Недели Святых Отцов и Пятидесятницы
Недели Святых Отцов и Пятидесятницы

Недели Святых Отцов и Пятидесятницы

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Вспомним о Вселенских Соборах. Первый такой Собор состоялся в 325 году. Всего же Вселенских Соборов было семь. Своё название они получили, так как на них собирались епископы, патриархи, пресвитеры со всех стран христианского мира. Основной причиной созыва Соборов было появление еретиков, которые распространяли ложные учения и смущали народы. На первых двух Соборах был принят Символ Веры, утверждены основные церковные догматы, сформулировано учение о Святой Троице и установлены церковные правила. На всех семи Соборах были утверждены основные истины христианской жизни. Все догматы принимались совместно, единодушно и являются столпами веры. Поэтому, если кто говорит своё, не согласное с соборным постановлением, считается еретиком. Так как говорит он от себя, от своей гордости и прельщенного ума. В Соборах же принимали участие действительно духоносные отцы, борцы за правду и чистоту христианства. Были среди них и святые, и мученики. Все они, несомненно, имели Дух Свят. Часто, сильные мира сего поддерживали какие-либо еретические учения, и тогда нелегко было епископам. От них требовалось мужество, искренняя вера и желание донести религию чистой и правдивой. Сейчас же много печатается книг с явной или прикрытой ересью. Много вносится смуты, появляются книги открыто инакомыслящие, которые вносят недоверие к Церкви и её канонам. Всё это делается, чтобы внести смуту и рознь, вражду и разделение среди народа.

Ещё в недели Святых отцов поговорим о счастье. Много и философы, и писатели говорили об этом. Люди постоянно занимаются вопросами о благоустройстве, довольстве и радости. Множество мероприятий, организаций направлены на улучшение жизни людей. Да только радости не прибавилось. Забываем мы, что человек не только тело, но и душа, дух. Поэтому только земных радостей не достаточно, чтобы быть счастливым. Источник человеческой жизни — Бог. Посему и стремится душа к Нему, питается чрез Него, все корни её в небесном. Какой толк ухаживать за листвой, а корни не поливать. Такое дерево всё равно погибнет. Христианин знает, что всё земное временно, поэтому любые беды воспринимает более спокойно, с надеждой на помощь Божию. Земные тягости не страшны для верующего, а страшно ему остаться без Бога.

Вспомним же ещё о Пятидесятнице. Это праздник, отмечаемый на 50-й день после Пасхи, праздник сошествия Святого Духа на Апостолов. Произошло это так: Апостолы и ученики Христовы всю ночь молились о ниспослании Святого Духа. В 9 утра случился сильный шум с неба, сошли языки пламени на Апостолов и остановились на них. И заговорили ученики на неведомых для себя языках, почувствовали силу, мысли стали глубокими и чистыми, вспомнили в точности всё, чему учил Иисус Христос. Так они поняли, что это Дух Святой сошёл на них. Люди из округи ринулись к их дому, ибо заметили и сотрясение земли и огненные языки. Апостолы начали проповедовать. Многие из толпы каялись и крестились. В первый же день таких было 3000 человек.

В народе праздник Пятидесятницы называется Днём Святой Троицы, так как в этот день открылись людям все три ипостаси Бога: Отец, Сын Иисус и Святой Дух. Апостолы образовали первую Церковь, после сошествия на них Духа. И поныне и навеки Дух Святой освящает и защищает Церковь Христову. Учение о Святой Троице является сущностью нашей веры, источником добродетелей. Должно понимать, что все три лица равны по силе и власти, все вечны. Нет среди них ни большего, ни меньшего, а все одно. Потому и называются Равносильными, Равночестными. Бог един существом, но троичен в лицах: Отец ни от кого не исходит, источник всего сущего, Сын - исходит от Отца, и Дух тоже исходит от Отца и свидетельствует о Боге Отце. Чтобы лучше понять эту тайну, приведем пример, который подсказал нам Константин Философ «...в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала не конца, так и Бог — безначален и безконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога рождается Сын и исходит Святой Дух. Таким образом, солнечный луч, просвещающий всё вселенную, есть подобие Бога Сына, рождённого от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например, на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, из трёх предметов: круга, солнечного луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно — так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть один Бог».