Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№111)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
«Уста людей, которые пустословят, говорят срамное и непотребное есть гроб» - учит нас Святитель.
Все мы люди и имеем свои немощи. В том числе, часто оскорбляем, ругаем, осуждаем и всячески злословим ближних. Но будем сдерживать свои слова и помыслы, чтобы со временем они утихли и не распаляли нас. Нужно не просто удерживаться от злословия, но и стараться говорить только благое и светлое, богоугодное. Чем больше мы позволяем себе злословить, тем более это входит в привычку и овладевает нами и скоро уже не будет замечаться нами как грех, а как обычное состояние. А так от слов можно перейти и к делу.
Злословие вредит не только самому ругателю, но и всем окружающим его. Оно подобно чуме, заражает всё, что соприкасается с ним. Поэтому необходимо учиться налагать на свой язык засов.
Злословящим нечем оправдаться, ведь порок этот идёт от зависти. Нет в нём никакой необходимости плоти или души. То есть, не от немощи плоти это исходит, а от злости сердечной. Святитель Иоанн предлагает перенести свою страсть порицания и осуждения на свои грехи. Осудить их, обсудить, оругать. В том большая будет польза для нашего спасения. Не рань других остриём языка своего, а вырезай им грехи собственные. И в Ветхом, и в Новом Завете мы видим постоянные примеры, когда люди из великих грешников становились праведниками путём осознания и поругания своих грехов. Это и притча о мытаре и фарисее, и притча о неверной жене, и многие другие. Христос пришёл спасти грешников, а не праведников. Признаем свои прегрешения и осудим их. Порицание самого себя принесёт оправдание в сём пороке. Все святые осуждали себя за грехи, а кто не видел грехов своих и считал себя чистым, на самом деле находились в прелести и тяжела была участь их.
Судья один только есть. Только Он знает правду и что у кого на сердце. Не дерзнём брать на себя роль Всевышнего. И нет лучшего лекарства от грехов, чем непрестанная память и осуждение их. Должно нам избегать порицания. Нет греха, который бы делался легче и быстрее этого. Легко увлекает этот грех в свои сети. Ведь ни нужно на него ни времени, ни сил, ни приготовлений, ни помощников. Но как он тяжёл потом будет на душе нашей и в какую погибель вводит нас незаметно.
Итак, братия и сестры, «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).
Тщеславие - одна из самых страшных страстей. Она многолика и часто незаметна. Грубые проявления её все мы видим. Это и желание прослыть богатым, знаменитым, красивым, умным, и жажда власти и прочее. А есть и более тонкие проявления тщеславия. Беда, когда она протягивает свои путы в добрые дела: в пост, в молитву, в милостыню. Когда мы хотим угодить не Богу, а показать себя хорошими перед людьми. Но должно помнить нам, что слава перед людьми мимолётна и призрачна. Сегодня есть, завтра нет. Часто люди осуждают и оскорбляют тех, кто ищет признания от них. Будем помнить, что получивший награду на земле, вряд ли получит её на небе, как написано в Библии.
Сам Господь подал нам пример истинного милосердия. У Него нам должно учиться и от Него только ждать одобрения. Нет никакой пользы нам от награды людской, от их похвалы. Они забудут о наших делах, кто-то и не узнает. Бог только всё видит и всё помнит, и даст нам награду достойную. Не стоит разбрасывать это сокровище во всеуслышание. Дела милосердия пусть будут сокрыты от широкой общественности. Чтобы удерживать себя от тщеславия, подумай, что люди, перед которым ты творишь дела милосердия, посчитают тебя человекоугодником, осмеют, позавидуют доброте твоей. И это будет лучшей способ сдерживать себя.
Страсти заграждают путь к слову Божию. Сердце окаменевает и становится неспособным чувствовать и воспринимать. Сребролюбивый не расстанется с деньгами, блудник не поймёт вред его похотей. Страсти наши усиливаются от беспечности. Поэтому необходимо оставлять ненужные пожелания и быть внимательней. Будем же различать потребности естественные от наносных. Естественно желать пищи и воды, ибо без этого невозможно жить. А желание богатства и власти- наносное и весьма вредное. И зависть, и гнев усыпляют наше сердце и совесть, заглушают их зов. Вожделение ненужного, излишнего может принести нам множество скорбей, если вдруг не получится приобрести желаемого. Будем внимательны к движениям своего сердца.
