Недели о Самарянине и Слепом
Недели о Самарянине и Слепом

Недели о Самарянине и Слепом

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

В эту неделю поста, поговорим о том, как нужно почитать Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн, 4 глава, 24 стих). Когда мы молимся, совершаем поклоны, осеняем себя крестным знамением, зажигаем свечи и лампады — это внешнее служение Богу и ценно оно только, если является выражением внутреннего, душевного состояния. Истинной молитвой может быть только полное возношение ума и чувств к Богу. Усердие, сосредоточенность, вникание в слова молитв и псалмов, концентрация всех мыслей - вот что необходимо для правильной молитвы. Но часто мы рассеяны, мысли разбегаются, голова наполнена житейскими проблемами и молимся автоматически, сами порой не понимая, что говорим. Не должно так делать пред Господом. Поэтому Церковь учит нас предварительному приготовлению к молитвенному правилу. Оставив все дела, нужно собраться с мыслями, представить себе какое важное дело должны сейчас совершить. Потом произнесём «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Постоим немного в тишине, пока не утихнут все чувства, и, сотворив поклон, приступим к молитве. В храме мы должны быть особенно собранными и внимательными к себе.

Храм - дом Божий, место постоянных служб и молитв, псалмопения. Тут особенно чувствуется присутствие Божие и все ангелы будто служат вместе с людьми. Поэтому, смотря на иконы Господа, мы должны вести себя так, будто это Он сам стоит пред нами. Должно быть внимательней к поучениям священников, к чтению Евангелия. Господь учит нас молиться ему не только духом, но и истиною. Что это значит? Это значит, что служить Ему мы должны не так как сами хотим, думаем, а как учил Он нас своим примером, как учили Апостолы и Святые Отцы, Церковь. Кто учит служить иначе, является раскольником, вносит смуту, споры и вражду между людьми. Нехорошо поступают и те, кто не благообразно стоит на молитве, рассеян, отвлекается в храме на постороннее, стесняется креститься или творить поклоны. Но не стоит думать, что телесное служение не нужно. Нет. Это важно и полезно нам, помогает настроиться духом к молитве.

Учение Христово - вода живая. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанн, 4 глава, 4-14 стихи). Эта фраза напоминает нам о кратковременности земных наслаждений. Сколько бы не пили, опять одолеет жажда, сколько бы ни ели, снова будем голодны, сколько бы не развлекались, снова придёт скука. Заботимся о тленном и нерадеем о вечном. Учение Христа напитает всех жаждущих навек. Оно раскрывает многие тайны, успокаивает несчастных, помогает больным, открывает истину, примиряет людей, показывает, что все мы братья, что во Христе нет рабов, что можем быть свободными, что величие не в богатстве, а в правде, что только добродетель выше всего и одна она уйдёт с нами в другую жизнь.

В «воде живой» никому нет отказа, всяк может напиться и жить вечно: и бедный, и богатый, и знатный, и простой, и здоровый, и больной. Нет греха, который бы Бог не простил кающимся, нет горя, которое бы не умягчил, просящим Его. Учение Христа через благодать Святого Духа возвращает человека к духовной жизни, врачует его душу и тело, укрепляет на подвиги благочестия, помогает преодолевать трудности житейские, просветляет ум, даёт надежду на обетование Божие. «Без Меня не можете делать ничего» - говорит Господь (Иоанн, 15 глава). Без благодати Духа Святого не сможем мы справиться со страстями. А чьё сердце и ум обращены к Небу, тому уже не интересно мирское. Мы знаем, как живут те, кто не имеет «воды живой», томятся они в неудовольствии, в раздражении, не могут насытиться мирскими благами. Славолюбцы ищут славы, а она бежит от них, корыстные ищут богатства, но не могут насытиться. Такие люди находятся в постоянном рабстве греху. Все мы страстны, и знаем, как тяжко бывает от неудовлетворённости своих желаний. Поэтому будем молить Господа о даровании Духа Святого, чтобы вывел нас из тьмы заблуждений, освободил от сетей мирских и помог в борьбе со страстями.

