Проповеди Стефана Яворского
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Кресту Господню полагается поклонение не по веществу, а по содержанию образа, потому что Крест является орудием нашего спасения, освященный Пречистой Плоти Христовой и Его Честной Кровью. Существует большое количество проображений Креста в Ветхом Завете: древо жизни посреди рая (Быт. 2), лестница Иакова, на которой утвердился Господь (Быт. 28) (Сам Сын Божий на Кресте был утвержден пригвождением), дрова, которые Исаак, нес на своих плечах на жертву Богу (Быт. 22).Есть еще много прообразов, перечисленных в Ветхом Завете и все они достойны почитания в Новой Благодати.
Из Писания мы видим, что Спаситель наш, был распят на Кресте не случайно, не вынужденно, но по Своей воле избрал этот путь для Своего прославления и нашего спасения. Он выбрал Крест, как алтарь для принесения непорочной жертвы, чтобы ею умилостивить, разгневанного на нас, Бога. Крест становится оружием, которым побеждается ад и упраздняется вся его сила. Если Он был в такой чести у нашего Господа, как лестница, вознесшая Его к славе и царству, то в какой чести должен быть это Священное Оружие у нас, которым мы получили спасение.
Отношение к Кресту у православных христиан должно быть очень трепетным. В 73-ем правиле шестого Святого Вселенского Собора написано: «Если на земле написан Крест, да изгладится». Если где нибудь увидим нарисованный или выложенный образ Креста на поверхности земли, то его необходимо либо стереть либо вскопать, чтобы над ним не была совершена хула человеком или животным.
Ангелы Господни являются нашими помощниками, заступниками, наставниками и хранителями, они поспешно прибегают на молитвы тех, кто находится в различных скорбях, бедствиях и печалях. Они являются усердными молитвенниками за людей к Господу. Просьба их о помощи является делом благочестивым, также как и молитва к Святым Угодникам Божиим, которые жили на этой земле и своими добрыми делами и заслугами получили Милость Божию помогать нам грешным. Святитель Василий Великий говорил: «Если окажемся в беде, следует прибегать к Святым. Также, если находимся в радости, надо тоже молиться, чтобы не приблизилось к нам зло и продолжить оставаться радостными». Если видим, что Господь на нас разгневался, то, послушаем, как советует поступить в таком случае Иоанн Златоуст: «Надо обратиться к Его друзьям, святым, угодившим Ему и обладающим большим дерзновением».
У некоторых может возникнуть вопрос, почему же Святые помогают нам. Во первых, как говорит Апостол Павел: «Члены одного тела, имеющего одну главу, имеют свойство помогать друг другу, заботиться друг о друге и сострадать». Во вторых, по слову Павла, мы являемся согражданами Небесного Иерусалима, а жители одного города, которые живут в мире и любви, когда видят своих сограждан, оказавшихся в беде, откликаются и спасают их. Можно привести сюда еще один яркий прообраз: братья и сестры одних родителей, живущие во взаимной любви друг к другу, когда видят члена семьи в печали или скорби, призывают друг друга и помогают.
Поминовение усопших означает молитву за умерших, подача милостыни, приношение Богу Бескровной Жертвы и оказание других благодеяний для оказания им духовной поддержки. Это было установлено еще в древние времена Православной Церковью. В Ветхом Завете сохранилось много упоминаний о том, что ещё тогда поминали усопших, приведем примеры: мужи, жившие в Иависе Галаадском похоронили кости царя Саула и сына его Иоанафана, после чего вступили в пост на семь дней (1 Цар. 31:13), Давид постился после смерти славного вождя Авенира (2 Цар. 3). Некоторые могут сказать, что в те времена постились из-за печали по случаю смерти близких людей, а не для оказания духовной помощи их душам. На это дает ответ Стефан Яворский, что пост их совершался по следующим двум причинам: скорбь об усопших и самое главное оказание им духовного содействия. И это объясняется следующим: во первых, пост только в связи с печалью о смерти близких в продолжении семи дней не является вероятным и во вторых, ради своего больного ребенка Давид постился на протяжении нескольких дней и когда услышал о том, что сын мертв, пост прекратил. Вследствие чего становится понятно, что Давид начинал поститься, когда что-то просил у Бога, поэтому он прервал пост, когда узнал что уже ребенок умер. Если обратимся к Новому Завету, Христос сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Конечно они не обладают властью принять душу доброго человека в Царство Небесное, но могут своими молитвами умилостивить Бога дабы Он простил им их прегрешения. Если же нищие своим молитвенным заступничеством помогают милостивому человеку после смерти войти в Горние обители, то становится понятным, что молитвы, живущих на этой земле, людей приносят умершим большую пользу.
В ежедневно совершаемой Литургии приносится Бескровная Жертва (Святейшая Евхаристия) Тело и Кровь Христовы, освящаемые под видом хлеба и вина и приносимые Богу. Спаситель наш сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11:24). Из этих Слов становится понятным, что на Тайной Вечери Христос не только дал в пищу Свою Плоть и Кровь Апостолам, но и принес Богу Отцу в Жертву за людей во оставление грехов. Затем Господь повелевает Апостолам делать так: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25) Апостолы, послушав Его, принесли Бескровную Жертву Богу. Они передали это своим восприемникам, и в настоящее время Таинство Евхаристии совершают наши священники, и так будет делаться до конца веков, т.е. до второго пришествия Христова.