Праздничные слова святых отцов
Праздничные слова святых отцов

Праздничные слова святых отцов

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

СЛОВО НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И КРАТКАЯ ПОХВАЛА ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Ветхое миновало и все стало новым, и тени и прообразы упразднились, а образы вещей стали ясны благодатью Духа через писания богомудрых Апостолов. Апостол Павел призывает стать мужем совершенным, в меру полного возраста Христова чрез духовное созерцание и соблюдение Его закона. Для того Господь явился нам Младенцем, чтобы младенческое и несовершенное нашего разума обратить в совершенное разумение, твердое как у мужа. Чтобы, уплатив за нас этот долг, освободить нас от законного рабства и от образа жизни, подобающего младенцам. Заповедь обрезания была дана Богом, как знак лучшего и духовного обрезания, по необходимости склоняла всех под свое иго до тех пор, - пока ее Законодатель, человеколюбиво приняв подобную нам плоть, по примеру людей снизойдя до обрезания и затем, показав лучшее обрезание в Своем Крещении, уничтожил и устранил обрезание. Ибо Он не пришел "нарушить закон", как чуждый, но пришел исполнить его делом, как собственный, Им Самим установленный.

О Святителе Василии

Свт. Василий, знаменитый и славный светоч вселенской Церкви, совершенный в жизни, премудрый в слове, всесовершенный в добродетели, вполне усвоивший мирскую мудрость и науку, он бросил ее к подножию учеников Христовых. Изучил все книги древних пророков, изучил Евангелие, тем самым укрепившись в вере в Господа. Этого блаженнейшего мужа, при проповедании о Рождестве и Крещении Христовым, возвеличившего духовное обрезание, подобало возвеличить в день его памяти. Поэтому вселенская Церковь во всех частях вселенной, прославляя его память богоприятными хвалами.

СВТ. АМФИЛОХИЙ ЕПИСКОП ИКОНИЙСКИЙ. СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, О БОГОМАТЕРИ, ОБ АННЕ И О СИМЕОНЕ

Многие из великих людей считают девство предметом удивления. Оно выше (обычного) человеческого состояния, свободно от необходимых забот и вместе с Женихом Христовым вступает в чертог царства небесного. Но честный брак превосходит всякий земной дар, как стройное растение, как корень девства, как производящий разумные и одушевленные ветви. Господь не противополагает одно из этих двух состояний другому. Достойно уважения и вдовство, но вдовство побеждающее в трудном подвиге целомудрия. Такова была Анна пророчица, дожившая до глубокой старости и обновившаяся, как орел. Анна восхваляется апостолом Павлом: «Бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Если у молодой вдовы нет детей, позволительно вступать во второй брак ей, побуждаемой желанием чадородия. Но если у вдовы, вступившей во второй брак, есть дети, излишним является таковой посев, так как разумные колосья взаимно враждуют.

Из чтения евангелиста Луки, знаем как Симеон сказал Деве: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу". Это значит: на падение неверных иудеев и на восстание верующих народов. Знамением пререкаемым (Симеон) назвал крест, потому что многие из неверных высказывали пререкания Господу, когда Он был на кресте, словами и делами насмехались над Ним.

Слово на Благовещение Святого Анастасия Синаита

Архангел Гавриил приходит к Пресвятой Деве Марии сообщить о том, что от Неё родится Спаситель мира. Приходит Сам Архангел Гавриил. Каждому ангелу поручается свое, но Ему повелевается самое важное и ответственное возвестить Благую Весть о Пришествии Сына Божьего для спасения рода человеческого. Богородица при бессемянном зачатии сохраняет Свое девство. Какое Великое Чудо Божье чрево вместило Того, Кого не вмещает целое небо. Младенцем ради нас стал Сын над нами. Постепенно возрастало усовершаясь телесно Всесовершенное Слово Божье. Получил начало во времени Творец времен, существующий предвечно.

