Проповедь о самоубийстве и еретиках
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Все газеты и журналы залиты человеческой кровью, весь эфир пропитан кровью, с экрана телевизора также льется человеческая кровь. Сводки новостей пестрят смертельными новостями и преподносятся они в красочной форме так, чтобы люди ко всему этому привыкали, и менее начинали ценить жизнь. Отсюда и вытекает вторая проблема общества - самоубийства.
Явления самоубийства происходят во всем мире в огромных количествах. Особенно это происходит в хорошо обеспеченных странах и среди молодежи.
Прослушаем выдержки из письма, особенно поучительного для нашего времени, одного молодого человека стоящего на краю пропасти и только чудом Божиим спасенного от самоубийства…
В чем спасение от искушений для молодежи нашей, как застраховать детей от этих искушений, где искать спасения от эпидемии самоубийств среди молодежи, которые растут с ужасающей силой?
Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков? Ответ найдем из книги архиепископа Никона «Мои дневники», 1916 г. «Удивительное время мы переживаем, поднимаются вопросы тысячу лет назад уже решенные, переоцениваются ценности, веками оцененные, пересматриваются решения от первых веков христианства утвердившиеся. Выходит, что наше поколение считает себя умнее, талантливее, нежели великие мужи, носители духа христианского, жившие в веках от нас отдаленных. Если такое самомнение сознательно, то оно преступно и свидетельствует об отступлении от церкви, но хочется верить, что больше происходит это бессознательно, как грех неведения, как последствия недостаточного воспитания в духе церковности. В последние годы мутной, ядовитой волной разливается по родной Руси в разных видах неверие, прежде всего неверие в церковь, как живой организм любви, возглавляемой Христом Спасителем, как воплощенной любовью. Это неверие в церковь проявляется в тех, которые считают себя верующими у Бога. Для них безразлично как учат о том или ином предмете веры и жизни православная церковь. Они полагают, что вправе иметь обо всем свое собственное мнение, суждение, не справляясь о том, как скажет о том Святая Церковь. А таких вопросов современная жизнь выдвигает великое множество. Вот тому пример. Вследствие упадка веры вообще и ослабления как нравов так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши и девяностолетние старики, опустошается душа, расхищают из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы Образа Божьего, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушениями и человек решает что нет смысла больше жить и страдать и в озлоблении на все как мятежник самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние, то есть, смертные грехи. Смертные, потому что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют и гонят от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть врага рода человеческого, врага Божия, преграждает к себе все пути для благодати. Как же возможно будет для него воздействие сей благодати? Когда речь идет о спасении, мы должны всегда помнить что Бог не спасает нас насильно. Создать нас без нас он мог, а спасти нас без нас не хочет и без нарушений правил своих и не может. Необходимо чтобы человек при исходе сей жизни имел хотя бы зачатки произволения ко спасению, чтобы по крайней мере, не отрицал возможности своего спасения, а следовательно не терял надежды. Мы молимся о тех, кто почил в надежде Воскресения и вечной жизни, в ком осталась хотя бы искра надежды на Искупителя мира. Тогда церковь молится и о «Иже во аде держимых» по слову Василия Великого. Общий закон спасения выражен в словах: «В чем застану, в том и сужу», глаголет Господь. Что сказал я о самоубийцах, то же можно сказать и об отлученных от церкви еретиках, не примирившихся с церковью, умерших во вражде с ней, в отлучении от нее. Вне церкви нет пути единения со Христом, а следовательно нет и спасения. Спасаются только живые члены церкви, живущие в уединении с нею посредством таинства Причащения тела и крови Спасителя. Сие величайшее таинство, о котором заповедал нам сам Господь, существует только в Церкви и относительно еретиков надо сказать что если они умерли без примирения с церковью, если они унесли с собой вражду к ней в другой мир, то для них невозможно превратить эту вражду в любовь, потому что вообще для души в загробном мире уже невозможно изменение. Какое изменение направления получила душа в течение всей жизни, в такой она продолжает жить и в загробной. Там живет уже не полный человек, а только душа его. Что преобладало в душе в течение всей жизни, то продолжает обладать ею и в будущем. Перемена для отошедших душ из сего мира в другой, возможна лишь по молитвам церкви, но при том условии, если душа отошла в мире с церковью, если в произволении усопшего были зачатки искреннего желания спасения, если он был хотя и немощным, но не совсем мертвым, не отпавшим от тела Церкви».
Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков? Относительно самоубийц святой Тимофей, епископ Александрийский говорит: «Аще кто, будучи вне себя, поднимет на себя руки или повергнет себя с высоты, за такового должно ли быть приношение или нет, то есть Литургия? О таковом священнослужитель должен рассудить подлинно ли будучи вне ума соделал сие, ибо часто близкие пострадавшему от самого себя желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, говорят неправду. Может сие быти яко соделал сие от обиды человеския или по иному промыслу, от малодушия и о таковом не подобает приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен знать все подробности, дабы не подпасть осуждению», заключает святой Тимофей, епископ Александрийский.
Вот единственное исключение, допускающее молитву церковную за самоубийц. Человек совершил страшное преступление в состоянии невменяемости. Ясно, что в этом случае нельзя его строго судить за это. Бог в неисповедимых путях своего промысла попустил такое несчастье, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении этого человека, лишенного разума. Бог пусть и будет единственным его судьей. Церковь, в смирении склоняясь пред непостижимыми путями Божиими, предает сего человека в руци милосердия Божьего, как лишенного возможности бороться с насилием дьявольским. Впрочем, в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы должна решать церковная власть, которая и берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминовения. Это является тяжелым бременем для каждого епископа. Самоубийства участились в последнее время до крайности, особенно среди молодежи, полагаться на решения врачей нередко и в Бога неверующих, нельзя. Ведь такие врачи вовсе не обязаны входить в суждение по существу о том, был ли самоубийца в состоянии острого помешательства в момент совершения преступления. Миряне не имеют никакого права требовать от священнослужителей функций требоисправителя, который обязан непременно, безо всяких осуждений исполнить их требования.
Невольно задумываешься, как же наша жизнь далеко уклонилась от того пути, который указывается церковью. Ведь выходит, что родственники самоубийц как будто насильно, вопреки воле самого Господа, указывают ей правила жизни. Хотят, по сути «втолкнуть» несчастного в Царство Небесное. И особенно это часто бывает по панихидам о еретиках и богохульниках. Так было и в отношении Льва Толстого. Но в отношении еретиков святая церковь не допускает и такие исключения, которые допускаются по отношению к самоубийцам. Если еретик или богохульник умер, не примирившимся с церковью, церковь не может допустить и молитвы о нем. Ересь - есть духовное самоубийство. О мертвом члене, отпавшем от тела Церкви бесполезно и заботиться, бесполезно и молиться. Есть еще одна сторона вопроса о молитве за еретиков и самоубийц, которую обыкновенно упускают из виду, хотя она едва ли не важнее всех теоретических суждений, которые может быть в своей основе на нее и опираются. Это сторона, так сказать, мистическая. Надо помнить, что такое церковь в своей сущности. По учению великого апостола Павла, она есть живое тело Христа Спасителя, а все верующие – это члены, живые клеточки великого организма. Молитва - есть кровь церкви, она привлекает благодатные силы к обновлению всего организма. Она есть и дыхание любви, объединяющей всех верующих со Христом и во Христе. Любовь приводит молитву в действие. Соединенная с Таинством Евхаристии, она проникает в небеса и отверзает двери милосердия Божиего к почившим в вере нашим братьям и кровью Господа омывает их грехи.
Братья и сестры! Поспешим в объятия матери нашей Церкви православной и пребудем навсегда верными ее сынами исполняя все то, что заповедает она исполнять своим чадам и с Божией помощью будем исправляться, будем каяться и никогда не будем отчаиваться чтобы ни случилось с нами в этой жизни. Пусть всегда будет нашим упованием, нашим компасом, нашей путеводной звездой Христос, наш Спаситель и Господь, наша усердная заступница – Богоматерь, наши усердные молитвенники – сонм всех святых, Богу угодивших. Будем же чаще просить их помощи и покровительства и всей душой стремиться к ним.