Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№095)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Святитель Иоанн Златоуст в своих наставлениях касается вопросов, по сей день волнующих не только готовящихся вступить в брак, но и уже состоящих в нем христиан:
Залогом для создания благополучной семьи, по свидетельству Иоанна Златоуста, может стать ранний брак. Ведь молодые могут поддаться плотскому искушению и впасть в блуд, а, как говорит святой Иоанн, привыкший к блуду до брака, и после его заключения нередко впадает в грех прелюбодеяния. Если же молодые люди до венца живут чисто и целомудренно, плотские искушения не смущают их сердец, то нет никакой нужды торопиться с заключением брака. В противном же случае, родителям следует немедля соединить своих детей узами законного супружества.
Многие при выборе спутника руководствуются двумя основными критериями. Первый – любовь. Благословенна любовь, насажденная в сердце человека Господом, говорит святой Иоанн Златоуст. Но следует знать, что любовь между желающими вступить брак, должна быть глубокой, а не поверхностной, духовной, но не только лишь плотской.
Второй же критерий – материальный достаток, именитость супруга или супруги. Его святой Иоанн златоуст называет самым нелепым и неверным.
Главным же богатством, которым должны обладать супруг или супруга, является богатство духовное. Не следует родителям искать и подбирать для своего чада наиболее состоятельную пару, но более следует искать человека добродетельного, целомудренного.
В деле этом, как и в любом другом, должно возложить все упование на Бога и сотворить крепкую молитву. Молиться же святой советует такими словами: «Господи, устрой все как Тебе угодно и когда Тебе угодно. Аминь ».
Вот уже выбран спутник жизни, готовиться свадебное торжество, рассылаются приглашения – они так же, по свидетельству святого Иоанна, играют роль в брачном счастье. Очень важно то, как все будет устроено, и кого пригласят на венчание и празднование.
На венчание обычно приглашаются все – и родственники и друзья. Приглашая же родственников или знакомых, не стоит потворствовать их традициям и их желаниям во внешнем устройстве бракосочетания. Многие могут склонять жениха и невесту к проведению игр, танцев и других обрядов, совершающихся по обыкновению на свадебных торжествах. Тем самым, склоняя все более к мирскому, отвлекая от духовного составляющего Таинства. Следует помнить, что главная цель, ради которой приглашаются все родственники, друзья и близкие – совместная молитва.
Прежде всего следует пригласить на брак Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорит святитель Иоанн Златоуст. Каким же образом можно сделать это? Путем милостыни. Прежде, нежели будут подготовлены конверты с приглашениями, следует подготовить конверт с милостыней, направить его нуждающимся. Это и будет пригласительным билетом для Христа.
Не советует святой Иоанн Златоуст приглашать танцоров и музыкантов, ведь это есть излишние и не нужные затраты. Не стоит стыдиться пригласить и немощных и неимущих, но никак не блудниц.
По сей день актуальны слова святителя. Огромные средства тратятся на свадебные торжества, на выпивку, угощения и увеселения. Создается атмосфера, приносящая духовный вред молодым и гостям, оскорбляющая величие и святость Таинства.
Много внимания уделяется и одеянию невесты. Нет, святитель не говорит, что невеста вовсе не должна быть украшена, но лучшее украшение для нее – целомудрие, стыдливость и скромность.
Празднование не должно быть шумным и беспорядочным, нельзя упиваться спиртными напитками. «И да будет трапеза ваша обильна и с радостью. Аминь» - говорит святой Иоанн Златоуст.
В браке важна общность – тел, дарований и также денежных средств. Экономическая независимости в браке – есть ступень, ведущая к разобщению супругов. Муж и жена есть единая плоть, посему не может быть у одного чего-то принадлежащего только ему, а другому не принадлежащего, но все общее.
К сожалению, многие семьи не желают иметь детей, а если и желают, то тщательно «планируют» появление на свет потомства: используют контрацептивы, совершают аборты. Поступающие таким образом нарушают Божью волю, совершают убийство.
Царь Давид был восьмым ребенком в семействе. А что бы могло произойти, если бы ему суждено было родиться в наше время? Помазанника Божьего могли бы умертвить еще во чреве матери, считая лишним, незапланированным ребенком. Каждый день совершаются аборты, и один Господь знает, сколько возможных ученых, великих врачей или угодников Божьих умертвили еще до их появления на свет.
Но общество не считает аборт убийством, не считают себя убийцами и совершающие его. Следует знать, что убивающий ребенка – убивает Божий дар, убивает свое будущие и будущие своей страны, губит души, изгоняет от себя Божьих ангелов.
Трудности неминуемо возникают и с «запланированными» детьми. Родителям все сложнее и сложнее их контролировать, семья превращается в шаткую конструкцию. Таковы последствия нарушения воли Божьей и убийства. Лучшей панихидой по убиенным младенцам станет искреннее покаяние их родителей.
До венчания оба супруга переживают все происходящее в романтическом свете. Сквозь дымку влюбленности они видят только положительные качества друг друга, недостатки же не так заметны. Но когда эта дымка рассеивается - перед супругами встает множество проблем. И если на этом этапе они не будут иметь веры, молитвы и терпения – трудности могут полностью размыть только-только закладывающийся фундамент брака. Важно понимать, что супружество – есть крест. И супруги должны нести его, уповая на Божью помощь.
Корень семейных проблем нередко таиться в том, что муж любит жену более, нежели Христа. И жена почитает и любит мужа больше Бога. Это недопустимо. Только любовь ко Христу, говорит святой Иоанн Златоуст, соделывает брак вечным.
Благочестивым родителям должно со вниманием, с самого раннего возраста воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем. Важно не опоздать – многие родители слишком поздно начинают стараться воспитать в детях дух веры. Тогда как характер и поведение их уже сформированы. Тяжела жизнь ребенка вне веры, особенно в мире, полном искушений и дурного влияния. Посему необходимо с раннего детства взращивать в детях страх Божий, который всю последующую жизнь будет оберегать их, даже если родителей не окажется рядом.
Но если ребенок по каким-то причинам отпал от веры или пока так и не пришел к ней, родителям необходимо каяться. Искреннее родительское покаяние и теплая молитва способны защитить ребенка, с помощью Божьей обратить к вере и богоугодной жизни.