вывод, да никто не отчаивается, как бы тяжко человек не согрешил, необходимо искреннее покаяние и изменение своей жизни.


Значение внезапной смерти

Страшное дело смерть внезапная, это проявление гнева Божьего за наши грехи. Пример этому мы можем увидеть из притчи о богатом и Лазаре. Богач проводил жизнь в свое удовольствие, в грехах, абсолютно забыв о смерти и о Боге. Он прилепился умом своим и сердцем к благам земным и умер не как человек, верующий в Бога, а как потерявший всякую веру. Смерть этого грешника была неестественной, а наказанием Божиим за его лихоимство, беспечность о своей душе и о конце земной жизни. Пагубна внезапная смерть, без исповеди, должного покаяния, причастия и молитв, человек отправляется в вечность. О, какая опасность его там ждет! Как захочется тогда прибегнуть к исповеди и молитвам, а уже станет поздно. Мы несчастные много грешим и большую часть времени своей жизни посвящаем грехам, беспечности, враждам, похотям и всему прочему нечистому. Жизнь мирских людей можно обрисовать такой притчей, где человек бегает от безумного единорога, чтобы тот его не съел и во время бегства впадает в глубокий ров, хватается за дерево, ногами частично встает на его корень. И вот ему кажется, что наконец-то мир и что-то твердое под ногами, но посмотрев вниз видит двух мышей, одну белую, другую черную, которые подгрызают корень дерева, на котором он держится, взглянув вниз он видит страшного змея. Затем в стене зашевелилось четыре аспида. Оглянувшись, он заметил, что из ветвей дерева выходит немного меда и сразу же оставив разглядывать окружающие его напасти, начал его есть. Все это прообразы нашей жизни, где единорог, гонящийся за человеком это образ смерти, ров есть мир, исполненный сетей, дерево, которое беспрестанно грызут обе мыши – наша жизнь, которая сокращается сменою часов дневных и ночных, четыре аспида есть тело, змей изображает ад, который хочет пожрать всех тех, кто выбрал временные блага, а не вечные. Ну и наконец, капля меда является сладостью благ мира сего: богатства, почести и слава.

О смысле болезней

Когда человеколюбивый Бог посылает на нас тяжелую болезнь, мы должны воспринимать её как знак от Господа о необходимости к исправлению, так как совершили много грехов и можем погибнуть. Тяжелая болезнь приходит к человеку неслучайно, ведь именно тогда он задумывается о причине её появления, отходит от суеты, развлечений и начинает исправляться. Для тех, кто ведет праведную жизнь, мысли о переходе в другой мир становятся не такими страшными, как у человека, который о ней не помышляет и не ведет духовную подготовку.


Почему мы не знаем о часе своей смерти?

Незнание часа смертного рождает страх, а страх воздержание, а воздержание пресекает случаи ко греху и падению. Незнание времени кончины приводит к внимательности, а она бывает первой причиной добродетели.


Пример из жизни человека умершего внезапной смертью как наказание Божие

Приведем пример внезапной смерти, которую Бог послал за грехи одному грешнику и рассмотрим, как это важно прощать тех, кто причинял нам обиды и самим вовремя приносить покаяние. В Киево-Печерской Лавре двое монахов находились между собой в теплых братских взаимоотношениях, один был священнослужителем и звали его Тит, а другой служил Богу в сане диакона и имя его было Евагрий, но враг рода человеческого, который ненавидит мир между людьми, навел свои козни и бывшие некогда друзьями, стали непримиримыми врагами. Достаточно продолжительное время находились они в неприязни друг к другу и вот инок Тит тяжко заболев, позвал Евагрия для того, чтобы попросить у него прощение, припав к ногам брата своего. Однако, тот категорически отверг его предложение и быстро направившись к выходу, внезапно упал на пол и умер. Тело его было настолько холодным, что казалось, будто он уже несколько лет назад скончался. А тяжко болящий монах, встал абсолютно здоровым. Братия. увидев произошедшее, спросила что это все бы значило. Брат, попросивший прощение и получивший полное исцеление, ответил, что имея злобу на брата, увидел, как ангелы, сильно опечалившись, отступили от него, а темных духов, радующихся. И когда он просил прощения у брата, а тот отказался, увидел грозного ангела, который поразил Евагрия, а к нему подошел и исцелил. Итак, памятозлобие есть порок ужаснейший и столько же мерзкий перед Богом, сколько и губительный в обществе.