Не может человек быть полностью доволен, если не живёт по учению Евангелия. Не удовлетворит его ни богатство, ни слава. Даже если завладеет всем миром, не будет доволен. Сколько мы видим богатых, живущих в роскоши. Всё у них есть, всё могут приобрести, но уныние и тоска не покидают их. Это происходит от того, что человек не только телесное, но в первую очередь, духовное существо. Дух нельзя напитать земным, ему нужно высокое, небесное, божественное. Только учение Христа может насытить человека, сделать его счастливым, даровать блаженство. Человек, живущий для Бога, полностью доволен своим положением. Ни деньги, ни слава, ни похвалы людей, ни почёт, ни развлечения - не нужны ему, а только Бог. Нет у такого человека ни зависти, ни злобы, совесть его чиста и душа спокойна. Скорби он переносит смиренно, не раздражаясь и не впадая в уныние и отчаяние. С помощью Божией всё преодолевает. Настоящее благо в Боге. Созданы мы по образу и подобию Его, поэтому не можем питаться мирским только, но требуется нам духовное, святое.

Неделя о слепом

В неделю о слепом, поговорим о слепоте душевной. Из Библии мы помним притчу, как Иисус Христос исцелил слепого: сделал брение, велел умыться и человек прозрел. Но прозрел он не только телесными очами, но и душевными - уверовал в Иисуса как спасителя мира. Учёные и знатные же евреи, не смотря на всё обилие исцелений и пророчеств, не верили в Иисуса Христа, что говорит об их слепоте духовной. Прекрасно, когда можем видеть весь этот замечательный мир. И большая беда лишиться этого дара. Не видеть света, людей, себя, моря и неба - горе. Но слепота духовная ещё страшней. Такой человек зло принимает за добро, лукавство за правду. Такими были фарисеи, книжники и первосвященники в Библии. Они видели праведную жизнь Христа, слышали Его спасительные поучения, знали об исцелениях. Но чудеса приписывали силе бесов, извращали смысл Его слов, оскорбляли и предали ужасной казни. Это и есть хула на Духа Святого - когда человек по гордости и самости не хочет верить доказанной истине. «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» ( Матфей, глава 12). Что значат эти слова? Не то, что Бог зол, нет. А то, что нераскаянный грех, не может проститься. Человек сам отказывается принять правду, борется с ней и с Богом. Такая слепота духовная рождается от гордости, самолюбия, зависти, пресыщения и злости, расслабленной жизни, от антирелигиозных направлений в науке, от легкомысленности и неверия, от беззаботной и порочной жизни.

Вера должна быть свидельствуема нашей жизнью. Все мы называем себя христианами, но имеем ли твёрдую, живую, деятельную веру в Бога? «Вера без дел мертва» (Иак. 2,17). Верующий каждое мгновение жизни своей употребляет на благо, не тратит время зря, убеждён, что всё бывающее в жизни посылается Богом, вверяет свою жизнь Творцу, безропотно переносит трудности, старается не оскорбить святость Божию своими делами или мыслями, избегает греха, как яда, старается подражать жизни Иисуса Христа, приготовляется к переходу в вечность, сражается со своими страстями, следует воле Божией, кается при падении. Такая- то горячая вера необходима всем нам для спасения.

Из притчи про слепого мы помним, как ученики спросили Господа, почему этот человек родился слепым - по его ли грехам или грехам родителей. Иисус же ответил, что не по грехам слепота, но чтобы на нём явились дела Божии. Иисус Христос сотворил чудо - исцелил несчастного. Узнали об этом и фарисеи, и книжники. Но не желали верить. Допрашивали и исцелённого, и родителей его. Всем было понятно, что Христос творит волю Божию. Но в гордости и упрямстве своём не хотели фарисеи отступать. Ужасна слепота духовная. Эта притча изобличает упорное неверие и гордость некоторых людей, которые не желают принимать то, что явно и истинно. Из этой притчи мы так же видим, что истинно зрячими оказались те, кто считались тёмными, невежественными и не просвещёнными. А те, кто считали себя всезнающими, на самом деле были слепцами. Таких слепцов много и поныне, особенно среди хорошо образованных и знатных людей. Они ищут знания только в мире, ищут почёта от мира. А душу оставляют гибнуть в темноте. Не оказаться бы и нам среди них. Поэтому будем молить Бога, чтобы открыл Он нам духовное зрение и дал возможность истинно уверовать.