Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№096)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь включает в себя шесть бесед святителя Иоанна. Христианин найдет в них ответы на вопросы о духовной жизни, избавиться от имеющихся сомнений и заблуждений.
Что же подразумевает здесь святой Иоанн Златоуст под понятием «беспечности»? Разве мы, проводящие каждый день в заботах и тревогах – беспечны?
Человек заботиться о стольких вещах – о хлебе, одежде, достатке, о грядущем дне. Но ведь Господь сказал: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6:25). Более всего следует искать Царствия Небесного, направляя на это все свои силы. Но среди забот и беспокойств о мирском не остается места заботе о Царствии Небесном. В этом и проявляется наша беспечность, от этого и предостерегает нас святитель Иоанн. Посему необходимо иметь ревность о духовных делах, оставив чрезмерные заботы о плотских. «Если же будем ревностны, имея достаточную защиту в собственных делах, то с дерзновением удостоимся и благ, уготованных любящим Бога», говорит святой Иоанн Златоуст.
Как тяжела будет наша участь, если мы встретим Пришествие Спасителя погрязшими в страстях и грехах. На Страшном Суде откроются все наши прегрешения. Вспомните, как нелегко бывает их открыть даже духовному отцу, как мы боимся, что кто-то, даже совсем незнакомый человек, узнает хоть малую часть из них. Но как будем ощущать себя, когда пороки наши станут известны всем, нам придется отвечать за них пред лицом Господа?
Нас будет ждать геена огненная, предназначенная грешникам. И пусть даже не было бы ее, но как горько бы мы плакали и укоряли себя, видя славу праведных и уготованное для них блаженство. Но мы не просто лишимся награды – неминуемы будут вечные мучения, несопоставимые ни с какими земными скорбями и наказаниями.
Посему должно нам при каждом греховном движения нашего сердца, наставляет нас святитель Иоанн, обращаться мысленно к тем страшным мукам, которые будут ждать нас за нашу греховность. Помышляя при этом, что нашему разуму невозможно представить всю их тяжесть. Так же следует думать о вечных благах и радости, которая будет наградой нашей праведной жизни. Такого рода помышления помогут бороться с лукавым, искушающим нас и желающим нас этих благ лишить.
Сокрушаясь о малочисленности людей, посещающих храмы, святой Иоанн Златоуст вспоминает слова пророка: «желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Ис. 83, 11). Любящий человек рад видеть и преддверие дома любимого, и улицу, и переулок, в котором тот живет. Так и пророк по своей любви к Господу доволен быть и самым последнем в доме Его, стоять у порога. Мы же проявляем нерадение к посещению Дома Божия – храма. Любое жилище, любой дом, кроме храма Божьего есть тот самый шатер нечестия. Даже если совершаются в нем моления – так же творятся и ссоры, пересуды и прочие нечестия. В Доме Божьем этого нет. Он как пристань для человека – стоит лишь войти в преддверие, как радуется и успокаивается наша душа. Это бывает даже когда не совершаются здесь богослужения и чтения, но что же теряет человек, когда на присутствует на них? Когда читаются наставления пророков, апостолов, когда Сам Христос предстоит молящимся? Велика потеря тех, кто и один день в неделю не посещает Божьего храма. Не могут извинить такого человека и срочные дела, и бытовые нужды, говорить святой Иоанн Златоуст. Ведь все наши дела ниже дел угождения Господу.
И как человек, не приходящий в храм Божий для духовного наставления может надеяться на спасение, тогда как пребывающие там ежедневно, слушающие духовные поучения и молящиеся, едва справляются со страстями, восстающими на них? «Как тела не пользующихся баней покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов» - говорит святитель. Но Господь волен избавить душу от греха одним своим мановением. Не посещающий же храма Божьего остается в нечистоте душевной.
Природа наша с детства успокаивается и утешается стройными мелодиями и пением. Ребенок засыпает, если кормилица его напевает песню; женщины, занимаясь рукоделием, скрашивают сложность работы различными напевами. Господь же, видя наше нерадение и, порой даже скуку, от прочтения духовных наставления, от их слышания - сотворил псалмопение.
Человек по своей склонности к пению и прослушиванию всякого рода песен, может соблазниться и непристойными песнопениями. Они, проникая в душу слушающего или поющего, развращают ее. Происходит это совершенно незаметно для человека, словно в шутку. Для этого и даны нам псалмы, чтобы мы, заменяя ими развратные песни, питали свои души, сохраняли их от нечистоты.
Христианину не следует гордиться ничем – ни красотой лица, ни стройностью тела, ни каким иным, считающимся нами прекрасным качеством. Ведь все, на что мы полагаем свои надежды, чем гордимся и любуемся – все временно, все тленно. Стоит только взглянуть на человека, лежащего на смертном одре, страдающего какой-нибудь неизлечимой болезнью. Где теперь его красота, которой он так любовался, где теперь его драгоценные одеяния и нужны ли они теперь? Даже если эти тленные качества привели к его одру множество людей, и умирает он в их кругу – могут ли они помочь ему? И не исчезнут ли, как только тленное тело будет предано земле, не забудут ли этого человека?
Пример этот, учит святой Иоанн Златоуст, пусть примут все, кто полагает надежды на богатство, кто стремиться приобрести телесную красоту или же уже имеет ее, гордясь.
Святой Иоанн Златоуст наставляет нас всегда молиться Богу, призывать Его имя. Начинаем ли мы какое дело, хотим ли обратиться к кому-то с посланием, отправляемся ли в путь – прежде следует призвать Господа. Обратившись искренне к Богу, испросив у него помощи и наставления на всякое занятие – мы уже сотворили половину дела. Без Божьей помощи невозможно ничего сотворить благополучно. Так же должно непрестанно возносить благодарственные молитвы, благодаря Господа за все Его каждодневные к нам милости – за сон, за пробуждение, за посланный хлеб, за успешное дело. Хоть и не может человек перечесть и постичь все милости, данные ему Богом каждую минуты жизни – все же следует, зная о них, приносить благодарность.