Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№112)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Нередко ради людей мы готовы долго усердствовать, выполняя тяжкие работы, хотя часто теряем и самую надежду на награду. А ради Спасителя нашего, от которого, без сомнения, можем получить награды гораздо больше самых трудов («надежда не постыжает» – говорит Писание (Рим.5:5)), мы не стараемся показать надлежащее усердие. Делать добрые дела, стяжать добродетель, скажем мы, трудное дело. А какое из добрых дел, не трудно? Да в том-то, скажем мы, что с пороком сопряжено удовольствие, а с добродетелью — труд. Какая же тому причина? Вначале Бог даровал нам жизнь свободную от заботы. Мы же не воспользовались как должно этим даром и лишились рая. Человеческая жизнь стала многотрудной, когда же и труды не обуздали нас, Он дал Закон, содержащий в себе заповеди, чтобы удержать порывы. Вот почему наша жизнь сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Да для чего же со злом сопряжено великое удовольствие, а с добродетелью — великий труд и тягость? Но какая же была бы благодарность, или за что получили бы награду, если бы это было дело не трудное? Удовольствия порока кратковременны, а скорбь постоянна; от добродетели же, напротив, радость нескончаемая, а труд — только временный. Добродетель, еще прежде получения венцов, утешает своего труженика, питая его надеждами, а порок, еще прежде наказания, казнит своего последователя, терзая и устрашая его совесть и заставляя на всё смотреть с подозрением.
Люди не столько привлекаются благодеяниями, сколько вразумляются страхом. Но дивные и великие мужи и друзья Божии ни в чем этом не нуждаются. Таков, например, был Павел: он не говорил ни о царстве, ни о геенне. Вот это значит любить Христа; это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу. Люди, одержимые безумною страстью к деньгам, кого бы ни встретили, если только надеются получить чрез них деньги, — решаются на все, и льстят, и услуживают, и становятся рабами. А царство не имеет того значения у нас, какое имеют деньги и обещано оно не каким-нибудь обыкновенным лицом, а Самим Богом. Даже если бы Господь не уготовлял нам царства, а лукавый — геенны, — самого свойства их заповедей не довольно ли было бы для того, чтобы побудить нас быть в союзе с первым? Впрочем, что заповеди Божии доставляют и удовольствие, это ясно из следующего. Каково состояние человека раздражительного, и человека незлобивого и кроткого? Не правда ли, что душа последнего похожа на некоторое уединенное место, где царствует великая тишина, а душа первого — на шумную площадь, где страшный крик.
Правая вера, при порочной жизни, не приносит никакой пользы, это показывают и Христос, и Павел. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21). В самом деле, люди невнимательные к себе сами легко впадают в пороки, хотя имеют правую веру. Павел в своем послании к Евреям говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Святостью он называет целомудрие, по которому каждый должен довольствоваться своею женою, и не падать с другою. А кто не довольствуется, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. Блуднику невозможно войти в царство небесное; а тут уже не блуд, но гораздо более — прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой или такая не наследует царства, но будет ввержен или ввержена в геенну.
Потеряли имущество? Но представим тех, которые не имеют даже насущного хлеба, и сразу получим утешение. И при каждом бедствии не будем печалиться о том, что случилось, а благодарить за то, чего не случилось. Не будем плакать о потере, а станем благодарить за то время, которое пользовались им. Абсолютно здоровы? А сколько людей живут в абсолютной нищете. Пострадало и здоровье ? И это не край бедствий человеческих, многие при бедности и телесном расстройстве бывают еще одержимы бесом и скитаются в пустынях. Богатство имеет только наружность светлую, внутри же исполнено мрака; а бедность напротив. Если бы открылась совесть каждого, то в душе бедного можно увидеть великое спокойствие и безопасность, а в душе богатого смятение, смущение, волнение. Итак, когда видим богатого, то представим и того, кто богаче его, и увидим, что он в таком же положении, как и мы. Затем представим того, кто беднее нас, и сколько людей засыпают голодными, теряют отцовские имения, живут в темнице и каждый день желают смерти. Ни бедность не рожает печали, ни богатство — удовольствия; но то и другое зависит обыкновенно от нашего рассуждения.
Человек всегда скорбит что не имеет большего, если доставишь ему достаток в необходимых предметах, он опять станет скорбеть о том, что не имеет более чем необходимо. Если доставишь ему больше, он опять захочет иметь вдвое и потому будет печалиться не менее прежнего; если дашь ему вдвое или втрое, он вновь будет скорбеть, и будет это продолжать бесконечно. Благоразумный человек, хотя бы ты низверг его с высоты вниз, не предастся скорби и печали. Низведи мысленно человека, который занимает высокую должность, он нисколько не будет скорбеть, потому что будет представлять не то, чего лишился, а то, что еще остается у него.