Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№100)
Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№100)

Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№100)

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Скачать архивом

Смотрите также

Беседа вторая на святую Пятидесятницу

Свое попечение о нас Господь не оставил и после Своего Вознесения и послал нам Утешителя Духа Святого, через Которого ниспосылает нам с небес бесчисленные блага. Чрез Него мы освобождаемся от рабства, вводимся в усыновление, слагаем с себя тяжкое бремя грехов. По Его дару мы, притекшие к благодати, стали из людей ангелами, не переменившись по естеству. Дух Святой единосущен с Отцом и Сыном, и как Апостол Павел говорит что, Он имеет такую же власть, какой обладает Отец. Те люди, которые не чтят и более того произносят хулу на Третье лицо Пресвятой Троицы, тем этот грех не простится во век. Как чудны и таинственны действия Духа Святого мы видим в посланиях апостола, который сказал так: «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша яже уготова Бог любящым Его» (1 Кор. II, 9).


О сошествии Святого Духа на апостолов

Итак, рассмотрим, почему же почему Господь не сразу после Своего вознесения даровал нам Святого Духа, а попустил, чтобы ученики сначала провели несколько дней наедине с собою, и только тогда ниспослал благодать Духа. Бог знает, что род человеческий недостаточно ценит те блага, которые у него в руках и не чтит по достоинству того, что является великим, если не случится что-нибудь из противоположного. Приведем пример: здоровый телом не может в точности знать, сколько благ доставляло ему здоровье, если он не испытает болезни, когда его постигнет немощь. Поэтому когда ученики в присутствии Христа были в великом благоденствии, то Он и попустил им на малое время лишиться силы Содействовавшего, чтобы восчувствовав важность прежних благ. Дух Святой отделил каждому из апостолов страны для проповеди Евангелия и сходит в виде языков, напоминая о древнем событии, когда в древности люди, впав в безумие, вздумали построить башню, которая достигала бы до неба, а Бог чрез разделение языков разрушил их злое согласие, а ныне Дух Святой производит соединение во Христе.

>Празднование сошествия Утешителя будем совершать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на двери, но украшая свои души, чтобы мы могли принять благодать и получить происходящие от Него плоды. Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «Плод духовный есть любы, радость, мир» (Гал. V, 22). Обратим внимание на последовательность его слов: сначала он поставил любовь. И это не случайно, ведь любовь есть источник всего доброго. И Владыка всех, в качестве надежного признака отличия Своих учеников, предложил не иное что, но любовь, сказав: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. XIII, 35). Где любовь, там перестают проявлять себя душевные недостатки, не делается зла ближнему и уничтожается поток всех зол.


О вреде зависти

Любовь не делает зла ближнему. Где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата. Уничтожь источник зависти, уничтожишь и поток всех зол. Те, кто завидуют, причиняют себе сильный вред, а кому завидуют, зависть служит, если они захотят, даже поводом к получению венцов. Посмотрим, как праведного Авеля прославляют каждый день, причина убиения сделалась для него поводом к прославлению, а его завистнику и убийце грех приготовил жизнь несчастнее мертвы. Станем же беречь себя от зависти, ведь даже если мы совершили множество добрых дел, лишимся всего, если на нас лежит бременем эта ужасная зараза.


О клятве

Клясться-грех. Нам следовало бы совершенствоваться в более трудных заповедях в таких, как например, отказаться от сребролюбия, отдать душу за проповедь, смеяться над всем земным и в прочих подобных. Если кто обидит, – оказать ему благодеяние, если обманет, – заплатить благословением, если кто либо станет поносить, – оказать почтение. Один ветхозаветный мудрец сказал «Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святаго» (Сир. 23:8‑9). То есть произнесение клятвы превращается привычку.

Те, кто произносят клятву, нередко употребляют при этом имя Божие всуе, что является тяжким грехом. Призывать Господа надобно для спасения своей души и душ близких, в молитве за своих врагов, обижающих нас, и в прочих человеколюбивых и душеспасительных прошениях. Задумаемся почему же в апостольские времена было столько чудес, а в наше время их нет, хотя Бог Тот же и имя то же? Это потому, что оно не одинаково употребляется нами. Они призывали Его только в Богоугодных просьбах, а мы призываем в противоположном. Если же нам не верят и из-за того клянемся, то лучше использовать слово: поверь.

Избавиться от этой пагубной привычки достаточно легко, можно попросить близких следить за нашими словами. Нет стыда в том, когда нас другие исправляют; напротив, стыдно удалять от себя тех, кто исправляет нас, и делать это во вред собственному спасению. В первые три дня это будет тяжело, а уже потом станет легче.


