Проповеди по святителю Иоанну Златоусту (№114)
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Иоанн Златоуст в этой беседе говорит о важности пребывания женщин в любомудрии, особенно замужним, рассмотрим почему так. Господь повелевает нам избегать всякого рода шума и суеты, чтобы молиться в тишине в своем доме, потому что пребывание в уединении от общества злых людей приносит большую пользу. Поэтому женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к домашним занятиям. Потому и Иаков был не лукав, так как жил дома и был свободен от внешних обязанностей. Не без причины Писание заметило о нем: живущий в шатрах (Быт.25,27). И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы их беспокоил, так и жена, находясь дома, если она не работает, имеет возможность проводить время в тишине. Она может встречать растревоженного мужа, успокаивать его, а затем снова отпускать его из дома с добрым расположением. Если жена благочестива и разумна, она в силах повлиять на мужа и настроить его душу по своему желанию, потому что ни друзей, ни учителей, ни наставников он не послушает так, как свою жену, когда она увещевает его и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, поэтому он очень любит свою советчицу.
Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Она может научить мужчину всего лишь одними делами. А происходит это следующим образом, когда муж видит, что его жена не злонравна, не роскошна, не любит украшений, не требует излишних денежных доходов, но довольствуется тем, что есть в этом случае он непременно послушает её советов. Если она будет любомудрствовать на словах, а на деле поступает напротив, то он обвинит её в великом пустословии. А когда вместе со словами представляется наставление и делами, тогда он похвалит жену и скорее послушает.
Если жена хочет понравиться мужу, то ей необходимо украшать душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает.
Не будем же думать, что дела наши ограничиваются пределами настоящей жизни, но будем веровать, что непременно настанет суд и воздаяние за все, здесь нами сделанное. Очевидно это и для иудеев, язычников, и еретиков, и вообще для всех людей. Хотя не все мыслят, как должно, о воскресении, но что там будет воздаяние за здешние дела, в этом никто не сомневается, ибо, если бы этого не было, то для чего Бог создал великое небо, землю, море, если бы Он не хотел до конца иметь о людях попечение? Одни люди жили добродетельно претерпели многочисленные бедствия и отошли, не получив ничего доброго, а другие, жили нечестиво, грабили и притесняли вдов и сирот, наслаждались богатством и отошли, не потерпев ни малейшего бедствия. Глядя на это многие спросят: «Когда же первые получат награду за добродетель, а последние понесут наказание за нечестие?». Если Бог существует, как и действительно существует, то всякий скажет, что Он праведен, если же Он праведен, то несомненно и то, что и тем и другим Он воздаст по достоинству. Если же Бог имеет воздать тем и другим по достоинству, а здесь никто из них не получил то, очевидно, будет еще время, когда и тот и другой получат должное воздаяние. Иначе для чего Бог поставил в душе нашей этого непрерывно бодрствующего и неусыпного судию, т. е. совесть? Совесть это неусыпный и строгий судья. Она и деньгами не подкупается, и лестию не смягчается, и от страха не потворствует. Она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь. Она никогда не забывает сделанного и сильно обличает нас как при совершении греха, так и по совершении.
Нельзя превозноситься своим смирением! Оно становится опасным для нашей души, когда оно осуществляется для того, чтобы показаться пред людьми, а не пред Богом, когда оно имеет в виду свое прославление и тщеславие. Например, пришел к Вам друг, Вы приняли его, омыли ему ноги, про себя подумали: «Я сделал то, чего не сделал никто другой», и тотчас же гордитесь этим.
Каким же образом можно стать смиренномудрым? Если будем помнить заповедь Христа, который говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лук.17:10). Кто убежден, что он не сделал ничего великого, что бы он ни сделал, только тот может быть смиренным. Многие от смирения впали в гордость. Если кто либо совершил дело смирения и не хочет его погубить, тому нужно не возноситься. Таков был фарисей, он стал превозноситься тем, что отдавал бедным десятину, и погубил все. Но не таков был мытарь. Посмотрим, что сказал Апостол Павел: «Ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1 Кор.4:4). Вот как он не превозносился, но всячески уничижал и смирял себя, и при том тогда, как достиг самой высоты добродетелей.
Господь сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину, с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», т. е. кто привык засматриваться на телесную красоту, тот уже любодействует. Он не сказал, что только любодей наказывается, но и за любострастный взор человек получает наказание. Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу. Так как благодать Духа Святого мы принимаем в сердце, то Спаситель прежде всего его и очищает. Человек если у него есть желание побороть эту страсть, то сможет, уповая на помощь Божию и прикладывая твердое намерение. Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на жен. Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти, и делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания. Почему же Спаситель и здесь не употребил ограничения? Он не просто сказал: кто пожелает, — потому что можно желать и сидя в горах, — но: «Кто посмотрит на женщину с вожделением», то есть, кто сам воспламеняет в себе пожелание, кто без всякого принуждения вводит этого зверя в спокойное свое сердце. Это уже происходит не от природы, но от нерадения.