Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№099)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
К сожалению, полностью наши Церкви наполняются только в великие праздники. Многочисленность прихожан это одежда церкви. Как целомудренная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, так и церковь, покрываясь множеством пришедших, как бы длинною одеждою, является более блистательною. Не приходя в Храм в остальные дни, мы делаем Матерь Церковь, как бы обнаженною. А что не малая опасность видеть мать свою обнаженною, вспомним древнюю историю о том, кто видел отца своего нагим, и за этот взгляд потерпел наказание. Только иудеям свойственно было являться пред Богом редко, трижды в год, а от нас Бог желает, чтобы мы пребывали пред Ним непрестанно. Причиной редких иудейских собраний было дальнее расстояние мест, богослужение ограничено было одним местом - Иерусалимом. Расстояние пути служило им оправданием, а для нас не может быть никакого способа оправдания. Многие блага многократно нисходили с неба для весь род человеческий, но какие ниспосланы сегодня, не были никогда прежде. Древним была послана манна небесная, огонь для исправления заблудшего народа иудейского, во время голода - дождь, произведший обильное плодородие и многое другое. Во время земной жизни Иисуса Христа, апостолы совершали великие чудеса. Можно было видеть, как силою Христовой изгоняются злые духи, как исцеляются болезни, плотские страсти подавлялись и многое подобное. После того как был принесен в жертву Агнец, взявший на себя грехи мира, было осуществлено ниспослание Духа Святого в знак примирения. Через Него мы получаем отпущение грехов, очищаемся от пороков и, не имея Его, не могли бы призывать Бога. Если бы не было Утешителя, то не было бы в Церкви пастырей и учителей, потому что и они посылаются Им.
Некоторые задаются вопросом, почему они не видят знамения. В давние времена, после сошествия на апостолов Духа Святого, ученики Христовы умели разговаривать на разных языках. Иоанн Златоуст объясняет, что каждое чудо совершается с промыслом. С помощью дарования ученикам Христовым способности разговаривать на всех языках, они смогли проповедовать Евангелие всему миру. Поэтому если бы сейчас имелась нужда в распространении Слова Божьего, то и сегодня Господь избрал бы людей на совершение этой цели и многие их современники оказались свидетелями нового знамения. То, что большинство из нас не встречается в своей жизни с чудесами, никак не унижение для нас со стороны Господа, но напротив, оказание нам великой чести. Многие духовные знамения посылаются людям для того, чтобы они приобрели веру, однако в этом нет никакой необходимости для тех, кто веру уже приобрел.
Потому, что тот шел обличать грехи и оплакивать иудейские бедствия, а ученики Спасителя шли истреблять грехи вселенной, – потому тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а апостолы получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной. И вместо того, чтобы изумляться, трепетать и поклоняться Подателю дара, бесчувственные иудеи опять показывают свое собственное безумие, обвиняя апостолов, исполненных Духа, в опьянении.
Все наши грехи записываются, и что мы скажем, сделаем и помыслим, тотчас вносится и записывается в книги в духовном мире. Записываются не потому, чтобы Богу вспомнить день, но чтобы представить книгу, как некоторую улику и обвинение. Но грехи не только записываются, но и изглаждаются. Откуда это известно? Из Писания: «Отврати лице Твое, -говорит псалмопевец, - от грех моих, и вся беззакония моя очисти» (Псал. 50, 11). Как же очиститься от грехов? Слезами, покаянием, исповедью, милостыней, молитвой и прочими трудами покаяния. Итак, будем прилагать всякое старание, чтобы изгладить их здесь и избавиться от тамошнего стыда и наказания.
Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, если он сам этого захочет, освободить от их бремени и сохранить в безопасности, даже если он достиг самой глубины зла. В чем же состоит врачевство покаяния? Во-первых, в раскаянии своих грехов и их исповедания перед священнослужителем на исповеди. Во-вторых, из великого смиренномудрия, то есть покаявшемуся нужно никого не оскорблять, держать спокойствие, не мстить и всегда быть готовым терпеть скорби. Затем нужны покаянные молитвы и сожаление о своих грехах. А после столь усильных молитв нужно великое милосердие и делание добрых дел. Далее, удерживать себя от злопамятства, прощать всем грехи и отклонять ближних от заблуждений. Но для того, чтобы грехи перестали повторяться, необходимо каждый день вспоминать о том, что они совершены нами, не во всех деталях они должны вспоминаться, а иначе можно почувствовать снова к ним влечение. Для покаявшегося необходимо воспитать в себе чувство отвращения к грехам и иметь твердую решимость в следовании Заповедям Божиим. Возьмём пример с Царя Давида, искреннему и продолжительному покаянию которого не помешало высокое положение. Люди, часто следуя комфортному образу жизни, забывают о покаянии и в итоге попадают в беду. А что такое человеческая слава и блага мира сего? Все это ничто перед Богом и вечной жизнью. Будем же от всего житейского удаляться, чтобы нам получить благодать, славу и милость во Христе Иисусе, Господе нашем.
По слова Святителя Иоанна Златоустого, ночью надобно не только спать, но и молиться. Ночью мы можем наблюдать глубокую тишину, великое безмолвие и конечно же красивый хор звезд, через который мы удивляемся делам своего Владыки. В это время душа бывает чище, легче и бодрее. И если днём в округе царит человеческая суета и греховность, то сон все это прекращает и наступает спокойствие, через это мы можем увидеть образ смерти, образ кончины мира. Особенно хорошо молитву творить не только одному человеку, но и всей семье, призывая к этому даже детей. Посреди такого собрания будет Сам Христос, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Даже через собственную усталость это делать важно и уметь пересилить свою лень. Ночная молитва помогает в очищении грехов и дает приятный сон. Для чего Сам Христос на горе пробыл всю ночь (Лк.16:12)? Не для того ли, чтобы подать нам Собою пример?
Слез достойны не те, которые терпят обиду, но те, которые причиняют ее. Делающие какое-либо зло, вредят гораздо больше самим себе, а своим «жертвам» приносят величайшую пользу, если они не мстит за себя. У многих может возникнуть вопрос: «Может я не смог отомстить обидевшему меня, потому что я слабее его?». Ответ на этот вопрос дает Святитель, что обижаемый мог бы сердиться, потому что это в человеческой власти, желать зла опечалившему и всюду бесславить. Следовательно, кто этого не сделал, тот получит награду и за то, что не мстил, так как, очевидно, он не стал бы мстить и в том случае, если бы мог это сделать. Итак, Иоанн Златоуст наставляет не только этого не делать, но и молиться за обидевших, потому что, молясь за этих людей, становимся похожими на Господа. «Молитесь, - сказано, - за обижающих вас, да будете" подобны "Отцу вашему Небесному» (Матф.5:44,45). Посмотрим какой пример подает нам Сам Христос, Он умыл ноги Иуде, обличал его тайно, укорял с кротостью, служил, удостоил его трапезы и целования, и хотя Иуда и от этого не сделался лучше, все же Он не переставал делать Свое. Вспомним Ветхозаветных Праведников, ведь в те времена совершить добродетель было гораздо труднее. Жившие в то время не имели ни письменных наставлений, ни примеров жизни. Вспомним блаженного и доблестного Иосифа, который, прославившись целомудрием, не менее прославился долготерпением. После причинения ему братьями такого количества зла, как желания лишить его жизни, продажи в рабство, но он не разгневался на них, а наоборот, сохранил истинно братское расположение к этим жестоким людям, подавая им еду и предоставив избавление от бесчисленных зол. Какое же мы будем иметь оправдание, когда после закона и благодати, после такого умножения любомудрия, не подражаем и тому, кто жил до благодати и закона?
Как нам загладить свои прегрешения перед Богом? К этому Господь открыл нам много путей. Частое воспоминание грехов и обвинение себя в них. Есть и другой путь, еще более верный, когда мы не помним зла ни на ком, кто согрешил против нас, когда прощаем всякому сделанные против нас проступки. Посмотрим, какой третий путь советует нам Даниил: «Искупи твои грехи праведностью и твои беззакония милосердием к бедным» ( Дан. 4, 24). Есть и еще, кроме этого, путь — частое упражнение в молитвах, постоянное прилежание в молениях к Богу. Приносит нам не мало утешения и пост, когда соединяется с любовью к ближним. Итак, будем ходить по всем этим путям. Если будем всегда держаться их, то не только очистим прошедшие преступления, но и на будущее время много приобретем для своей пользы.