Гордый унизится, смиренный же возвысится. Гордый считает себя выше всех и достойным всех благ и похвал, ищет чести всё больше и больше. Призирая других, ищет от них же почитания. Если они ничто, зачем искать от них почестей? Это ли не глупость гордецов. Смиренный же видит свои грехи и недостатки, понимает своё недостоинство. Уважает других людей и старается никого не осуждать, кроме себя. Почитая других, похвалу от них принимает за радость. Смиренный убегает страстей. Не ищет богатства, власти, развлечений, ни раздражается на гнев. Гордый же наоборот, весь поглащён страстями и только ими живёт. И зависть, и ненависть постоянные его спутники.
Итак, мы видим, что истинно высок и благ тот, кто неуловим и незаинтересован страстями, кто избегает их, кто скромен и смирен, кто тих и добр, кто внимателен к своему сердцу, кто уважает других и не ищет славы напрасной. Гордость не даёт нам ничего полезного, но только может отнять спокойствие духа и сердца, может вызвать неуважение среди людей, неудовлетворённость жизнью. Смирение успокаивает нас, даёт мир душевный, уважительное отношение с людьми и небесные награды.
«Бог гордым противится. Смиренным же даёт благодать»- говорит нам Писание. Поэтому смиримся, чтобы вознестись, ведь Бог ничего так не отвращается как гордости.
Через чтение и слушание Священного Писания мы проникаемся духом Благодати Божией. Чем больше мы будем читать его, тем больше пользы это принесёт нам.
От долгого бездействия человек расслабляется, а от упражнения собирается с силами и мыслями и получает плоды. Читая Священное Писание, мы понимаем, что живём недостойно, что не соблюдаем заповеди Господни. И это сокрушение уже приносит пользу. Осознавая своё несовершенство, неправильность своей жизни, мы постепенно научимся и действительно исполнять все учения Христовы своею жизнью. Слушание и чтение Писания помогает нам успокоить свою душу, свою плоть, избавиться от многих страстей и наносных желаний, навеянных миром. Например, узнав, что Иисус Христос ходил в простых одеждах, скромно вкушал, общался всегда с простыми и бедными людьми, мы поймём, что деньги и роскошь не дают никакой нам пользы и радости, и не будем стесняться, если сами бедны, убережём себя от лихоимства и зависти. Иоанн Предтеча ходил в одной рубашке, жил в пустыне и вкушал растения и мёд. Это убережёт нас от греха чревоугодия и гортанобесия. Примерами скромной, но с тем и счастливой жизни наполнена вся Библия. Поэтому нужно не только чаще читать её, но и воплощать в жизнь и запечатлевать в своём сердце. Через это и достигнем спасения и всех благ небесных.
Иисус Христос называл роскошь тернием. Ибо мучит она и тело, и душу. Ослепляет ум, охлаждает сердце и терзает тело. Ничто столь не вредно нам, как пресыщение. Чрезмерное, неумеренное питиё и принятие пищи низводит нас до животного уровня и охлаждает дух. Ведь гортань дана нам не только для еды, но и для более важного: чтения молитв, пения псалмов, благодарения Бога. Неумеренность в пищи и питье вина приносит нам и физический вред. Вред нашему здоровью. Поэтому необходимо соблюдать умеренность во всём.
Не вино, а пьянство дурно. Вино само по себе не причинит вреда, а лишь по нашему произволению. Ведь вино мы используем при великом Таинстве. А кто-то лишь для того, чтобы напиться.
Пьянство притупляет разум и делает человека безвольным и слабым, лишает скромности. Он становится предметом осмеяния друзей и тем более врагов, теряет уважение и значимость в семье и обществе. Пьющий человек не чувствует насыщения вином и пьёт всё больше. И тут уж нечем ему оправдаться, ведь он собственной волей сделал этот выбор.