Догмат об иконах
Догмат об иконах

Догмат об иконах

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Для начала необходимо ответить на вопрос – что такое икона и какие существуют образы.

Образ – это не только привычное нам изображение Господа или святых, исполненное иконописцем.

Первейший Образ есть Господь Иисус Христос, воплотившийся и явившийся людям Образ Бога Живаго, доселе невидимого. Второй по значимости образ – человек. Божье творение, созданное по образу и подобию Творца. Третий образ – Священное Писание.

Образом является и всякая тварь Божья, возводящая ум видящего ее к Творцу. Так же и всяческие прообразы, встречающиеся нам в Священном Писании есть отображения того или иного грядущего события, Таинства и даже Самого Христа. Так, к примеру, переход через море – образ Крещения, а медный змий и камень, источивший воду – образы Спасителя.

Учения о святых иконах

Существуют как положительные (догматически верные и признанные Святой Церковью) учения о иконах, так и отрицательные, еретические.

Сначала обратимся к верным учениям.

Учение Святой Церкви об иконах основывается на Священном Писании и Священном предании.

В Ветхом завете мы встречаем упоминания о различных образах, которые мы упомянули выше – медный змий, камень, источивший воду и др. Как мы знаем, они знаменовали собой Спасителя, являлись образом его грядущего пришествия в мир. Вспомним еще один Божий образ – трех странников, с которыми беседовал Авраам. Святые отцы-толкователи Священного Писания говорят о том, что Аврааму явилась Святая Троица, однако же, в образе трех странников. Авраам понимал, что перед ним Сам Бог.

Итак, если Богу было угодно являть людям Себя в образах, почему же люди не могут почитать иконы, которые есть образы Господа и святых? Любое Божье изволение – благое. Мы же отвергая угодные ему образы выказываем непочтение к Его благой воле. Противники православного учения могут возразить на это так: если бы и нам были такие видения, если бы и нам Господь являлся таким образом – мы бы, безусловно, почитали их. Но, не имея таких явлений, зачем нам почитать то, что сотворено рукой человека? Но ведь и ветхозаветные праведники поклонялись не самим явлениям, не странникам поклонялся Авраам, а Троице, явившейся в их образе. Так и православные люди поклоняются не самому материалу – доске и краскам, а Господу и святым, изображенным на них.

Но не только чудесные явления Бога в ангельских обличиях были почитаемы древними праведниками. Почитались также и предметы и места, которых каким-либо образом коснулся Господь, с которыми Он был связан, либо было связано какое-нибудь знаменательное и чудесное явление. Так, к примеру, почиталась Синайская гора. Соломон молился Богу, глядя на алтарь, а Давид, находясь перед кивотом Господним, говорил, что находится пред Лицом Господа. Конечно же, почитание предметам или местам воздавалось постольку, поскольку они были связаны с Господом и возводили к Нему ум молящихся. Но никак не естеству предметов поклонялись ветхозаветные пророки и цари.

Могут возразить – то были древние времена, ветхий закон был руководящим, сейчас же Новозаветные времена и нам не следует обращаться к старине. Но это неверная точка зрения. Ветхозаветное Писание есть часть Священного Писания и почитается Святой Церковью. Наследие это для нас имеет не второстепенное значение, события древних времен для нас так же ценны. Не господствует над нами только Ветхий закон в его обрядовой стороне, все же остальное Писание для нас значимо.

Обратимся теперь к Священному Преданию.

Все Вселенские Соборы проходили в храмах, украшенных святыми иконами – одним этим фактом они уже освятили почитание образов. На шестом соборе была поднята тема об изображении Господа в образе Агнца – Собор постановил не изображать Спасителя таким образом, ведь Он явился людям в человеческом естестве, агнец же – древний прообраз воплощения.

С 726 года начались тяжелые для Церкви времена господства ереси иконоборцев. Страшные гонения обрушились на почитающих святые иконы. В эти времена пострадал за веру святой Стефан. Он вызвал возмущение тем, что плюнул на лицо императора, отчеканенное на монете, и растоптал ее. Когда же его схватили, святой сказал: «Так гневаетесь вы за то, что был попран образ земного, временного царя, но попираете образ Господа, не почитая его». Продолжались гонения 60 лет, до тех пор пока Константин и Елена не созвали Собор в Никее, утвердивший почитание икон на все будущие века. Была произнесена анафема еретикам и всем почитающим естество предметов, с помощью которых изготовляется образ.

Неверные учения о святых иконах.

Неверные учения имеют место быть из-за некорректного понимания и толкования Священного Писания и Предания. Так, например, многие противники почитания икон приводят в доказательство заповедь, гласящую: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…». Очевидно, что заповедь эта запрещает создание изображений с целью поклонения им как богам, идолопоклонства. Но никак не связана с почитанием образов Господа и Его святых. Ведь первый Свой образ Господь сотворил Сам, создав человека.

Так же есть утверждение о том, что коль скоро Церковь первых веков не имела икон, то и нам стоит прекратить их почитание. Но стоит учесть состояние Церкви в те времена, множество гонений, которым она подвергалась, не имея возможности показать себя во всей красе. Но и тогда иконы все же существовали - Нерукотворный Спас, икона Богородицы, писанная евангелистом Лукой и др. А также найденные места собраний первых христиан, где они совершали Таинство Евхаристии – имели иконографию, пусть даже очень часто символическую.