Святитель Амфилохий Иконийский. Слово святителя Амфилохия епископа Иконийского на воскрешение Лазаря

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых (Ин. 12,1). Начаток воскресения стал прообразом в Лазаре. Народ и фарисеи восприняли это по разному, народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором мы слышали, они решили убить его. Много чудес было оклеветано фарисеями, только с Воскресением Лазаря у них этого не получилось. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб. Они знали, что уже ровно, как четыре дня, он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, поскольку Господь учинил это.

Беседа Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия в Великую Субботу

Господь добровольно принял на себя Крест, смерть, всякое насилие не для того, чтобы ускорить общую гибель, но для избавления человеческого рода от гибели. Во гробе скрывается Владыко и толпа неблагодарных рабов окружает Его, поставив у гроба стражу. Они изумляются, видя Создателя мертвецом, но изумляясь, неизменно пребывают в заблуждении. Изумляются они, но прославляют, а стерегут как царя и злословят, как злодея. Охраняют как сокровище и видя у других богатство спасения, почерпаемые через веру, сами будучи угнетаемы крайним бедствием влекут свою жизнь к пагубе неверия. Знают о Воскресении, но скрывают его, потому что из-за сребролюбия предают истину. Не будем же поступать как неблагодарные фарисеи, а будем благодарны Господу за наше спасение и постараемся провести нашу жизнь во всяком благочестии и чистоте.

Слово Иоанна Златоуста в день Христова Воскресения

Владыко наш, будучи щедр последнего к Нему, пришедшего в покаянии и встав на пути исполнения Его Заповедей, принимает, как и первого, т.е. человека который уже давно находится на пути спасения. И последнего Он милует и о первом заботится и тому дает и этому дарует, дела принимает и намерения приветствует. В этот день пускай богатые, и бедные ликуют друг с другом, воздержанные и беспечные пусть почтут сей день, постившиеся и непостившиеся да возвеселятся. Пусть никто не жалуется на бедность, открыто для всех Царство Небесное.

Беседа Святейшего Фотия Патриарха Константинопольского на Вознесение Господне

После Воскресения, Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам. Христос сказал апостолам не выходить из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой. Ещё в ветхом Завете, Бог обещал в последние дни излить Духа Святого на каждого человека. Это обетование исполнилось, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов. Они до страданий Сына Божьего приняли Крещение от Иоанна Предтечи, Спаситель не дает им другого Крещения, чтобы не разрешить повеление Иоанна Крестителя и не дать иудеям повода для упрека, будто Он вводит другое Крещение из-за завести к Крестителю. Но Он крестит не водою, но Духом. Креститься Духом Святым тоже, что и принять Духа Святого.

Слово Епископа Медиоланского Амвросия на Рождество Христово

Возрадуемся в этот день вместе с ангелами духом, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Мир Христов дается не по долгу, а по заслугам. Как ликовали ангелы в ту ночь, когда пастухи, бодрствующие, прежде всех узнали о Рождестве Господа из песен ангелов о рождении Спасителя. Неудивительно, что пастухи познали спасение мира раньше князей и ангелы возвестили об этом не царям, не судьям, а простым людям. По плоти родился Господь так тайно и так смиренно, что мир совсем не знал о Рождестве Его. Да и как могли верить этому, когда после того как это совершилось, едва верят совершившемуся.

Утешительное послание Феодорита Епископа Кирского

«В настоящей жизни нет ничего прочного и постоянного», говорит Епископ Феодорит. Неувядаемая только красота добродетели. Власть смерти уничтожена и смерть стала страшным сном, все мы, восприняв луч веры, ожидаем воскресения, ведь Владыко наш Христос, Единородное Слово Божие, существовавший прежде веков, со вечный Отцу, Творец и Правитель всего, Тело Свое полученное от нас для нас предал смерти не для того, чтобы оставить Его мертвым, но с тем, чтобы сперва воскреснув Им, посеять в нас надежду Воскресения.