О тщеславии

Невозможно тому, кто так раболепствует временной славе, получить славу от Бога. Объятый этою страстью, человек делается неисправим. Она, отторгая от Небес душу своих пленников, пригвождает ее к земле, не позволяет ей воззреть к свету истинному. Тот, кто болит этою болезнью, добровольно делает все, чем только думает угодить своим владыкам. Если спросить кого-нибудь из них, работающих этой страсти, для чего они тратят столько денег и усилий, то ни о чем другом от них не услышишь, как только об угождении толпе. Если же спросить их: что же такое толпа? – они ответят: это есть нечто шумное, большею частью глупое. Если спросить и о том, что не захотели ли бы они сделаться подобным этой толпе? Конечно, нет. Итак, не крайне ли смешно искать славы у тех, кому сами никогда не захотели бы сделаться подобными? Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого? Особенно эта страсть опасна для тех, кто отреклись от мира. Обладаемые страстью тщеславия всегда испытывают горечь. Они не достигают того, что так любят – славы народной, хотя и пользуются ею, на самом же деле не наслаждаются, потому что это вовсе и не слава. Поэтому сама страсть называется не славою, а тщеславием. Она имеет только снаружи вид светлый, а внутри пуста и полна бесчестия. Откуда же, рождается эта безумная и не приносящая никакого удовольствия страсть? «Только от души низкой и ничтожной»,- отвечает на этот вопрос святитель. Эта страсть все извратила, она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела. Итак, истинная слава состоит в том, чтобы презирать славу, считать ее за ничто, а все делать и говорить только в угождение Богу. А если захотим достигнуть славы и между людьми, то получим ее тогда, когда будем искать единой славы от Бога. Сказано: прославляющих Мя прославлю (1 Цар. 2, 30). Таким образом, исполнив законы Божии, сможем мы получить и здешние, и обетованные блага.


О высокомерии

Через гордость первозданный человек лишился блаженного состояния, через нее и обольстивший его диавол ниспал с высоты своего достоинства. Ничто так не отчуждает от человеколюбия Божия и не подвергает огню гееннскому, как высокомерие. Когда оно в нас есть, то вся наша жизнь делается нечистой, хотя бы мы подвизались в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях. Гордым вместе с падшими ангелами суждено пойти в вечные муки. Что подтверждает и апостол Павел: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Избежать этого греха мы сможем, если будем размышлять о своей природе, о множестве согрешений, о невыносимых будущих мучениях, о том, что все мирские блага — временны.


О молитве

Есть люди, которые просили Бога о своих нуждах несколько раз и не получив просимое, бросали молитву. Но Святитель Иоанн Златоуст настоятельно увещевает не оставлять молитв и продолжать до тех пор, пока просимое не исполнится. Если не получили, то надо молиться, чтобы получить, если получили, то нужно благодарить за то, что получили. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы и выходят, не зная, что они говорили и удивляются, что остались неуслышанными. Во время молитвы, очень важно не отвлекаться, враг рода человеческого знает, что во время обращения к Богу мы делаем великие успехи, поэтому он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим, а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы. Сильна молитва: «Господи помилуй мя». Краткое слово, но находит много человеколюбия, потому что где милость, там все блага. Для каждого христианина важно молиться всегда, во всех обстоятельствах своей жизни, удобных для него и не очень. Господь вездесущ и всегда слышит человеческие молитвы.


О том чтобы с кротостью переносить укоризны и бесчестие

Научимся уступчивости и кротости у Спасителя: «Научитеся от Мене, - говорит Он, - яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Восстанет ли кто против нас, – будем смиренны. Станет ли кто поступать с нами нагло, – будем услужливы. Будет ли кто язвить и терзать нас насмешками и ругательствами, – не будем отвечать тем же, чтобы мщением за себя не погубить себя. Человек земля и пепел и вместо того, чтобы заниматься спасением своей души, он не находит ничего лучше, чем заниматься причинением обиды брату. Если ругающий нас, сказал правду, то нужно благодарить его за обличение, а если ложь, то не обращать внимания. Итак, когда кто станет поносить нас, помыслим о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будем гневаться, но и слезы прольем. «Ибо кто скажет брату своему - уроде, повинен есть геене огненной» (Мф. 5, 22). Если станем отвечать укоризною и будем огорчаться, то чрез это заставим думать, что сказанное о нас справедливо. От чего, богач смеется, когда слышит, что его называют нищим? Так и мы, будем на бранные слова отвечать улыбкой.


О том, что ходить на зрелища гибельно, что это ведет к прелюбодеянию и бывает причиною раздора в семье

В своей проповеди, Иоанн Златоуст отговаривает православных христиан посещать театры, а в наше время в этот список можно добавить кинотеатры, просмотр телевизора, интернет и прочие подобные вещи. Все это является грехом и те, кто его совершают, не стесняются с этой нечистотой в сердце приходить в Церковь. Посещая увеселительные заведения и просматривая фильмы, есть большой риск совершить грех прелюбодеяния одним только взглядом на актрису, которая специально красится и наряжается для того, чтобы приковывать к себе внимание. Всяк, иже воззрит на жену, еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. V, 28). Насмотревшись всего развратного, человек возвращается к своей жене и не найдя в её лице той псевдо привлекательной развратной девицы, начинает раздражаться и вводит семью в ссору. Все наставления о целомудрии он начинает воспринимать не в руководство над собою, а в осуждение, для него эти душеполезные темы становится слушать невыносимо и может вообще отдалиться от этого общеполезнаго учения. Итак, воздержим себя и своих близких от этого греха.