Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№110)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Часто родители хотят, чтобы у их детей был дом и прочие материальные богатства. А о душе их не заботятся. Нужно же смотреть не за тем, чтобы они увлекались житейскими предметами и пожеланиями, а о том, чтобы дети следовали Божиим Заповедям.
Как может быть достойно прощения то, что сегодня дети преступают Божии Заповеди, оскорбляет Создателя? Так, неблагодарные в отношении к Богу, презирают и родителей, а благочестивые оказывают должное почтение своим родителям.
В результате, не принимая должных мер для наставления своих детей на праведный путь, отцы становятся детоубийцами. Дети прилепляются к людям порочным и погибают. После такого несчастья все указывают пальцем на отца. Посему надо иметь попечение о своих детях и постоянно беспокоиться об их душе. Если дети живут по заповедям Божьим, то все дела их будут благополучны и безопасны, они постоянно будут чувствовать Божию помощь.
Детям нельзя угождать. Сегодня мы позволяем детям ходить на зрелища, но не требуем, чтобы они ходили в Церковь. Если бы дети дома слышали беседы о Боге, о том, как и что нужно делать, то скоро можно было бы ожидать и плодов. Но мы поверхностно относимся к этим беседам, оставив без внимания растление детей пороками, и забываем, что кто живет во грехе, тот никогда спастись не сможет.
Власть родителей имеет начало от природы. Бог желает, чтобы родители были почитаемы детьми. Тем, кто почитает своего отца и мать свою, Бог дарит блага. Что считается величайшим благом – счастливая старость. Быстрая смерть и болезни родителей – это наказание непочтительным детям. Оскорбляющий родителей оскорбляет всех людей.
Когда совершается молитва, некоторые смеются и разговаривают. Такие люди, как сосуды, лежащие в беспорядке в доме своем, которые нужно поставить на место. Для этого можно сделать замечание или позвать дьякона. Бесчинством одного нарушается благочинствие всех. Нужно изгнать из Церкви всех, кто злословит и смеется во время молитвы. Будет суд и осуждение тому, кто, увидев такое неуважение, не остановит свою молитву и не сделает внушение.
Там повсюду огонь, так пророки говорят про День Суда. Там нет заступников и избавителей. Даже на рудокопных заводах, где вокруг одни надзиратели, есть надежда на то, что дело будет пересмотрено, и каторга закончится. В Аду нет надежды, - грешники вечно горят в огне, и избавиться от этих страданий нельзя. Сильная степень боли не дает возможности думать о чем-то другом, чтобы найти утешение.
Утешение может быть только в легкой скорби и печали, но не в таких муках, которые грешник претерпевает в аду. Ничто не может быть сладостнее беседы о Геенне огненной, и ничто не может быть и страшнее этой боли. Сладостнее, потому, что напоминания о Геенне приучают дух к собранности, делают душу более благоговейной, отпугивают похоть.
Можно жить в городе, но жить благочестивой жизнью. Сидящие во тьме нуждаются в освещении. Можно жить в доме, иметь жену и детей, богатство, но вести достославную жизнь и выполнять все Заповеди Божии. Ремесленник и управляющий заведением, больной и здоровый – никто не имеет препятствий к достославной и благочестивой жизни.
Крест с нами с самого нашего рождения. Крест - знак победы и знамение нашего спасения. Поэтому нужно понимать знаменательность креста. Осененная крестом, душа человека делается свободною. Но важно сознавать, что Крест – это не только демонстрация веры, но и сама вера, сердечное к ней расположение. Поэтому стыдиться крестного знамения нельзя.
Крестное знамение может отнять силу от вредоносных мыслей, победить силу ядовитых веществ, зверей. Крест обратил землю в небо, а людей в ангелов. Крест - начало всех благ, дерзновение и украшение.
Кроткое обращение делает из волка овцу. Оно может погасить пламя ярости, принять в душу сострадательность. Даже голос и вид ненавистника становится приятным. Врагу нельзя мстить, его нужно увещевать. Ничего нет могущественнее кротости. Как бы ни был жесток человека, кроткое обращение к нему всегда благотворно. Если говорить с ближним надменно и дерзко, то можно вызвать злость, а если кротко и ласково, то наоборот, потушить самую сильную ярость. От тебя зависит - зажечь или потушить искру. Лучше вспомнить, что доброго тебе сделал когда-то сегодняшний враг. Ведь раздражаемся мы от самих слов, а не от поступков.
Апостолы рекомендуют читать Священное Писание со старанием. С такими книгами легче переносятся все несчастья. Мудростью называют добродетель. От глупости происходит жестокость. Человек мудрый знает, какие дела являются божескими, а какие – человеческими. И, зная это, решает, какие дела делать, а какие – нет. Настоящую жизнь он не оценивает ни во что, и потому не скорбит в несчастье и не радуется в счастье.
Следует приобрести Новый Завет и почитать о деяниях апостолов. Оттуда искать поддержку в своих несчастьях, даже в случае утраты ближних. Псалмы, в отличие от современных песен, содержат мысль о воздержании, о сообщении с нечестивыми, об обращении с добрыми, о воздержании чрева, о нестяжательстве, о том, что деньги и слава – это ничто.